X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

икона Божией Матери Благодатное Небо

19 марта — память иконы Божией Матери «Благодатное Небо»

 

«Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды Христос Бог наш, Спаситель грешных».

(Молитва перед образом Божией Матери «Благодатное Небо»)

В двенадцатой главе Книги Откровения апостола Иоанна Богослова можно прочитать таинственные строки: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр. 12: 1). Чаще всего в богословских толкованиях этот образ трактуется как символическое изображение Православной Церкви во время гонений, а также как образ Пресвятой Богородицы. Первым, кто под образом Жены уразумел христианскую церковь, был священномученик Ипполит Римский: «Под образом жены, облеченной в солнце, весьма ясно показывает Иоанн церковь, облеченную в Слово Отчее, сияющее паче солнца. Тем, что на главе ея венец от звезд двоюнадесяте, указывает на двенадцать, через коих основана церковь».

 

Жена облеченная в солнце

«Жена, облеченная в солнце» (Откр. 11: 19; 12: 1). Толковый Апокалипсис (фрагмент). XVII век. Российская государственная библиотека

Важную роль в понимании этого образа играет «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского»: «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды, — звезды лучшия и светлейшия. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею веру банею очищаемых и освобождаемых от тления. Она болит, перерождая душевных в духовных и видом и образом преобразуя их по подобию Христову».

 

фрагмент иконы

Образ «Жена, облеченная в солнце», фрагмент иконы

Святитель Димитрий Ростовский в своих размышлениях в свою очередь пишет: «В последняя лютая времена, егда умножившимся грехом нашим умножася беды на ны… тогда Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Мати Господня, подает нам Покров Свой и защищение… Якоже оногда святыи Иоанн Богослов виде на небеси знамение велие: Жену, облеченную в Солнце, сице святый Андрей в небеси подобне Влахернстей Церкве, узре Невесту неневестную…»

В изобразительном искусстве этот образ нашел отражение как в работах на сюжет Апокалипсиса (фрески, книжные миниатюры), так и в отдельной иконографии Богородицы.

 

Фреска Собора Воздвижения Креста Господня

Фреска Собора Воздвижения Креста Господня города Тутаева, XVII в., автор — Гурий Никитин

В иконописи изображения «Жены, облеченной в солнце» встречаются редко. В Русской Церкви они появились в XVII веке под влиянием западной иконографии (образ Девы Марии с Младенцем на руках, в сиянии славы стоящей на луне или полумесяце, был широко распространен в западном христианском искусстве и встречается в религиозной живописи, скульптуре, миниатюре и витражах с XIV века). На Руси существовало несколько изводов этого образа: «Жена, облеченная в солнце», «Что Тя наречем?» и «Благодатное Небо». Наиболее ранним изображением этого типа у нас является икона местного ряда иконостаса церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу — коленопреклоненные свв. Георгий Хозевит и Андрей Критский. В этом изображении отсутствуют лучи сияния и полумесяц под ногами Богоматери.

 

Икона Благодатное Небо

Икона «Благодатное Небо» церкви Святой Троицы в Никитниках, 40-е гг. XVII века

Первой широко известной на Руси чтимой иконой Божией Матери «Благодатное Небо» стал образ Архангельского собора Московского Кремля, написанный в 1678–1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты. На нем Богородица вся в сиянии солнечных лучей величаво держит на руках Предвечного Младенца — Иисуса Христа. Чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время.

По преданию, икона Архангельского собора являлась списком с древнего византийского образа, привезенного в Москву, по одной версии, Софьей Палеолог, женой великого князя московского Ивана III Васильевича (1440–1505), по другой — Софьей Витовтовной, женой великого князя московского Василия Дмитриевича (1371–1425).

 

Иконостас Архангельского собора

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля, слева от царских врат — икона Божией Матери «Благодатное Небо»

Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Известно и другое название иконы — «Что Тя наречем», которое образ получил по тексту Богородична 1-го часа, расположенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Эта молитва читается на церковной службе 1-го часа. Соединение богородичной молитвы, которой торжественно освящается начало дня, с изображением стоящей на тонком серпе-месяце в сиянии света Богоматери с Младенцем наиболее полно выразило символику этого образа.

Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло. В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми православные молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь обильно подавал благодать, и перед ними, по молитвам к Богородице, совершались многочисленные исцеления.

 

Список иконы Благодатное Небо

Список иконы «Благодатное Небо» в Вауловском женском скиту

Одним из особо чтимых списков иконы из Архангельского собора является образ, заказанный в 1900 году святым праведным Иоанном Кронштадтским для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. Образ высотою более двух метров поражал своим величием и Царственным достоинством Пресвятой Богородицы. Вауловский скит — любимое детище святого праведного Иоанна Кронштадтского наряду с Леушинским монастырем. Устроенный в усадьбе сенатора Владимира Павловича Мордвинова в 1903 году как подворье Петербургского Иоанновского монастыря, он был местом уединения всероссийского пастыря. Список иконы Божией Матери «Благодатное Небо» сохранился чудом до наших дней. Именно пред ним святой Иоанн Кронштадтский отслужил 40 литургий в последний год своей жизни. Под иконой, как известно, есть слова: «Царица Небесная, спаси землю Русскую».

