X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Встреча Бога с человеком

сретение Господне

Встреча… Это слово — хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно. Встречаются равные, а здесь  более подходящее славянское слово «сретение»; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему — людей, встречающих Бога.

Об этом слове мне и хочется теперь говорить.

Не замечали ли мы, что при всякой встрече — особенно если близкие люди долго не виделись — чувствуется повышенная радость? Почти всегда улыбаются, точно нашли что потерянное, дорогое. Восклицания… Приветствия, целования, обнимания.

А если в доме встретились, то начинается суетливая забота: чем бы угостить гостя дорогого?.. И всё это с охотою, с радостью. Потом разговоры внимательные… Но вот проходит первый порыв встречи — и чувства начинают входить в русло спокойствия. Улыбка заменяется серьезностью; восторги — деловыми отношениями; радость — будничными делами. «Праздник» встречи ушел. И жизнь вошла в русло подвига.

Я много раз наблюдал это; и всегда интересовал меня вопрос: почему люди радуются при встрече? И следовательно, не найду ли я материала и для «Сретения»?

Когда человек живет постоянно в близком общении, то не замечает: как дорог и даже как хорош другой человек, с коим он живет! А стоит разойтись хоть на время, как серая будничная маска забудется, и мы начинаем видеть другую, хорошую, сторону в нашем сожителе: тут показывается идеальный человек, в его лучшем состоянии, и даже  в подлинном, богоподобном, хорошем его виде. Но после благодаря нашей слабости в идеальном мы не выдерживаем: спускаемся опять в нашу низшую, немощную жизнь — и очарование пропадает.

Таково первое объяснение: встречаются идеальные души — и добро добру радуется.

Подчас люди по причине своей жесткости, холодности даже и не искренно рады встрече; но всё же делают «хорошее лицо», будто рады. То есть подделываются под настоящую встречу; следовательно, считают радость впечатлений за должное состояние, или идеальное.

Есть и другое объяснение: первая встреча есть первое общение душ. Значит, общение дает радость. О чем же всё это говорит? Человек создан для радостного общения, а не для жизни в одиночку. Это — радость любви к другим. Но так как сил надолго для такой сильной радости еще не хватает, то скоро она слабеет и почти тухнет…

Помню следующий случай. Был болен один иеродиакон… Его пришли навестить знакомые, притом занимавшие высокое положение… Целой семьей. «Я, — рассказывал он мне после, — сначала очень обрадовался им. Начали разговор: всё было так приятно. Но прошло полчаса; и я стал чувствовать, что у меня уже больше не хватает душевных сил не только радоваться, но  даже любезно улыбаться. Стало трудно поддерживать разговор, и стал я думать: когда же они уйдут наконец?»

Этот случай показывает и радость общения, и скудость еще наших сил для длительной радости. Но всё же идеал — это радость общения, а холодность — упадок наш.

Наконец и еще объяснение. Вот мы живем с человеком, иногда и очень близким и хорошим, но недостаточно ценим его. А стоит лишь «потерять» его или разлучиться на время — мы уже ощущаем эту потерю как лишение, как отрыв дорогого, как убыток, как изъятие части нашего «Я». Но когда встретим, точно неожиданно потерянное «найдем», — тогда восполняется наше лишение.

Вот какие чувства бывают при встрече.

Если мы вдумаемся в славянское слово «сретение», тогда присоединится еще и новое впечатление, и радость соответственно увеличивается; и в нее привносятся новые элементы: почитания, благоговения, восторга. А сверх всего еще и чувство благодарности за милость встречи: «сподобился», «слава Богу!»

Наконец, если мы встречаем наших спасителей, освободителей, то уже будут и новые восприятия; но об этом будем говорить особо. А теперь перенесем все эти наши размышления к празднику Сретения Господня: нет ли чего сродного им здесь?

Да, и теперь ощущается радость Симеона и Анны: «Наконец-то дождались…», «Сподобились». Радуется старец. Берет на руки… Обнимает Младенца… А Анна, как более горячая женщина, несмотря на свои 84 года, не сдерживается и начинает направо и налево, «всем чающим» пришествия Мессии-Утешителя проповедовать о Нем: вероятно, возбужденно, восторженно говорить, убеждать — не может удержать своей радости в себе.

Вот как можно бы, как думается, изложить первые чувства встречавших. А следовательно, и у нас должны быть подобные же настроения на празднике.

Человечество, удаленное от Бога за непослушание, теперь снова видится с Ним — и радуется! Особенно потому, что оно принято так ласково, милостиво. Это изображается принятием Богомладенца на руки Симеоном, в его объятия. Для таких случаев есть и особое слово: «подался», то есть «пошел» на приглашающие, зовущие руки, «по-дал» Себя старцу. Лучшие люди тосковали о Боге, желали быть опять вместе с Ним в общении — и сподобились! Как же не радоваться?!

Источник: Митрополит Вениамин (Федченков). Размышления о двунадесятых праздниках: от Рождества Богородицы до Сретения Господня. — Москва: Правило веры; [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. — 478 с.

15.02.2024

Просмотров: 559
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать