Духовный «бартер» несовместим с верой
Мы очень зависим от земли, от своего тела и окружения, от этого мира, который воспитывает в нас потребителя. И мы приходим в храм: «Подай, Господи! Подай, я хочу! И это хочу, и то…». А что отдашь взамен? Богу ведь ничего земного не надо.
Но все-таки чем больше человек отдает, тем больше он получает. Как в банке — но это банк Небесный. Человек дает что-то малое, а получает от Бога сторицей. Мы это понимаем, когда уже начинаем немного соображать. Даже такой пример: у нас крупных бизнесменов не очень-то много, а в России есть люди очень богатые. И я знаю, что они там строят храмы, монастыри. Они это делают не просто так, не думайте. Они знают, что, построив что-то для Бога, получат гораздо больше. Только глупый человек живет для себя и надеется на себя. А кто понимает, тот начинает видеть, что всё в жизни взаимосвязано, и то, что ты сделал хорошего, к тебе возвратится обратно. И всё плохое тоже возвратится. Нам не стоит волноваться: «Вот, какой-то подлец, а живет припеваючи…» Да это ерунда! Всё в жизни возвращается.
Пока мы не восстановим целостность картины нашей жизни, пока будем видеть в ней только какие-то разрозненные эпизоды, мы всё время будем путаться. Будем смотреть на какой-то фрагмент общей картины и делать на его основе совершенно неправильные выводы. Сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5). Сейчас ты плачешь, сейчас ты страдаешь, и это испытание твоей веры. Веришь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог тебе всё возвратит сторицей? А нам надо, как в аптеке: «Я — тебе, а ты — мне». И такой духовный «бартер» несовместим с верой. Нужно отдавать всё.
Здесь, в ограде храма (Елисаветинского храма на территории монастыря. — Прим. ред.), похоронена самая первая наша послушница. Она была ученой, после Чернобыльской аварии приехала в Беларусь и помогала людям, пострадавшим от радиации. Потом она пришла к вере. Уже в пожилом возрасте ходила на беседы в Петро-Павловский собор. С трудом передвигалась, и я просто удивлялся: как она могла дойти и как пойдет домой? У нее была хорошая пенсия. И всю эту пенсию она, представляете, отдавала на строительство нашего монастыря. Всю! А я думал: «Как же она будет жить?» И смотрите, как Бог управил, — Он забрал ее сюда, к нам. И в скором времени она умерла в монастыре. Я позвонил митрополиту Филарету и рассказал о ней: «Вот такой очень хороший человек, много сделала для людей». И владыка благословил похоронить ее в подряснике, как первую послушницу Свято-Елисаветинского монастыря. Вот, кажется, всё это так непонятно, кто-то сказал бы: «Человек выжил из ума. Всё отдает, еле ходит…» А всё направляет Бог. И мы с нашим рационализмом и интеллектом оказываемся в дураках. Как в сказке: Иванушка-дурачок оказался самым умным, обошел всех и стал первым.
Когда мы начинаем видеть Бога в нашей жизни, то вся логика человеческая рушится. И тогда мы перестаем рассчитывать и подсчитывать. Люди говорят одно, мир говорит одно, а Бог говорит совсем другое.
Страшный Суд — это не какая-то абстракция или аллегория. В Евангелии совершенно конкретно говорится, что ваше оправдание на Страшном Суде зависит от живущих рядом людей: от ваших соседей, сослуживцев, от тех, кто вас окружает и кому вы можете помочь. Ты сделал доброе дело для ближнего? Ты навестил его? Помог? Поддержал? Значит, ты сделал это Мне. А если не сделал, отвернулся, побежал, сказал: «Некогда!», ну значит, свое счастье проморгал. Поэтому нам предстоит самый главный период в нашей жизни. От того, как мы проведем Великий пост, зависит весь наш будущий год. Как мы встретим Пасху? Как мы сможем эту пасхальную радость сохранить в наших дырявых сосудах внутренних? Как мы сможем поделиться этой радостью с ближними? От этого зависит вся наша жизнь.
Фрагмент проповеди после Божественной литургии 10.03.2024 г., в Неделю о Страшном Суде
18.03.2024