X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Литургия Преждеосвященных Даров (часть 2)

Богословие службы великий пост

Богослужения Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров

После 103-го предначинательного псалма, о котором мы упомянули в первой части, и великой ектеньи начинают читать кафизму. Но кафизма не обычная — читаются так называемые степенные псалмы, или псалмы степеней. Это псалмы, из которых состоит 18-я кафизма. Когда читается первая треть этой кафизмы, священник в алтаре вынимает Агнца — Тело и Кровь Христовы — из дарохранительницы или из-под специального колпака и покрова и полагает на дискос на престоле.

Псалом 119

Ко Господу, внегда́ скорбе́ти ми, воззвах, и услы́ша мя.

Го́споди, изба́ви ду́шу мою́ от усте́н непра́ведных и от язы́ка льсти́ва.

Что да́стся тебе́, или что прило́жится тебе́ к язы́ку льсти́ву?

Стре́лы си́льнаго изощре́ны, со у́гльми пусты́нными.

Увы́ мне, я́ко прише́лствие мое́ продолжи́ся, всели́хся с селе́нии Кида́рскими.

Мно́го прише́лствова душа́ моя́, с ненави́дящими ми́ра бех ми́рен: егда́ глаго́лах им, боря́ху мя ту́не.

Псалмы называются степенными, или песнями степеней, потому что они примерно одинаковые по объему и как бы изображают собой ступени лестницы. По преданию, их читали на ступенях ветхозаветного храма, которых тоже, как и этих псалмов, было 15. В нашем понимании ступени означают восхождение от земного к небесному. В контексте литургии Преждеосвященных Даров мы понимаем это восхождение навстречу Господу, Который уже присутствует в храме во Святых Дарах.

«Господи, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Лишь изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен, но только заговорю, они — к войне», — это перевод псалма. «Пребываю у Мосоха, у шатров Кидарских» — значит, в рассеянии, вдали от Родины. Мы тоже лишены истинной Родины — небесной. И чтобы сосредоточиться, защитить храм своей души, нам необходимо противостоять постоянно помыслам, бороться с ними.

 

священник кадит

Во время второго антифона, то есть второй «Славы», происходит торжественное каждение Святых Даров вокруг престола трижды и звучит следующий псалом:

Псалом 124

Наде́ющиися на Го́спода, я́ко гора́ Сио́н: не подви́жится во век живы́й во Иерусали́ме. 

Го́ры о́крест eго́, и Госпо́дь о́крест людий Свои́х, отны́не и до ве́ка. 

Яко не оста́вит Госпо́дь жезла́ гре́шных на жре́бий пра́ведных, я́ко да не про́струт пра́веднии в беззако́ния рук свои́х. 

Ублажи́, Го́споди, благи́я и пра́выя се́рдцем. 

Уклоня́ющыяся же в развраще́ния отведе́т Госпо́дь с де́лающими беззако́ние: мир на Изра́иля.

Каждение в храме символизирует саму молитву, которая возносится к Богу как благоухание, как аромат фимиама. «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию. Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих, а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!» — вот образ восхождения от земного к небесному. Цель лестницы добродетелей — подняться на гору Сион, отрешиться от суеты, от праздности, от лени и встать под защиту Господа, тогда и мир снизойдет на душу — «Мир на Израиля», как читается в этом псалме.

На третьей «Славе» происходит торжественное перенесение Агнца, то есть Святых Даров с престола на жертвенник, где обычно совершается проскомидия и другие священнодействия. Здесь в потир, то есть в Чашу, вливается вино и звучит следующий псалом:

Псалом 129

Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди: Го́споди, услы́ши глас мой. 

Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́. 

А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко у Тебе́ очище́ние есть. 

И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́: упова́ душа́ моя́ на Го́спода. 

От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода: 

я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние: и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́.

Когда Святые Дары в это время переносятся с престола на жертвенник, то по специальному знаку из алтаря все в храме становятся на колени. А когда перенос закончен, тогда поднимаются с колен. Это знак особого благоговения как бы в присутствии Самого Бога. Переведем псалом: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи утра, более, нежели стражи утра. Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его».

Восхождение заканчивается 133 псалмом: «Се ны́не благослови́те Го́спода вси раби́ Госпо́дни, стоя́щии в хра́ме Госпо́дни…» Вот мы уже преодолели восхождение и стоим в храме Господнем. Быть в храме не всегда обозначает переступить порог, можно присутствовать в храме, а при этом умом отсутствовать. Вот почему важно на богослужении ни на минуту не терять внимание.

 

священники молятся в алтаре

Следующая часть литургии Преждеосвященных Даров особенная. Ее не встретишь больше ни на каком другом богослужении. Это пение знаменитого песнопения «Да исправится молитва моя»:

Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю — же́ртва вече́рняя.

Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.

Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.

Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х.

Песнопение состоит из отдельных стихов 140-го псалма с припевом «Да исправится молитва моя». В это время молятся на коленях. В нескольких строках этого песнопения заложена мысль глубоко личного искреннего предстояния пред Богом. Церковь знает это песнопение с VII века. «Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их…» Кто может оправдать грехи? Только Сам Бог своей Жертвой за нас, Своей Кровью Он может нас омыть, Своим Телом напоить душу и дать силу бороться с грехом. К чему самооправдание, пусть лучше уста мои промолчат, нежели скажут слово злое в ответ на зло, сказанное на меня. Взываешь к Богу, и Господь хочет тебя услышать, потому что Он умер за тебя. Так пусть воздеяние моих рук будет жертвой вечерней, а молитва уподобится фимиаму и достигнет Господа, Который везде сый и вся исполняяй.

Вершиной литургии Преждеосвященных Даров служит момент великого входа. На обычной полной Божественной литургии вершиной является анафора — возношение, или евхаристический канон. Но на литургии Преждеосвященной преложение Святых Даров уже совершено, поэтому главным моментом является их перенос с жертвенника на престол.

Внешне великий вход очень похож на перенос преложенных Даров во время литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоустого. Всегда это производится с большим благоговением и торжеством. А на литургии Преждеосвященных Даров мы переносим не преложенные Дары, а уже Тело и Кровь Христовы. Насколько наше благоговение и сосредоточенность должны быть более глубокими!

Поется песнопение:

Ны́не Си́лы Небе́сныя с на́ми неви́димо слу́жат, се бо вхо́дит Царь Сла́вы, се же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится. Ве́рою и любо́вию присту́пим, да прича́стницы жи́зни ве́чныя бу́дем.

Это песнопение пелось на литургии Преждеосвященных Даров уже в VII веке. По смыслу оно полностью соответствует моменту, ведь действительно входит Царь Славы. И как на Херувимской песне, мы тоже вспоминаем Небесные Силы: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Невозможно себе представить, чтобы столь неизъяснимое словами действие, как снисхождение вечности в наш видимый материальный мир, происходило без участия, без помощи святых ангелов. Их явление нередко видели святые люди, находясь в храме. Ангелов, сопровождающих Вход Господа на литургии Преждеосвященных Даров, изображают священнослужители. Они как оруженосцы, от слова «дориносима» — «копье», с копьями сопровождают Своего Военачальника — Царя Славы. «Ибо вот Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная ими — ангелами — как оруженосцами, сопровождается». Царь Славы приходит в храм. Господь является не для того, чтобы Ему послужили, но  чтобы послужить, для того чтобы отдать Свою душу для искупления многих, для встречи с каждой человеческой душой. Поэтому и мы с верою и любовью приступим. «Да причастницы жизни вечныя будем».

После причащения Святых Христовых Таин литургия Преждеосвященных Даров заканчивается по образу праздничной литургии. Иначе нельзя, ведь то, что произошло в храме в это время, является отблеском праздника — предстоящей Пасхи.

В посту нельзя забывать о том, для чего мы постимся, для чего накладываем на себя ограничения, для чего усиливаем молитву. Не для того, чтобы умертвить плоть ради умерщвления плоти, не для того, чтобы стать лучше ради того, чтобы стать лучше. Праведность сама по себе не избавляет от падений, она не избавляет от фарисейства. И всё, что мы делаем в посту — накладываем на себя определенные ограничения, — связано с одной целью: ожидание и приготовление к предстоящей встрече.

 

проповедь в храме

Конечно, Пасха подарит радость каждому человеку — и постившемуся, и не постившемуся, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Постившийся и не постившийся — возвеселитеся днесь». Пост — это помощник, средство для того, чтобы сделать встречу с Пасхой более полной, радостной, это возможность, потрудившись над собой, сказать «Христос воскресе!» с сиянием в глазах. Каждый день поста в нашей церковной жизни способствует этому благоприятному пощению, правильному спасительному настроению.

Литургия Преждеосвященных Даров — это как свет во тьме, как маяк в ночи, как радость среди скорби и трудов. Она питает небесной пищей тех, кто идет по пустыне постового подвига. Она приближает Воскресение Христово.

Литургия Преждеосвященных Даров (часть 1)>>

 

20.03.2024

Просмотров: 294
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать