X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Перерождение грешника

Архимандрит Софроний (Сахаров)

«Для Бога нет неизлечимой болезни духа нашего,
если мы сами взыскуем исцеления».

(Схиархим. Софроний (Сахаров)

Вне сего предвосхищения верой обетования Божия, вне горячего устремления к возлюбившему нас Творцу, ниспосылающему нам неиссякаемое вдохновение, мы неизбежно падем, раздавленные массивным напором безмолитвенного духа мира сего, часто даже враждебного.

Животворящая вера, «побеждающая мир», состоит в несомненном принятии благовестия о Христе как Боге Создателе нашем, воплотившемся ради спасения нашего. <…> Нам необходима крепкая вера в воскресение наше согласно неложному обетованию за нас распятого и воскресшего Христа, чтобы и мы стали причастниками вечной Его победы. Хорошо нам помнить, что в крещенской купели мы получили рождение Свыше, и на нас было призвано имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Не дадим мелочными заботами ослабить в нас зажженный небесный огонь, ибо мы крещены Духом Святым и огнем (ср.: Лк. 3: 16).

Нормально для христианина в пределах сей жизни совмещать, с одной стороны, ощущение неумирающей небесной славы, с другой — насыщенность мировой атмосферы запахом тления и смерти. Последняя, конечно, подавляет нас, однако не в силах угасить пламя веры, из которой внутри нас ключом бьет молитва, поставляющая нас на грань меж двух миров: сего — преходящего и иного — грядущего (см.: Евр. 13: 14). Страдальческое переживание разорванности углубляет моление наше. Мы сознаем нашу болезнь как действующую в нас смертоносную силу греха и зовем единственного Врача прийти нам на помощь. И Тот, Кто сказал, что Он не пришел призвать праведников, но грешных на покаяние и что не требуют здравии врача, но болящии (ср.: Мк. 2: 17), действительно приходит и исцеляет душу от всех болезней, возрождает ее духовно, дает ей новую жизненную энергию, просвещает неумирающим светом.

Тысячелетний опыт Церкви показал с неопровержимой силой, что для молитвы, то есть для Бога, нет неизлечимой болезни духа нашего, если мы сами взыскуем исцеления. Стремление к Богу должно быть достаточно сильным, а перерождение всего нашего существа совершает Сам Господь. Я глубоко убежден, что во Христе преодолевается всё прошлое, каковым бы оно ни было. Христос воистину Спаситель во всех смыслах для каждого человека, приходящего к Нему, для всякой группы людей, для целых народов, для всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Возрождение в Нем делает каждого из нас настолько исцеленным, что всё пережитое раньше становится как бы не нашим.

Человек может родиться в самых неблагоприятных условиях, детство и юность могут проходить в среде невежественной, грубой, даже преступной, сам он может быть увлечен дурными примерами окружавших или окружающих еще его. Все сие могло бы явиться причиной различных «комплексов», до конца жизни непреодоленных. Но при вере во Христа, при любви к Нему — никакие лишения в прошлом, никакие провалы, неуспехи или поражения, ни физические уродства или болезни — ничто не является непреодолимым. Во Христе — человек НОВАЯ ТВАРЬ.

Усердная молитва приведет к тому моменту, когда дыхание святой вечности коснется нашего духа. Тогда всё временное теряет над нами свою власть, предстает уму нашему в своем ничтожестве в сравнении с даром Бога Живого. Ни власть «сильных» мира сего, ни слава гениев в области науки или искусства, ни роскошь богатства, ни иные какие бы то ни было привилегии, НИЧТО не может сравниться со славой и светом жизни во Христе, хотя в пределах Земли она исполнена своего рода глубочайших страданий. Природа духовных страданий, однако, существенно отличается от страданий мира, погруженного или добровольно погрязающего во мрак страстей. Дух наш в болезненных испытаниях почерпает неведомую дотоле энергию любви, восстанавливающей потраченное с избытком.

Сколько было примеров сего «преображения» среди монахов на Святой Горе! Некоторые приходили туда подобные нечистым и к тому же разбитым сосудам, отмеченные печатью низменных страстей, понесенных оскорблений, полные внутренних травм, но с решимостью следовать заветам Господа. И они радикально исцелялись, менялись даже физически, из обезображенных становились привлекательными и благообразными после некоторых лет глубокого покаяния. Менялся их голос, просветлялся их дух и весь их облик.

Дерзаю удостоверить каждого, что он может достигнуть царственной свободы духа и коренной перемены всей своей жизни, если на всякий день с горячей верой будет обращаться к Богу со своей персональной молитвой… Вот один из возможных примеров такой молитвы:

БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ, НЕВИДИМЫЙ, НЕПОСТИЖИМЫЙ БОЖЕ, во свете живый неприступнем, всю тварь неизреченною премудростию создавый, и меня всезиждительным Твоим повелением от небытия в жизнь свою призвавый; даровавый мне в купели крещения благодать новаго еще Свыше рождения Духом Святым, и сего безценнаго дара Печать положивый на членах тела моего в тайне миропомазания, молю Тебя, Создателю мой, благослови день сей, его же даеши мне, недостойному рабу Твоему; и силою Благодати Твоея сподоби меня всякое дело и слово, во дни сем мною начинаемое, совершать о Тебе Самом, во славу Твою, в духе воздержания и целомудрия, терпения и смиренномудрия, кротости и мужества, мира, любви и мудрости.

ЕЙ, ГОСПОДИ, по безмерной благости Твоей, Духом Твоим Святым, наставь меня на путь извечной воли Твоей; удостой меня совершать путь жизни моей пред Лицом Твоим без порока.

ТЫ, СЕРДЦЕВЕДЧЕ, веси всю нищету мою и невежество, слепоту и безумие; Ты веси всю немощь мою и растление души моей; но и боль сердца моего, и скорбь души моей не скрыты от Тебя. Тем же молю Тебя: услыши молитву мою, наставь меня на истину Твою; и к правде Твоей, которую Ты открыл нам, да не приложится ни единое беззаконие.

БОЖЕ, Великий в милости, пощади меня, зле погибающаго; излей на меня щедрый поток благоволения Твоего; животворящим страхом Твоим удержи меня от всякаго дела и слова душетленнаго; от всякаго движения внутренняго и внешняго, неугоднаго Тебе и брату моему неполезнаго; утверди меня в путях святых повелений Твоих и даже до последняго моего издыхания не попусти меня отступить от света боготворящих заповедей Твоих; и да будут сии единственным законом всего моего бытия, и временнаго, и вечнаго.

Вем, Господи, что о многом и великом молю Тебя в час сей; но помню я окаянство мое и низость мою. Не презри меня, не отвергни меня от подножия Престола Твоего за дерзновение мое, паче же умножь во мне дерзание сие, и дай мне, последнейшему из всех, радость любить Тебя, как Ты заповедал нам: всем сердцем, всей душею, всем умом. Всею крепостию моею, всем существом моим.

Дай мне познать Истину Твою, прежде чем сниду я во гроб. Продли дни мои в мире сем, доколе не принесу Тебе достойнаго покаяния. Не восхить меня в преполовении дней моих, или во время омрачения моего. Когда же по благоволению Твоему положишь конец убогому житию моему, тогда предупреди меня об исходе моем, дабы уготовалась душа моя встретить Тебя. В тот великий для меня день, в тот страшный для меня час — будь со мною, Господи, и воздаждь мне утешение спасения Твоего, очистив меня от всякой неправды, таящейся во мне; от всякаго явнаго и тайнаго греха или нечистоты, да принесу тебе благой ответ на Страшном судилище Твоем.

Ты бо еси Бог мой, кроме Тебя иного не знаю, и Тебе единому славословие и благодарение приношу на всякий день со Безначальным Твоим Отцом и Единосущным Духом Святым. АМИНЬ.

Внимательно прочитать такую молитву каждое утро — немалый духовный труд. Но если она приносится от всего сердца, так что и ум всецело привлекается внутрь, то благоуханный след от нее останется на целый день, и все события дня примут иной характер. <…> А по истечении нескольких лет усердного моления — многое войдет в самое существо молящегося и постепенно станет его новой, возрожденной по Богу природой.

Любовь к Богу, Который открывается через молитву, Который с благоволением принимает ее и воистину ниспосылает Свое благословение, освобождает душу от власти над ней окружающей среды. Для нас единственно важным делом явится задача — сохранить сей союз любви с Богом. Нам станет безразличным, как на нас смотрят люди или относятся к нам. Мы перестанем страшиться потерять благоволение кого бы то ни было из людей. Нам будет дано любить их, но не погонимся мы за тем, чтобы и они нас любили. Господь дал нам заповедь любить, но не поставил нам условием спасения быть любимыми от них. Больше того, не исключено даже и обратное: они расположатся к нам негативно именно за свободу нашего духа. Во все истекшие века и особенно, быть может, в наши дни христианину необходимо быть способным защищаться от возможных вредных влияний современной общественной жизни, иначе предстанет ему риск потери не только вдохновения на молитву, но и самой веры.

Господь в последние часы Своего с нами пребывания был покинут всеми. Один стоял Он на суде синедриона и Пилата, представителя Рима. Один Он был, когда Ирод и воины издевались над Ним. Один был Он, когда народ кричал: «Смерть Ему… распни Его…» И разве вся Его с нами жизнь не была страшным одиночеством? Итак, пусть все считают нас безумными, недостойными ни внимания, ни уважения, нам, помнящим Господа, это должно быть по силам. Лишь бы Он принимал нас. И какая нам польза, если весь мир будет почитать нас великими и важными и прославлять нас, но Отец Небесный и Дух Святой откажутся от нас?

Всё сказанное не больше, чем некая часть той свободы, о которой Христос сказал: вы познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Одна у нас подлинная забота: пребывать в слове Его, стать воистину учениками Его, перестать быть рабами греха. Ибо всякий, творящий грех, есть раб греха. Раб же не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то будете истинно свободными (ср.: Ин. 8: 34–36). Опыт веков показал, что молитва покаяния роднит человека с Единородным Сыном Отца, и уже как сын и он навеки вселится в дом «Отца, Иже на небесех».

Источник: Аз Есмь. Архимандрит Софроний (Сахаров) — Свято-Троицкая Сергиева лавра, Монастырь Святого Иоанна Предтечи, 2017 г.

26.03.2024

Просмотров: 558
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Комментировать