X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Возможно ли покаяние без поста?

в храме

Возможно ли покаяние без поста? По мнению многих людей, покаяние не только возможно без поста, но должно быть в сердце человеческом, независимо от принимаемой пищи, ибо между покаянием и постом нет ничего общего; пост влияет на плоть, a покаяние есть действие совести.

В действительности же покаяние без поста — немыслимо. Хотя пост, по наружности, кажется законом для чрева, но в сущности он есть закон для ума и сердца…

Невольно является желание спросить противников поста: признают ли они себя грешными, больными духом и телом, имеющими нужду в исцелении и истреблении страстей? Если никакая телесная болезнь не лечится пресыщением, то почему же такое врачевание необходимо душе? Не странное ли это противоречие? Ведь лечение всякой болезни начинается врачебной диетой, без опасения, что таким изнурением тела увеличится недуг, но при церковном посте, употребляемом в отсутствии недуга, когда человек совершенно здоров, является боязнь вредно повлиять на телесные силы. Начало поста, каков бы он ни был, врачебный или церковный, всегда ослабляет тело; в этом и выражаются целебные силы поста. Но не следует этого пугаться и, от первого впечатления, разочаровываться в пользе поста; необходимо быть терпеливым и продолжать врачевство. По прошествии первых дней, когда чувствуется неудовлетворение и некоторое раздражение, вследствие испытываемого лишения в обычной пище, тело начинает постепенно успокаиваться и оживать. Неудивительно, что и церковный пост, духовное врачевство, начинает свое действие, как выражаются св. отцы, ослаблением нашего ското-человека и раздражением организма, но затем вскоре смущение заменяется сердечным покаянием, довольством и бодростью…

С духовной же точки зрения, истинный пост состоит не только в воздержании от насыщения, ибо чтобы примириться с Богом, недостаточно одного воздержания. Так как оправдание и помилование доставлены нам заслугами и крестной смертью Сына Божия, то и удовлетворить правде Божией за грехи свои можно лишь верою в заслуги и смерть Спасителя, упованием на помощь Божию и глубочайшим смирением. Всё это добывается молитвою, самоиспытанием, сокрушением о грехах, слезами, мучениями совести, возненавидением греха, постом, размышлениями и чтением Слова Божия. Как говорит св. Василий Великий: «…истинный пост есть устранение от злых дел. Сколько отнимаете от плоти, столько придаете душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа… Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить».

«Да и что такое пост, — учит св. Варсонофий, — как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову апостола: …я благоденствую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12: 10).

Если порицатели поста и без него добродетельны, то пусть покажут силу и твердость в обуздании чувственных пожеланий! Если они и без поста — истинные христиане, то пусть докажут это покорностью распоряжениям Церкви Христовой! Если же вы, возлюбленные, желаете исполнять уставы Церкви, но отказываетесь поститься по немощи, то старайтесь вникнуть в намерения Св. Церкви, ибо она не накладывает постом на кого-либо новой тяжести, а слагает со всех прежний, невыносимый гнет. Не можете поститься, сколько желали бы, поститесь сколько можете и таким образом сами увидите, что вы можете гораздо больше, нежели думаете.

Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность священником и архимандритом. — Кишинев: Епарх. тип., 1911.

18.03.2024

Просмотров: 360
Рейтинг: 5
Голосов: 15
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать