Внемли себе
…Сказано: «внемли себе». То есть внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе; ибо иное — мы сами, иное — принадлежащее нам, а иное — что около нас. Мы — это душа и ум, так как мы сотворены по образу Создавшего; наше — это тело и приобретаемые посредством него ощущения; около же нас — имущества, искусства и прочие удобства жизни. Поэтому не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми мерами, то есть за здравием, красотою, наслаждением удовольствиями. Не то почитай великим, что служит тебе для временной жизни, но «внемли себе», то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, украсить же и просветить ее всякою красотою добродетели. Испытай себя самого, кто ты; познай, что тело твое смертно, а душа бессмертна; что жизнь наша двояка: одна, свойственная плоти, скоропреходяща, а другая, сродная душе, не допускает предела. Поэтому «внемли себе», не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Со всевозможным тщанием вникай в себя самого, чтобы уметь тому и другому дать нужное: плоти — пропитание и покровы, а душе — догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей.
Одна и та же сия заповедь и полезна недужным, и весьма пригодна здоровым. В болезнях врачи советуют больным быть внимательными к себе самим и не пренебрегать ничем служащим к уврачеванию. Но подобным сему образом и слово, врач душ наших, сим малым пособием исцеляет страждущую грехом душу. Поэтому «внемли себе», чтобы по мере прегрешения получить тебе пособие от врачевания. Грех твой велик и тяжел? Тебе нужны долгая исповедь, горькие слезы, усильное бодрствование, непрерывный пост. Грехопадение легко и сносно? Пусть уравняется с ним и покаяние. Только «внемли себе», чтобы знать тебе здравие и болезнь души.
Итак, «внемли себе». Если ты благоденствуешь, живешь светло, и вся жизнь твоя несется по течению, это изречение будет тебе полезно, как добрый советник, напоминающий о судьбе человеческой. Оно благовременно будет услаждать сердце, чтобы тебе от кичливости не превознестись до непомерной гордыни и с отчаяния не впасть в малодушное уныние. Гордишься ты богатством, величаешься предками, восхищаешься Отечеством, красотою телесною, воздаваемыми от всех почестями? «Внемли себе», что ты смертен, что земля еси, и в землю отыдеши (ср.: Быт. 3: 19). Поэтому, помня свою природу, никогда не превознесешься. Будешь же помнить себя, если «внемлешь себе»…
Например, гнев овладел твоим рассудком, и раздражительность влечет тебя к неприличным речам, жестоким и зверским поступкам? Если «внемлешь себе», то усмиришь гнев, как упрямого и не терпящего узды молодого коня, поражая его, как бичом, ударом сего слова; удержишь и язык, не возложишь и рук на огорчившего. Поэтому «внемли себе» и знай, что одно в душе разумное и духовное, другое — страстное и неразумное, и что первому по природе принадлежит господство, а прочему — повиновение и послушание разуму. Итак, не попускай, чтобы когда-нибудь порабощенный ум стал слугою страстей, и опять не позволяй страстям восставать против разума и присвоять себе владычество над душою…
Итак, «внемли себе», чтобы внимать Богу, Которому слава и держава во веки веков.
Источник: Cвятитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: в 2 т. Том первый: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. — М.: Сибирская Благозвонница, 2008. — (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3).
19.02.2024