О прощении
С древних времен между благочестивыми христианами ведется обычай во всю сырную седмицу и в Прощеное воскресенье просить друг у друга прощения, в чем кто погрешил один против другого. Обычай прекрасный, истинно христианский, потому что кто же из нас не погрешает против ближнего своего или словом, или делом, или помышлением; и испрашивание прощения у другого доказывает нашу веру в Евангелие, наше смирение, незлобие и миролюбие; напротив, нежелание просить прощения у тех, против кого мы действительно виноваты, показывает в нежелающем примирения маловерие, гордость, самомнение, памятозлобие, непокорность Евангелию, противление Богу. А мы все чада Отца Небесного по благодати, члены Христа Бога, члены единого тела Церкви, которая есть тело Его, и члены друг другу.
Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8), и более всех всесожжений и жертв требует от нас взаимной любви. Весь закон Божий состоит в двух словах: люби Бога и ближнего. Между тем сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за прямое зло, но и за мнимое, не только за обидное слово, но и за неприятное или правдивое, резкое, даже — за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым, гордым, едва не сердится даже за самые помышления ближнего, которые оно воображает в ближнем.
Но против сильного недуга должны быть и средства сильные; великой злобе человеческой противопоставлена бесконечная благость и всемощная благодать Божия: при помощи ее удобно побеждать всякое зло и в себе, и в других — кротостию, незлобием, уступчивостию, терпением и долготерпением… За прощение грехов ближним обещано нам прощение грехов Отцем Небесным, помилование на Страшном Суде, — вечное блаженство: милостивые помилованы будут (ср.: Мф. 5: 7). А непримиримой злобе угрожает праведный суд Божий.
Братия и сестры! Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок пред Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию: кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными; ибо и Бог всегда с нами поступает по Своей кротости, долготерпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. А памятозлобивый не имеет в себе образа и подобия Божия: он более зверь, нежели человек.
Источник: Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России. — М.: Ин-т русской цивилизации, 2012.
11.03.2024