Благой помысел
Почему важно иметь добрый помысел? Что это значит — мыслить по-доброму? И как этому научиться? На собрании с отцом Андреем Лемешонком сестры нашей обители рассказали о своем опыте.
Отец Андрей Лемешонок: Навык жизни с Богом дается не сразу — это годы борьбы с ветхим человеком. Помню состояние, когда душа тянется к Богу, хочется прикладываться ко всем иконам и чтобы никто не трогал… Это было, понимаете? Это не сказки! Это был Бог и действие Божией благодати.
А сейчас надо делать всё, заставляя себя. Вот даже собрание — ну вот я приду и что буду говорить? Все духовные, продвинутые, ну что я им скажу? А надо делать усилие и не сомневаться, что Бог может сказать то, что нужно.
Я сейчас понимаю, что та прошлая благодать очень светлая, сильная, уверенная, а потом ты ее теряешь… И это страшно, потому что снова окажешься в пустоте, но не нужно верить этому. Нужно жить сейчас трезво и реально, вместо того чтобы сочинять сказки, которые рано или поздно закончатся. И самое главное — нужно пахать, не жалея себя. Кланяйтесь людям, не будьте эгоистами! Грех разделяет, всё какие-то сомнения, зависть… И так жалко, что человек не может оторваться от греха, который закрывает свет, и ты находишься во тьме своего «Я»! Но он лопнет, этот мыльный пузырь.
Вот как Господь рядом, расскажу пример. Я в деревне живу. Должны были сестры за мной приехать для исповеди, но не приехали. Ждал и пошел пешком. Иду, темная улица— и вдруг машина подъезжает, и спрашивают: «Куда подвезти?» Ну вот не чудо ли? Бог рядом… Всегда рядом. Надо только идти и не останавливаться.
Вопрос: «Как вы понимаете слова о том, что надо иметь благой помысел и как вам это помогает в жизни? Приведите примеры. Спасибо»
Монахиня Агриппина (Чижик): Как-то я ходила в больницу и с одним доктором проговорила часа два, наверное. Я спросила у него, почему люди психически заболевают. Он ответил: оттого, что люди замыкаются в себе. Дьявольская политика — разделить людей.
Важно не озлобиться, не смеяться над человеком никогда. Если в человека верить и приписывать какие-то качества, которых у него нет, то он в конце концов таким станет. Наверное, только матери (и то не все) способны видеть в своих детях глубину.
У Господа тоже такое материнское сердце — Он верит в нас до конца. Посмотрите на фотографии: вот в юности такие открытые детские глаза, а потом, с возрастом, уже другие. Я думаю, что у верующего человека такие открытые глаза и должны сохраниться. Помню, у дедушки не было одной ноги — на войне оторвало. Но он такой был светлый, вот сидишь рядом с ним — и не хочется уходить…
Недаром же Господь говорит, что узнают вас по тому, что любовь будете иметь между собой. Понятно, что все мы не железные: кто-то терпит больше, кто-то меньше. Наша задача — не озлобляться, не мстить. Даже со всеми своими немощами, со всем своим ропотом, всё равно пытаться понять и уступить. Если не получается, просто помолиться.
Нельзя всё же утверждать, что раз человек взрослый, то он всегда разумный, строгий, не наивный… Высшая духовность для человека, наверное, — это суметь пожалеть ближнего, насколько можешь. Кто-то придет чашку помоет дома, кто-то слово ласковое скажет или проявит сострадание.
От того, что человек обижается, замыкается, столько и проблем в мире. И начало психических заболеваний.
Отец Андрей Лемешонок: Ребенок наивен. У него невинные глаза, чистые. Но взрослый уже не будет ребенком. У нас не будет невинности, а может быть святость. А святой видит зло, но сострадает и сопереживает. Вот в чем отличие ребенка от взрослого человека. Мы не можем уже стать детьми, это неестественно. А вот именно святость — близость к Богу — можем. Господь видит всё. Он видит всех и всё: и добро, и зло. И побеждает зло.
Мы же тоже пытаемся исправиться и изменить свою жизнь, чтобы человек получил помощь для борьбы с грехом. Чтобы Бог дал нам силы бороться. Для этого нужна вера и желание, которое не всегда есть.
Всё может превратиться в формальность. Всё можно обезличить. Так тонки эти грани, когда одной интонацией можно испортить всё! Всё нужно пропускать через сердце. А мертвое сердце не реагирует.
Сестра милосердия Татьяна Якубович: Когда меня одолевают помыслы против какого-то человека, то я понимаю, что с этим надо бороться. И я прошу Бога помочь. Заметила, что если не поборолся с этими помыслами, то потом встречаешься с этим человеком, и он поступает так, словно слышал всё, о чем ты думал про него. Правило — постоянное. Нет молитвы постоянной, поэтому и помыслы одолевают.
Вот, к примеру, делаем общее дело. Понимаю, что все должны быть в одном направлении. Звоню одному брату, чтобы помог, а он отвечает, что уже не на территории. Ах, думаю, такой-сякой. Позвонила другому — и тот помог. И какой помысел был? Говорю брату, который помог, что другой не помог, уехал. А он мне в ответ: «Ну, наверное, к службе готовился, и не смог». И вот мы одного возраста, опыт жизни похож, а он видит человека по-другому.
Послушала святого Паисия Святогорца. Там были два примера, очень показательные. Задали ему вопрос о том, что сестра-хозяйка врет, — не признается, что у нее есть салат, не хочет угощать. И как себя вести с ней в таком случае? И Паисий Святогорец сказал: «Вот если бы у тебя был добрый помысел, ты бы подумала: "Ну засуетилась, забыла про салат или оставила кому-то, кого нужно покормить"».
Или вот такой пример. Пришел к святому Паисию мальчик возраста шестиклассника. И святой спросил, зачем он пришел. Мальчик сказал, что пришел с письмом и взять благословение. Мальчик до этого не видел старца, и тот решил его испытать: сказал, что старца нет, за сигаретами побежал. А мальчик в ответ: «Ну, доброе дело хочет сделать, кому-то сигареты купить». А святой Паисий продолжает: «…Он еще и курит, и пьет, не надо его ждать…» А мальчик стал плакать и говорит: «Как мы докучаем старцу, что он курить начинает от этого!» Святой Паисий сказал, что мальчик этот очень его удивил — ведь он намеренно портил ему помысел, а мальчик еще лучше становился… Вот как так, батюшка, возможно человеку? Вот обиды мои, которые я простила, в помыслах остались. И одна сестра сказала мне, как бороться, — всегда отвечай, что простила.
Отец Андрей Лемешонок: Тут есть момент чистоты сердца. И когда подходит помысел греховный, сердце пытается защитить себя, чтобы не впустить греховный помысел в сердце свое. Вот у этого мальчика это было от чистоты сердца.
Если вы начнете внимательно к себе относиться, бороться, укорять себя, когда плохой помысел приходит, исповедоваться, молиться, то со временем навык появится. От этого всё зависит. Как и плавать — если навык есть, то и получается. Так и петь. Так и молиться.
Если хранишь благодать — душа не примет плохой помысел. Уже есть с чем сравнить, и плохое уже не хочется.
Воин Христов — тот, кто хранит свой ум и сердце в чистоте. И работу над ошибками делает, как поступить иначе в следующий раз, чтобы польза была.
Сестра милосердия Елена Ленковец: Был у меня помысел насчет мамы своей. Думала: ах, какая она «такая-сякая». А потом подумала: «А когда я маме в последний раз говорила хорошие слова?» Вот она болеет, ей трудно, а я что? Какая я православная после этого? Вот я пришла и сказала ей, что она самая терпеливая, красивая… А мама после инсульта не могла читать молитвы. А тут вдруг говорит: «А где твой молитвослов, дай-ка мне его…»
Или насчет детей — вижу в них грех и страдаю, а это же и мой грех. Как осознала это, так и дети стали лучше. Приходит мир и спокойствие…
Сестра милосердия Людмила Корнеева: Я подумала, что и у меня бывали недобрые помыслы. И, возможно, из-за моих помыслов кто-то очень сильно пострадал. Если бы я больше молилась, то, наверное, могло быть иначе…
Подготовила Ирина Кругликова
Смотреть видеозапись собрания>>
05.03.2024