В советское время многие иконы были уничтожены, разрублены и сожжены. Однако намоленный образ всероссийского пастыря оказался написанным на металле — его было невозможно ни разрубить, ни сжечь, и икону отправили в Тутаев на металлолом. К счастью, большие размеры спасли образ от переплавки. В конце концов удалось перенести икону в Воскресенский собор Тутаева. В 2005 году в память 105-летия написания образа в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского образ был возвращен в Вауловский скит.

 

Заалтарный образ Божией Матери

Заалтарный образ Божией Матери Владимирского собора в Киеве работы В.М. Васнецова

На сегодняшний день одним из самых известных является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева кисти В.М. Васнецова. В 1885 году знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов из-за болезни сына был вынужден отказаться от работы в Киеве. Но однажды весенним вечером на даче он был очарован видом своей супруги с сыном-младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с Младенцем — такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.

В это время в самом соборе несколько раз штукатурили стены для подготовки под роспись. Однажды вечером Адриан Прахов вошел в строящийся собор. Штукатурка сохла достаточно быстро, но неравномерно. Долго глядя на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ, который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный набросок проступившего на штукатурке изображения. Васнецов был поражен точным совпадением обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, художник произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он также стал называться «Благодатное Небо».

 

Икона Благодатное Небо с жемчужной ризой

Икону Божией Матери «Благодатное Небо» с жемчужной ризой батюшка Николай Гурьянов на обратной стороне подписал как «Талабская»

В храме святителя Николая Чудотворца на Талабском острове также есть чудотворный список иконы «Благодатное Небо», украшенный вышитой ризой. Протоиерей Николай Гурьянов имел обыкновение после вечернего богослужения петь величание Божией Матери, при этом, по свидетельству прихожан, чувствовалось особо близкое присутствие Пресвятой Богородицы. В 20-е годы богоборцы похитили серебряную ризу с Талабской иконы, и отец Николай заказал для нее ризу в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе. Делала ризу золотошвейка матушка Тавифа. Старенькая монахиня тогда была уже очень больна, но по благословению батюшки Николая начала шить. Два года мать Тавифа работала над ризой, и, будучи почти незрячей, в 1960 году вышила прекрасную ризу и почила в Бозе. Талабский образ известен многими чудотворениями.

 

Почетная медаль

Почетная медаль «Благодатное Небо» учреждена ООД «Россия Православная» в 2001 году

Икона «Благодатное Небо» считается также покровительницей Военно-Воздушных сил. Образ почитал легендарный летчик, герой Великой Отечественной войны маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, родившийся в день ее празднования. И небо было для героя благодатным — в сражениях с врагом Матерь Божия его берегла. В 2001 году была учреждена почетная медаль «Благодатное Небо» для награждения за служение и труды по защите воздушных рубежей Отечества, освоение космоса, развитие транспортных коммуникаций.

В Чечне для исцеления и духовного напутствия солдат в честь иконы «Благодатное Небо» открыт полевой храм. В городе Иваново рядом с территорией полка воздушно-транспортной авиации построен деревянный храм, посвященный иконе «Благодатное Небо». Есть такие храмы в Липецке, Кубинке и других городах. Часовня, посвященная иконе «Благодатное Небо», недавно появилась в Санкт-Петербургском аэропорту в Пулково, а также на аэродромах Гатчинского авиаспортивного клуба «Сиворицы», в Кусино и других. В Хабаровске напротив международного аэропорта сегодня также возвышается храм в честь иконы «Благодатное Небо».

 

Храм в честь иконы Благодатное Небо

Храм в честь иконы Божией Матери «Благодатное Небо» в Хабаровске

«Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? яко возсияла еси Солнце Правды; рай? яко прозябла еси цвет нетления; Деву? яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».

(Тропарь, глас 6)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Толкование на Апокалипсис святого Андрея архиепископа Кесарийского. М.,1901. Репринт. изд.: М., 2000
  2. Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 709–710.
  3. Образ. Подробная интернет-энциклопедия православной иконы. (obraz.org)
  4. Икона Божией Матери «Благодатное Небо». Успенский Шаровкин монастырь / Монастырский вестник (monasterium.ru)
  5. «Что Тя наречем» (Благодатное небо) (tretyakov.ru)
  6. Икона Благодатное Небо (pstgu.ru)

19.03.2024

Просмотров: 577
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать