X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Литургия Преждеосвященных Даров (часть 1)

Богословие службы великопостные богослужения

Богослужения Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров

Сегодня мы поговорим о литургии Преждеосвященных Даров, о тех текстах, которые сопровождают это великопостное богослужение.

Обычная служба состоит из часов, изобразительных и вечерни, переходящей в литургию. Чем же отличается литургия Преждеосвященных Даров от литургии святителя Василия Великого или литургии святителя Иоанна Златоустого? Прежде всего тем, что Святые Дары уже изначально освящены. Они находятся в храме на престоле. Обычно это происходит накануне в недавнее воскресенье. А в среду и пятницу Великого поста, а также в некоторые дни полиелейных праздников они износятся верующим для причащения. Если обычной, так называемой полной литургии приличествует торжественное праздничное настроение, то литургия Преждеосвященных Даров носит покаянный характер, который свойственен всему посту. Такой опыт молитвы очень ценен, потому что он погружает в атмосферу древнехристианских времен, в апостольские времена и напоминает о жизни христиан того периода.

Как правило, служба начинается третьим часом. Обычно служат утром. Но есть благочестивая традиция, согласно древнейшей практике, служить литургию Преждеосвященных Даров не утром, а вечером. Не нужно сомневаться, какое из времени совершения литургии более правильное — и то, и другое верное. Дело в том, что литургия не вписывается в суточный круг богослужения, она находится как бы над ним, над понятием времени, и по сути принадлежит вечности.

Нам хорошо известны псалмы и молитвы третьего часа. Но если вы придете в храм в будние дни Великого поста, то услышите другие часы. Они более длинные, в них большее число псалмов, и это приличествует постовой, более продолжительной молитве. Суть часа выражается обычно в тропаре празднику или святому. И в обычные дни вне поста тропари читаются, а на литургии Преждеосвященных Даров — поются попеременно священником и хором.

Тропарь 3-го часа

Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха / в тре́тий час Апо́столом Твои́м низпосла́вый: / Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, / но обнови́ нас, моля́щих Ти ся.

Стих 1: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.

Стих 2: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.

Считается, что Церковь получила дар Святого Духа в день Пресвятой Троицы, и это произошло именно в третий час по счету времени, который был принят тогда. В настоящее время третий час соответствует промежутку между девятью и двенадцатью часами до полудня.

Дух Святый почивает на Церкви Христовой и на каждом из нас с момента Крещения и миропомазания. Но жизнь часто отводит нас от правого пути, и тогда Крещение обновляется таинством Покаяния. Давайте еще раз взглянем на тропарь. «Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославший, Его, Благой, не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя», — поет хор от имени народа. А священник тоже от нашего имени добавляет следующие стихи: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня».

В контексте литургии Преждеосвященных Даров фразы «сердце чистое сотвори», «Дух обнови», «Духа Святого не отними» имеют особое значение, ведь мы приступаем к главнейшему из таинств — таинству Святого Причащения.

Шестой час тоже имеет свое посвящение. Это промежуток между современными 12-ю и 15-ю часами. Господь в это время претерпел Распятие и Страдание на Кресте за спасение мира.

Тропарь 6-го часа

И́же в шесты́й день же и час, / на кресте́ Пригвожде́й в раи́ дерзнове́нный Ада́мов грех, / и согреше́ний на́ших рукописа́ние раздери́, / Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Стих 1: Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́.

Стих 2: Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя.

На шестом часе священник тоже выходит на амвон перед царскими вратами и с земными поклонами просит Бога уничтожить наши грехи: «В день шестой (то есть накануне Пасхи, это был тоже шестой день. Прим. авт.) и в шестой же час пригвоздивший ко Кресту дерзостный грех Адама в раю, и наших согрешений рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Хор трижды повторяет это песнопение, а священник усиливает просьбу стихами: «Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего». И с надеждой: «Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня».

Святой Дух почивает только в душах людей, которые противостоят греху, в которых грех не царствует. И чтобы это произошло, требуется изживать грех из души. Конечно, только Сам Бог может это сделать, но и наше усилие требуется. Ведь и Адам, о котором только что пелось в тропаре, тоже всю свою оставшуюся жизнь стенал и каялся в содеянном в раю.

Тропарь 9-го часа

И́же в девя́тый час / нас ра́ди пло́тию смерть вкуси́вый, / умертви́ пло́ти на́шея мудрова́ние, / Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.

Стих 1: Да прибли́жится моли́тва моя́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ вразуми́ мя.

Стих 2: Да вни́дет проше́ние мое́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ изба́ви мя.

Наконец, в девятый час, по нашему исчислению с 15 до 18 часов, произошло искупление рода человеческого. Безгрешный Сын Божий, Богочеловек, Сам Бог претерпел Смерть за грехи всего мира и этим разрушил власть дьявола. «В девятый час ради нас во плоти смерть вкусивший, умертви плотские наши помышления, Христе Боже, и спаси нас», — повторяет хор несколько раз, а священник произносит стихи: «Да приблизится моление мое пред лицо Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня. Да взойдет прошение мое перед лицо Твое, Господи, по слову Твоему избавь меня».

Следующая часть службы называется изобразительны — это небольшое богослужение, которое в приходских храмах обычно совершается только в Великом посту. Однако тексты этой службы всем широко известны. Дело в том, что все части изобразительных входят в состав Божественной литургии, и когда литургия служится, то часть изобразительных поется в храме. А когда литургии нет, то они прочитываются в Великом посту и как будто заменяют собой литургию — изображают ее, отображают ее. Отсюда и название — изобразительны. Это и 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», и 145-й псалом — «Хвали, душе моя, Господа», и, конечно, «Блаженны». «Блаженны» на литургии Преждеосвященных Даров поются особым распевом — таким образом подчеркивается значимость заповедей Нового Завета. Не случайно пение начинается такими словами:  

Чин изобразительных

Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м.

Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное…

Мы просим помянуть нас во Царствии Небесном словами разбойника: «…помяни нас, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем». Это созвучно словам разбойника, который на кресте исповедовал Господа Богом и Спасителем. Он в исключительных обстоятельствах, несмотря на страдания и насмешки в адрес Богочеловека, распятого рядом, сумел в числе немногих поддержать Господа на Кресте и защитить Его даже от злословия другого разбойника. Поэтому благоразумный разбойник как будто ведет нас в Царствие Небесное такими словами. И затем идет перечисление заповедей.

 

фреска Богородица

За изобразительными следует вечерня. Узнать ее начало легко — после небольшой паузы идет возглас священника и звучит 103-й, так называемый предначинательный, псалом:

Псалом 103-й

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́. 

Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу.

Псалом рисует картинку создания мира. Давайте взглянем на некоторые стихи:

…Ждут она́гри в жа́жду свою́… Онагри — это дикие ослы.

…Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми… Еродий — это аист, его гнездо как бы предводительствует над другими гнездами, оно самое большое.

…Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́… Скимни — это молодые львы.

…Та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, eго́же созда́л еси руга́тися eму́… Змием называется морское животное, по-видимому, кит, который плещется в водах.

Если Преждеосвященной литургии нет, то вечерня идет дальше своим чередом, по примеру любой вечерни вне Великого поста: кафизмы, стихиры на «Господи, воззвах», «Свете тихий», паремии, вновь стихиры, «Ныне отпущаеши». Главное отличие вечерни постовой от внепостовой заключается в пении так называемых постовых тропарей в конце службы.

Тропари, глас 4:

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю: / благослове́нна Ты в жена́х, и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, // я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Слава: Крести́телю Христо́в, всех нас помяни́, / да изба́вимся от беззако́ний на́ших: // тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны.

И ныне: Моли́те за ны святи́и апо́столи, святи́и вси, / да изба́вимся от бед и скорбе́й: // вас бо те́плыя предста́тели ко Спа́су стяжа́хом.

Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем, Богоро́дице, / моле́ния на́ша не пре́зри во обстоя́нии; // но от бед изба́ви ны, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная.

Каждый тропарь поется с земным поклоном. В этом слезная просьба к Божией Матери, к Крестителю Господню Иоанну, апостолам, всем святым помочь избавиться от бед и скорбей, помянуть нас у Престола Божия. Давайте взглянем на последний тропарь: «Под Твое милосердие прибегаем, Богородице, не оставь наших молений без внимания, но, когда скорбь близка в опасности, от бед избавь нас, Единственная Чистая и Преблагословенная».

На литургии Преждеосвященных Даров вечерня имеет принципиально другое устроение. Всё происходящее на службе подчинено одной очень важной задаче — подготовиться к причащению Святых Даров, которые уже присутствуют в храме. Чтобы вкусить их и преподать верующим, необходимо совершить некоторые приготовительные действия, и каждое из этих действий сопровождается молитвами, псалмами и песнопениями.

Продолжение следует…

 

19.03.2024

Просмотров: 525
Рейтинг: 5
Голосов: 15
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать