Любовь — главная характеристика человека
Вот мы с вами, друзья мои, и дошли до черты, за которой начинается подготовка к Великому посту. И сейчас будем идти к Пасхе, к Воскресению. Я думаю, это самый важный этап, самый важный период в жизни христианина. А сейчас Неделя мытаря и фарисея*…
Стоял перед Богом грешный человек. Какие чувства он испытывал? Наверное, непросто было ему войти в церковь. Наверное, жизнь его была мучением. Он понимал, что живет неправильно, что он грешен, что такой, как он, Богу не нужен и храм для него просто закрыт. Потому что там, в храме, святые люди, которые всё выполняют, которые не грешат и всё делают по букве закона. И как он, этот мытарь, вообще осмелился сюда прийти? Непонятно. Но все-таки, собравшись с духом, наверное, после длительной подготовки и внутренних колебаний он переступил порог храма и увидел там святых людей. Увидел там фарисея, который стоял и любовался своей праведностью: «Слава Богу! Я не такой, как эти грешники. Я не такой, как этот мытарь. Зачем он сюда пришел? Я всё делаю, Господи, как Ты мне заповедал. А таким, как он, здесь не место!» А этот грешник боялся поднять глаза, бил себя в грудь. И в его сердце родилась молитва, которую мы и сейчас произносим спустя столько времени: Боже, милостив буди мне грешному! (ср.: Лк. 18: 13).
Одно дело суд человеческий, другое — суд Божий. И сказано в Евангелии, что мытарь вышел из храма оправданным: Бог его оправдал, простил, принял его покаяние. Но сегодня у нас совсем другая ситуация. Сегодня у нас всё так перемешалось внутри, что мы одновременно и мытари, и грешники — «два в одном»… Сегодня мы прикасаемся к святыне — и она нас освящает. А после этого мы можем оттолкнуть своего ближнего — и потерять святыню. Сегодня столько всего намешано в нашей душе, что попробуй разберись, кто ты — фарисей или мытарь? Когда у меня что-то не получается и я чувствую свою греховность, я говорю: «Я мытарь». Но я войду в храм, покаюсь, и Господь меня оправдает. Когда у меня всё получается и вроде бы налаживается, тогда я, конечно, фарисей — и думаю: «Слава Богу, что я не такой, как этот бомж, который приполз в храм. Фу! Как от него пахнет! Он всё пропил, негодяй… Я стою в храме, а тут такой запах!» Но вот, понимаете, бывает, что эти бомжи ближе к Богу, чем мы… Потому что они всё уже потеряли, потому что по-человечески им не на что уже надеяться — и остался только Бог, Который их принимает. И у нас много таких людей, которые буквально приползают в храм — израненные, измученные, голодные, спившиеся… Бог их прощает. Но что происходит дальше с этими грешниками? Немножко поели, проспались, чуть-чуть «округлились», и уже они сами говорят: «Вот мы какие! Зачем вы берете к себе этих бомжей?!» Понимаете, что происходит? Приходит человек и говорит: «Батюшка, я не понимаю, куда я попал, здесь одни уголовники, наркоманы и пьяницы». Я отвечаю: «Так они в сто раз лучше меня. У них более честное понимание всего — прямое, более простое». — «Нет-нет… С такими людьми я быть не могу». Вот как быстро можно из мытаря сделаться фарисеем. Вот какова природа человека.
Враг наступает. То он тебе говорит: «Ты пропал, всё! Тебе нет смысла молиться Богу, Он от тебя отвернулся!» То он внушает, что ты святой: «Ты уже спасся! Ты ни в чем не нуждаешься». И такая борьба происходит внутри человека. Вот что значит больная душа — она за всё хватается, она поднимается ввысь, но смириться еще не готова. И очень важно, чтобы мы с вами смирились. Чтобы мы поняли, что, пытаясь спастись своими силами, мы теряем Бога. И только смиренным дается благодать (ср.: Иак. 4: 6).
Сегодня нам очень важно сохранять внимание и трезвость. Будьте осторожны. Я вам сейчас скажу такую вещь, может быть, и неприятную. Уже несколько раз я встречал людей, которые паломниками ездят в монастырь — не буду его называть. И там они идут на беседу к старцу. Не знаю, старец ли это — я молчу… И слышат какие-то ужасные, больные вещи. И смущаются. Поэтому я вам скажу: не ищите ничего сверх того, что у вас есть. Если вам Господь что-то захочет открыть, Он откроет. Не любопытствуйте. Настоящий старец никогда не скажет, что он святой. Настоящий старец скажет: «Я ничего не понимаю и не знаю в этой жизни». И это так. Он не знает. Зато Бог знает. Но я смотрю, это уже не первый случай… Пришла женщина молодая. И она смутилась, понимаете? Ей сказали: «Это святой старец…» Но какой старец святой? Отец Николай Гурьянов говорил мне: «Зачем ты ко мне ездишь, деньги тратишь? Я ничего не знаю… У вас там хватает священников». Так говорил человек, который понимал, что он сам по себе ничто. А эти люди зазывают к себе и говорят: «Я сейчас вам расскажу, что было, что будет…» И это похоже на какое-то гадание, на какое-то нездоровое понимание вещей. А ведь Сам Господь сказал: И волос с головы не упадет без воли Божией (ср.: Лк. 21: 18). Всё, что надо, мы уже знаем. Только забываем это знание, и нам трудно его усвоить. Так что не обманывайтесь, не будьте доверчивыми.
Прежде всего надо прийти в себя, открыть глаза и увидеть рядом с собой Бога. Он рядом с каждым из нас. И не надо ничего нам особенного, сверхъестественного. Всё у нас есть. Что мы сегодня не получили? Мы получили Тело и Кровь Христа. Вам чего-то недостает еще в этом мире? Или вы хотите еще каких-то пророчеств, предсказаний? Ну зачем вам они? Любовь — вот это и есть характеристика человека. Если в нем есть любовь, остальное всё приложится.
* Проповедь после Божественной литургии 25.02.2024 г., в Неделю о мытаре и фарисее
04.03.2024