«Я получаю от послушания больше, чем отдаю»
Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание на монастырском сайте.
В комнате, где за компьютером работает инокиня Галина (Сорокина), поют кенары. Моя собеседница не может без братьев наших меньших. Не обходится она и без музыки. Вот и здесь ей разрешили завести поющих пернатых. Они поют, а мы разговариваем. Матушка Галина рассказывает, как любовь к природе и мелодиям соединилась в послушании оператора и режиссера монтажа — профессии, которой она овладела уже в монастыре.
— Когда отец Андрей Лемешонок дает послушание, он ориентируется на то, к чему человек склонен, что ему нравится, что он умеет. Ко мне был именно такой подход, — рассказывает матушка. — По образованию я биолог. Работала научным сотрудником Института леса Национальной академии наук Беларуси в городе Гомеле. Моя первая профессия была связана с растениями, а дома всегда окружали животные: собака, две кошки, птицы.
Однажды я увлеклась фотографией, снимала видео на фотоаппарат, монтировала сама на компьютере в программе Sony Vegas Pro. Делала маленькие видеоролики для себя, родных и друзей о том, что происходило в жизни.
Когда пришла в монастырь, сразу несла клиросное послушание, так как за плечами музыкальная школа и опыт пения на клиросе в приходском храме Гомеля. Основное мое послушание было в аудиостудии, где монтировала беседы батюшки.
Сайтом тогда руководила мать Иоанна (Панкова). По ее просьбе я перешла в видеостудию и начала монтировать видео. Закончила трехмесячные курсы по видеомонтажу. Очень многому обучили профессионалы, которые здесь работали: режиссер Максим Михальцов, операторы. Андрей Дук учил меня снимать на профессиональной камере. Программы по монтажу изучала сама на практике, а коллеги подсказывали.
Очень часто Господь давал понимание, как нужно делать. Пример приведу. Мне сказали перекрасить кадры, и я не представляла, как. Приблизительно указали на кнопки и всё. Открыла программу и каким-то волшебным образом произвела нужные действия, прокрасив картинку. И тут я четко на себе прочувствовала действие благодати Божией во время послушания…
В видеостудии делала видеорепортажи, клипы, монтировала концерты, небольшие документальные фильмы. Работы было много.
— Какие знаковые работы Вы монтировали?
— Всегда интересно создавать видеоролики про человека. Например, несколько раз обращались прихожане с просьбой сделать фильм про родственника, ушедшего в вечность. Давали видеоматериал, а я уже на его основе творила. Так получились видеоистории про Людмилу Жданович, Олега Синицкого и других.
Люблю делать видеоклипы. Легко даются. Один из последних — «Русь называют Святою». Поет Детский хор.
Два года назад сделала небольшой документальный фильм про икону Божией Матери «Минская». В съемках мне помогала оператор Лариса Каберник. На одном из фестивалей работа оказалась в числе номинантов.
Мне нравится делать ролики о преподобномученице Елисавете. Когда только пришла в монастырь, у меня не было к ней интереса как к личности. Но я прониклась ее духом, когда делала видеосюжеты. Это необыкновенно красивый человек.
Такое впечатление, что видеоматериал меня тоже учит. Я, наверное, получаю от послушания больше, чем отдаю, выполняя его.
— Вы и снимаете, и монтируете. А себя, скорее, отнесете к операторам или к режиссерам?
— Я очень часто обращаюсь за помощью к операторам, но сама тоже снимаю. Занимаюсь в основном режиссурой монтажа, режиссурой видеофильма.
Летом мы сделали колоссальную работу про наш духовно-просветительский центр «Ковчег». Проходишь, кажется, здание и не замечаешь всей его красоты. Но оно прекрасно внутри. Получился большой фильм. Делая эту работу, я стала воспринимать наш «Ковчег» как некую личность, которая всё время изменяется и растет. Я там и режиссер монтажа, и режиссер фильма.
Люблю снимать и монтировать концерты, которые у нас проходят.
— Получается, в Вашем послушании всё сошлось: любовь к музыке, увлечение фотографией и интерес к монтажу?
— Да. Любовь ко всему, что красиво. Интересно подбирать сочетание музыкального ряда и видеокартинки. А если еще и яркая личность в кадре, то получается фонтан вдохновения. Возникает желание работать больше, чтобы поделиться прекрасным.
Когда создаю видеосюжет о человеке, по-другому его вижу, открываю для себя много нового, увлекательного, глубину жизни. Чтобы лучше кого-то узнать, мне нужно смонтировать о нем видеоматериал.
— Над чем сейчас работаете?
— Делаю интересный видеосюжет про заключенного Николая. Когда видишь глаза героя, его движения через экран компьютера при монтаже, слышишь фразы, то совершенно по-другому воспринимаешь, чем когда встречаешь в жизни.
Также работаю над документальным фильмом про современных подростков, которые учатся в разных школах Минска и поют в Детском хоре при нашем монастыре. Материал набирается богатый. Герои искренни и хорошо открываются. Но работа сложная, проблем у детей много…
Для меня очень важен музыкальный ряд. Необходимо, чтобы сочетание музыки и кадра зацепило человека. Для этого оно должно быть просто идеальным.
— Случалось ли Вам, как бывает у поэтов, предвосхищать что-то в жизни героя?
— Еще до монастыря я монтировала свадьбу по просьбе племянницы. Случайно поставила к видео песню ее любимого певца Майкла Джексона. Перевод не знала. А когда после развода родственница перевела эту композицию с английского, оказалось, что песня о расставании. Теперь придаю большое значение музыке, потому что удается попадать в состояние человека. Думаю, это может быть результатом вдохновения. Может быть, Бог через меня действует, чтобы рассказать историю. Сама бы я так не сделала.
Считаю, когда в монастыре дается послушание, то вместе с ним — и благодать делать его так, чтобы это трогало сердца людей. Сочетание музыки и картинки, которое выходит, — это, наверное, не мое, а то, что дается свыше.
— Когда почувствовали в себе профессиональную силу?
— Занимаюсь этим с 2013 года. Сейчас уже опыт есть. А моментами было очень сложно. В основном мое послушание было связано с музыкальными роликами: надо было монтировать различные концерты и интервью. Я же сразу не понимала. Дам на проверку работу, а ее исправляют. И так много раз. Смонтировано не так, кадр не тот по смыслу — всё нужно переставлять. Это был период внутренней ломки через возмущение, где-то ропот, мол, до каких пор! Смонтирую ролик, а в конце подпишу: «Концерт "Державный глас" сколько можно» (улыбается).
— Замечания всегда были справедливы?
— Думаю, да. Я потом на себе почувствовала результат. Мне, биологу по образованию, надо было научиться видеть композицию. И в конечном итоге я сама начала чувствовать все неправильности. Результат принимался профессиональными режиссерами.
Сейчас делают такой видеоконтент, где нарушаются правила, которые раньше были незыблемы. Нейросети могут прекрасно сделать видео без участия человека. Чувствую, что мне нужно больше преодолевать в себе лень, чтобы узнавать современные методы монтажа, осваивать новые программы.
— Для режиссера важна насмотренность. Монахиням доступны фильмы?
— В моем случае большую роль сыграла не насмотренность, а обучение в процессе работы над роликом, индивидуальный подход. Мне говорили, как лучше подать материал. Я делала работу над ошибками. От каждого человека, который работал на видеостудии, я что-то для себя брала. Когда прочувствовала форму, могла уже проявить свое видение. На это ушло лет пять, как на высшее образование.
— С какими сложностями сталкиваетесь теперь?
— У меня всегда была проблема вырезать лишнее. Кажется, уберешь фрагмент — и человек из материала уйдет, что-то покажется не так. Музыку можно брать с ограниченных ресурсов. И порой чтобы подобрать ее, уходит даже не один день.
