Жить тем, что есть
Как не потерять благодать вне стен храма? Как научиться ценить каждый день и не забывать благодарить? На собрании с отцом Андреем Лемешонком сестры нашей обители рассказали о своем опыте проживания таких моментов.
Отец Андрей Лемешонок: Церковный календарь дает нам свои ориентиры: вот мы уже прожили Крещение — такой праздник вселюбимый, и путь ведет нас дальше. Узкий путь, конечно. Иногда кажется, что дальше и хода нет. Но у Бога нет остановок. Нужно подумать, правильно оценить ситуацию и идти дальше, несмотря ни на что.
Чем дальше, тем больше христианин видит свою греховность. И в том состоянии очень важно не спуститься на человеческий уровень, когда люди в упор не слышат друг друга. Не потому, что плохие люди, а потому, что у них нет возможности — всё построено на эгоизме, самости. Не дорожишь тем, что Бог дал, а смотришь, у кого больше. И это беда. Мы воспринимаем только то, что нам хорошо и нравится. А если неприятно, больно, обидно, то нет, это не нравится.
Как же мы будем исправлять свои грехи? Нам нужны уроки жизни, где мы почувствуем свою немощь и найдем по-настоящему Бога. Что бы ни происходило с нами, всё имеет духовный смысл. Но его надо найти, а ситуацию принять, услышать того, кто рядом. Но если сердце каменное, как Богу достучаться? Если любовь Божия воспринимается как норма жизни? И только теряя, человек начинает понимать, что он имел. Эта человеческая зараженность грехом очень мешает нам делать что-то хорошее. И, замкнутые на себе, мы не слышим ближнего своего.
Наша жизнь сегодня — это переход, покаяние, изменение, но в какую сторону? И всё же Бог нас держит! Мы какое-то служение совершаем, и это вопреки всему. От этой любви, казалось бы, ты должен сгореть дотла, но ты остаешься живой. Вот это любовь, вот это Бог… Если мы живы еще, то давайте дальше трудиться.
У нас нет постоянства. Это духовная высота жизни. Надо максимально слышать, что нам говорят, участвовать в нашей общей молитве, как можно. На наших послушаниях мы должны служить, зная, что будет нелегко и никто не похвалит. Это нужно принять.
С чего начинается грех? С оправдания. Вот старая сестра, а оправдывается. Ну не права же! И это в мелочи. А на послушании? Чего только не бывает. На исповеди — ягненок, а в жизни — овцебык. Перестаешь верить в эту картинку, которую можно разукрасить и нимб нарисовать. И себе не веришь. А надо жить, то есть всё время умирать. Каждый день. Это уже невыносимо, потому что больно. А надо сказать: «Слава Богу!» Найти эти слова, смириться, принять это. Тебя предали, оболгали, а ты скажи: «Слава Богу!» А мы всё перечим: «Как это так, да что это такое?..» И дальнейший диалог бесполезен. Мы должны быть послушны Богу, учиться послушанию.
В монастыре человек живет долгие годы, а потом выходят такие гадости… Они жили и до этого, но вот начинают проявляться. И хорошо, что так. К этому надо нормально относиться. Мы не знаем себя. Святые знали, что потеря благодати — это смерть. И поэтому преподобный Серафим Саровский тысячу дней стоял на камне и молился. «Человек, потерявший Бога, становится хуже беса», — говорил святой Нил Мироточивый.
У каждого, конечно, свой багаж и возможности. Но Бог универсален и каждому дает испытания и дает задания по силе. Не просто так человека выгнали откуда-то. А почему тебя выгнали? Вот у нас есть сестры — везде они правы, но с ними никто не хочет работать! Это удивительно…
Редко бывает прорыв, когда человек осознает свою вину, осознает, что портит жизнь всем, кто рядом. И это уже — прорыв в вечную жизнь! Это не сделаешь искусственно, эту роль не сыграешь. Это — дар и благодать Божия, которая коснулась человека. И вот тогда начинается перемена.
Но живем дальше. Каким-то чудом на наши собрания еще приходят сестры. Это фантастика! Я серьезно. Я понимаю, как вы устали от послушаний и людей, вечного ропота и нытья. Но вы приходите! Мы не требуем много. Надо жить тем, что есть. Сила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12: 9). Не много из нас благочестивых. Но Бог и из грешника может сделать праведника. Жить надо дальше, понимаете? И это самое трудное. Люди философствуют, а тут бы день прожить — уже победа! Прилег, отдохнул, и снова страдать, умирать. И так каждый день. До конца.
Встретимся ли мы с вами в вечности, я не знаю. По своим немощам. Эгоисты — никого не вижу, никого не слышу… А надо бы научиться. Хотелось бы научиться.
Господи, научи мя оправданием Твоим… (Пс. 118: 12) Вразуми мя оправданием Твоим… Просвети мя оправданием Твоим…
Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27). Вот у нас погибла сестра, очень хороший человек. Шла на зеленый свет — и сбила машина. И это может быть с каждым из нас, понимаете? И думаешь: ведь у Бога же ничего не случайно. Ты не знаешь свой срок, последний свой час. А живешь, как будто будешь жить вечно, безрассудно, беспечно. Думай о смерти и не согрешишь. Память смертная помогает человеку трезво смотреть на вещи. А у нас столько дум… Всё перепутано.
Пожалуйста, вопросы задавайте.
Вопрос из зала: Как сохранять память Божию в себе? Как не потерять благодать, полученную в церкви, когда приходишь домой и находишься в кругу людей, знавших тебя до воцерковления?
Отец Андрей Лемешонок: Вот есть уже какая-то выработанная схема — получаешь благодать, оживаешь, а потом становится еще хуже. Так часто бывает: вот поехал человек в паломничество, ободрился, а потом приезжает — и всё, «опять двойка».
Могу поделиться своим опытом. Я так проживал много лет. Вот я в храме — сутки, в прямом смысле, вторые сутки, надо работать, трудиться. Было много физической работы. Был молод, до изнеможения. Потом приходишь домой и всё — конец. И вот в этом состоянии, в этих перепадах было невыносимо жить.
Сейчас у меня совершенно другая тактика-стратегия. Я стараюсь жить ровно. И не думать, не искать особой благодати, особых состояний, а просто делать свое дело. Это может быть монотонно, может быть без всяких необыкновенных ощущений — просто себя понуждаешь. Когда уже сил нет, я стараюсь попить чай с чем-нибудь. А потом — опять. И так много лет уже. Нет таких захватывающих дух подъемов, но и состояний, когда тебе конец. Так можно что-то делать. Не нужно обращать внимание на себя — что у тебя там творится, иначе враг тебя обманет. Как только будешь себя жалеть — всё, конец.
Делай свое дело. А не хочется, к примеру, исполнять свое послушание, хочешь уйти из него — ну, твое право. Но ты не рассуждай много при этом. Твоя задача — не опаздывать и как можно внимательнее делать свое дело. Вот у тебя есть храм, тебе нужно идти в храм. Есть опыт: не пойдешь в храм — будет плохо. А если вообще забросить — то совсем невыносимо. И ты идешь. Не ищешь вдохновений, просто слушаешь, что говорят, и пытаешься сохранить в своем сердце. Этого достаточно. Или вот ты знаешь, что тебе нужно причащаться. Не рассуждай долго — готов я или не готов. Да никогда не готов! Что будет после Причастия? Ожидай худшего — тогда не будет разочарований. Причастился — сейчас буду страдать. Не будет перепадов и больше сил останется на что-то хорошее.
Надо определить ту меру, в которой ты сможешь немножко расслабиться. Бывает, человек трудится, трудится, а потом раз — и всё потерял. Вот это уже будет потеря. Если внимательно прочитать святых отцов, то так или иначе они все говорят об этом.
От чего мы проигрываем? Проигрываем на душевном уровне. Вот благодать тебя подняла. Но на этом уровне не выдержишь, как святой Серафим Саровский не будешь стоять тысячу дней на камне. Ты не Серафим Саровский. Ты немощный человек. Упадешь. Чем выше поднимешься, тем больнее падение. Простые вещи говорю, мне кажется…
Бог всё равно дает человеку какой-то график жизни. Ты его не выдумывай. Я вот когда болел, себя пожалел. Думаю, ну вот у нас много священников, пускай они чуть больше потрудятся, а я поменьше, больше отдохну. И что? Внутри себя я услышал: если себя пожалеешь, то будешь болеть. А если нет, то тебя пожалеет Бог. Поэтому я знаю, что жалеть себя не надо. Сохранять надо свои какие-то рубежи. Не сдавать свои рубежи, так как чем это всё кончится — неизвестно. Сегодня такой мой опыт. И не жди ничего хорошего. И в этом тоже не отчаивайся. Хорошее Бог тебе покажет. Ты станешь устойчивее, сможешь преодолеть испытания. Потому что всё равно человек в этом мире одинок. Не одинок человек был только в раю — потому что был с Богом, с природой, была полнота, которую мы потеряли. И в этом мире мы ее ничем не компенсируем. Только Богом. Ведь все пророки и все праведники тоже были грешные люди, и им нужна была любовь, благодать. И вот благодать пришла во Христе. И сегодня мы имеем возможность, принимая Тело и Кровь Христа, трудясь на своих послушаниях, не только держать оборону, но и победить дьявола, стать святыми людьми, теми, кто победил свою природу. Но этот путь тяжелый. А другого нет. Тогда тупик и смерть.
Почему он узкий, этот путь? Потому что нужно отлепиться от всего человеческого. Вот люди приходят в монастырь, а смотрю, что не отлепились они от этого мира — ни монахини, ни инокини, ни послушники. И для меня это очень страшно. А отлепить может Господь, если человек на это пойдет. Это страшно. Я боюсь. Но это неизбежно. Мы должны принимать то, что сегодня посылает Господь. Не сочинять, не фантазировать. Дьявол такой режиссер, запутает…
Если человек хочет стать молитвенником, считает, что у него такая молитва сильнейшая — это прелесть. Внимание нужно в молитве, а не просто вычитывание. В Иисусовой молитве не состояний нужно искать, а внимания и постоянства. Остальное Бог даст.
Сестра милосердия Елена Ленковец: Когда-то у нас на приходе в Малиновке был праздник. Приезжал тогда владыка Филарет. Смотрю, бежит батюшка какой-то и мимоходом мне говорит: «Представляешь, владыка мне благословение не дал!» И вот этот батюшка всё пытается к владыке подойти и что-то ему объяснить, а тот — нет и всё. И вот садится владыка в машину, а она не заводится. Водитель уж и не знает, что делать. Проходит какое-то время. Владыка выходит из машины, смотрит по сторонам, зовет того самого батюшку. Они вместе идут в храм, долго там беседуют, выходят. У батюшки того слезы на глазах. Владыка подходит к машине и говорит водителю: «Ну всё, теперь заведется».
Отец Андрей Лемешонок: Вот смотри, не чудо ли! Вот так всё и происходит в жизни. Если бы мы с вами были внимательны, у нас бы не было пустот и белых пятен. Всё бы видели. Когда наша сестра Татьяна Масалович погибла с детьми, какой протест был у меня внутри! А потом я понял, почему Бог их забрал… В нужное время.
Если мы хотим сказать важное слово человеку, а человек не готов, то слово это ничего не принесет хорошего, понимаете? А то, что вы боретесь, каетесь, а ситуация ухудшается — так это нормально. Или вот женщина говорила, что молится, читает акафист, а муж пьет еще сильнее — это тоже идет борьба. А как хотите — почитала и всё? Нет. Не верь себе, своим чувствам. Когда ты думаешь, что проиграл, всё равно продолжай делать свое дело. Если совсем невмоготу — ползи в церковь, на исповедь. И будет благодать.
Сестра милосердия Татьяна Абрамова: Хочется поделиться такой радостью. В крещенскую неделю (так я для себя ее назвала) с отцом Родионом мы освящали магазин. Цель была освятить церковную лавочку, а в итоге — освящали весь магазин.
А было так. До этого позвонили директору магазина и спросили: может, хотите освятить и сам магазин? Сказали «нет».
У нас обычно так: все сотрудники выстраиваются, начинается молебен, все помазываются, батюшка говорит слово. Ну а вот в эту крещенскую неделю что-то пошло не так. Назначили время, которое по всем соображениям не подходит — обеденное, будний день. Приезжаем. И в момент начала директор магазина очень смущена. И батюшка, смотрю, тоже как-то напряжен.
Я, батюшка, еще две сестры, директор магазина — и начинаем наше великое дело, начинаем окроплять, и потихоньку начинают подходить все сотрудники. Мы освящали второй этаж, как решили изначально. Но постепенно людей вокруг становилось всё больше — все пытались упросить батюшку окропить каждого. А сначала были и настороженные взгляды. Потом директор скомандовала идти на первый этаж, хотя не планировали! И в итоге все подтянулись, что покупатели, что сотрудники — так было красиво! Две женщины мне запомнились особенно. Одна сказала, что у нее такой тяжелый день был, «а тут я зашла и увидела такое! Вы меня просто воскресили!».
Потом мы с отцом Родионом обсудили всё это, решили, что это было действие Божьего Духа, и то, что пошло не по плану сразу — в итоге получилось лучше, чем мы запланировали.
Хотела сказать и про себя еще. Вот приходит испытание (испытание разного рода, оно может быть и злом, и красотой). И вот способность души проходить эти испытания — это вера. Мне всегда хотелось понять волю Божию. А сейчас думаю, что любую волю Божию надо просто принять.
Отец Андрей Лемешонок: Да, скажу я вам, что Татьяна проживала тут испытания. Они необходимы человеку. И для сестер всё надо было. Все вопросы решаются. Главное, чтобы не было домыслов и лишних слов. Думаю, что мы еще повоюем. Очень много нужно сделать и многое исправить в себе. Работа только, может быть, еще начинается.
Подготовила Ирина Кругликова
Смотреть видеозапись собрания>>
06.02.2024