Бывает, могу утром сесть за материал, а встать из-за стола только в 9–10 вечера. Даже есть не хочется, настолько поглощает работа. Ты проживаешь всем своим существом историю. А случается, что никак не идет, но потом сел и сделал за один день. Голова тяжелая — зато ролик готов. Творческое дело неровное.
Собеседники тоже разные бывают. Вспоминается одно настолько сумбурное интервью!.. Монтировать было сложно. Я и вздыхала, и засыпала в процессе работы. Наверное, человек не смог заразить меня интересом, потому что сам не горел темой. Для того чтобы сделать материал, интерес нужно испытывать. Мне пришлось найти его самой: подобрала закадровый видеоряд, музыку, и вышло неплохо. В конце даже почувствовала вдохновение.
— Откуда у Вас такой интерес к человеку?
— Раньше свою любовь к другу, родственнику мне хотелось вылить через видеоролик. А здесь мне дают героя по послушанию, и это тоже интересно. Сейчас нет большого потока, и у меня есть время для творчества. Получается делать сюжеты содержательнее. Отдаешь больше внутренних сил, больше и получаешь.
Редактирует меня Максим Михальцов. Лояльный, добрый и очень грамотный руководитель. Подсказывает какие-то вещи. Очень благодарна своим старшим по послушанию за то, что здесь есть возможность для самовыражения. Со сроками не подгоняют. В видеостудии монастыря полностью обеспечены условия для творческой работы.
Конечно, хотелось бы наставника, который бы вдохновлял, потому что чувствую моменты застоя. Возможно, нужно еще обучаться, чтобы было больше глубины в фильмах. Наверное, я должна читать специальную литературу и самообразовываться, чтобы идти вперед. Важно себя каким-то образом наполнять. Больше стремиться к Богу, Господь сделает лучше мое сердце. Раз человека конкретного нет, может, сейчас для меня главный наставник — Бог. Если буду больше стремиться к Нему, наверное, Он даст и вдохновение, и материал, и глубокое видение.
— Вы про то, что «Дух творит себе форму»?
— Да, эта фраза подходит. Интересно, что ролики, которые я делала раньше, были наполнены печалью. В монастыре появился опыт, что можно сделать веселый видеоматериал, и это тоже будет хорошо.
— Возможно, переживали что-то?
— Внутренние трагедии разные. Ловила себя на ощущении, что когда делала такое видео, то словно выговаривалась. Всё мое творчество тогда было через внутреннюю трагедию. Здесь это прошло. Монастырь, послушание меня исцелили.
— Вы испытываете радость от того, чем занимаетесь?
— Конечно. Это творческое послушание мне очень нравится. Даже сейчас, чтобы выразить какое-то настроение, могу снять маленький ролик. Душа передает то, что в ней есть.
Очень благодарна батюшке. Мне даже разрешили птиц держать — на тебе, вдохновляйся, только работай.
— Какие фильмы любите смотреть?
— Мне нравятся мотивирующие, про людей, которые преодолевали себя, чтобы сделать свою жизнь. Наши братья с подворья хотят найти себе вторую половинку, и есть идея делать сюжеты о них, чтобы помочь раскрыться. Если бы я смогла это сделать, то была бы счастлива. Уже делала ролик про братьев. Мне тогда понравилось показывать этих людей.
— Задумывались над смыслом Вашего послушания?
— Быть с Богом — вот мой смысл. А за то, что Он дает по дороге еще и послушание в утешение, я Ему благодарна. У меня животные рядом, мое любимое дело. Это просто бонусы к главной цели. А всё время посвящать только молитве — очень трудно.
Думаю, что мне любое послушание было бы в радость. Когда пришла сюда трудницей, чистила подоконники от помета голубей. Потом мыла полы в храме. Убирала в корпусе. Мне всё нравилось. До тебя было грязно, а стало чисто. Приятно. Можно сказать, что вся жизнь в монастыре — это молитва, по сути. То, что я делаю, для меня тоже молитва.
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова и из архива монастыря
22.03.2024