X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Мы все должны идти в сторону Христа» (часть 2)

Протоиерей Сергий Баранов

Узнать Христа

— В одном из своих интервью Вы говорите, что люди могут десятилетиями ходить в храм, говорить о Христе, спорить о Нем, умиляться, но не знать Его. А что значит «узнать Христа»?

— Бог не ограничен никакой формой, но весь этот мир, созданный Господом, существует, живет и действует в определенной форме и заданном формате. Чтобы войти в отношения с этим миром, Господь, Творец всей Вселенной, ради нас умаляется и входит в форму человека.

Иисус Христос приходит на Землю и основывает Церковь, наполняет ее таинствами, которые тоже ограничены определенной формой. В таинстве Причастия Господь выбирает форму хлеба и вина, потому что для нас это понятней. Он входит в форму Своим содержанием и через эту форму наполняет нас.

Святитель Григорий Палама подчеркивал, что Бог не познаваем в Своей Сущности, но может переживаться в Своих Энергиях, которые по-другому называются благодатью. Например, для нас икона — это не просто изображение, а окно в духовный мир. Благодать Божия наполняет не только мощи и другие святыни, но и слово. Библию мы называем «Священное Писание», ведь она наполнена не только исторической, нравственной, философской информацией, но прежде всего благодатью Божией. Не случайно один Оптинский старец на жалобы своего духовного чада о непонимании Псалтири ответил: «Ты читай-читай, Псалтирь наполнена благодатью Божией и Духом Святым, твоя душа поймет».

 

монахини орского монастыря

Как мы наполняемся благодатью Божией? Через таинства Церкви. Лично я к числу всех прочих таинств отношу и молитву. Молитва — это не просто чтение, но нечто более глубокое, тонкое, возвышенное. Святой Арсений Великий мог поднять руки, сказать «Господи, Иисусе Христе…» — и очнуться на следующий день, вдруг выпав из формата времени и пространства, при этом не переставая быть личностью перед Богом.

Так же оказывается, что Бог Своими Энергиями может наполнять и Свое Имя. Я говорю сейчас это опытно. Наше «Я» находится не в голове, а в сердце. И когда человек пытается говорить Иисусову молитву не наружу, а внутрь, в область сердца, где находится наше «Я», и делает это долго, искренне и упорно, со временем он ловит себя на том, что «Иисусе» из формата слова переходит в Саму Личность. Ты говоришь «Иисусе» и переживаешь не имя Бога, а Его Самого, Которого теснишь в своем сердце. Этим занимались все отцы-исихасты: они теснили Христа в своем сердце.

Но я всегда делаю ремарку: не путайте это с вхождением в сердце, ни в коем случае. Вхождение в сердце — это совершенно другое. Дверь в Царствие Небесное открывает Бог. Если человек своим усердием, ревностью, пылкостью пытается вломиться туда, он обязательно впадет в прелесть, потому что искусственно нажимает на свои психологические точки и разгорячает себя. У царя Давида есть такие слова: сердце глубоко (Пс. 63: 7). Так вот духовное сердце — это глубокое сердце. А на поверхности лежит сердце душевное, эмоциональное. И если человек по неопытности начинает разжигать вот эту эмоциональную часть своего сердца, всё может печально закончиться.

То, что я сейчас говорю, очень ответственно. Но я вижу, что народ скучает по святоотеческой жизни. Как жили святые отцы? Мистически богато, талантливо, глубоко. Мы просто жития святых читаем, и у нас слезы наворачиваются, а ведь они были из той же плоти и крови, что и мы. Самой главной драгоценностью для меня лично оказывается понимание, что обычный человек может прийти в состояние обожения.

 

отец сергий баранов

Однажды я беседовал с игуменией, которая с печалью констатировала: «Отец Сергий, я 50 лет в монашестве, 25 лет из них несу послушание игумении. Я знаю устав, как управлять монастырем, как строить, вести хозяйство. Но за 50 лет я не встретила Христа. Я делала что угодно, но упустила самое главное…» Ладно, когда это говорит молодой человек, который надеется, что обязательно когда-нибудь мобилизуется, но когда это говорит человек на исходе своей жизни…

Встретить и узнать Христа — цель не только для монаха, но и для любого православного христианина. Мы все должны идти в одну сторону — в сторону Христа. Святой Симеон Новый Богослов говорит страшные слова: «Если ты в этой жизни не встретил Христа, встретишь ли ты Его там — большой вопрос». И я с ним совершенно согласен. Лично мне в этом мире, полном скорбей, лжи, недоумений и разочарований, очень неуютно без Христа. Но меня не удовлетворяет «далекий» Христос двухтысячелетней давности, Он нужен здесь и сейчас, иначе я просто надорвусь.

Навык жертвования

— Вы как-то сказали, что даже дела милосердия, если они не Христоцентричны, оказываются тщетны. Что это значит?

— Это не я сказал, а царь Соломон в книге Екклесиаста, подводя итог своей жизни, говорит: «И добродетель — суета».

Я часто привожу такой пример. Мы занимаемся целомудрием своего сердца в борьбе с помыслами, чтобы помыслы не оскверняли наше сердце никаким грехом. Но целомудрие ради целомудрия — пустое дело. Девица сохраняет целомудрие ради жениха. Мы же занимаемся целомудрием своего сердца ради Божественного Жениха. Каждая душа должна стать невестой Христовой. И поэтому цель — не целомудрие, не добродетель, а Христос.

Если ты занимаешься только добродетелью, но не занимаешься молитвой, не занимаешься поиском Христа, то эта добродетель просто красиво умрет вместе с тобой.

— Давайте разберем конкретную ситуацию. Когда кто-то обращается ко мне за помощью, я рассуждаю так: «Я не делаю ничего для Бога, но сейчас могу себя немножко ущемить, потратить свое время, силы, средства и попросить Бога принять хотя бы этот маленький шаг навстречу Ему…» В этом случае я совершаю поступок ради Христа?

— Чтобы вернуть наши нарушенные отношения с Богом, нужно переориентировать свое «Я» в Его сторону. Сейчас у нас всё сломано и направлено в сторону нас самих. А любовь, как противоположность эгоизму, действует навстречу любимому. И поэтому любое понуждение себя, переформатирование себя в отдавание, приносит навык жертвования. Мы практикуемся на наших ближних, чтобы затем этот навык использовать и в отношениях с Богом, поступиться своим «Я» ради Бога. Поэтому апостол и говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4: 20) Я лишь говорю про приоритет ценностей: все-таки помощь ближнему должна быть через и ради Бога.

 

отец сергий баранов говорит проповедь

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал притчу о двух рыбаках, которые жили на берегу моря и люто ненавидели друг друга. Вдруг начался шторм, и один из рыбаков увидел, что другой тонет. Он бросился в море и вытащил соседа. Когда они, мокрые и изможденные, лежали на берегу, спасенный спросил спасителя: «Послушай, ты рисковал жизнью, но ты же меня не любишь… Почему ты так поступил?» «Я тебя как не любил, так и не люблю. Но я просто вспомнил слова Христа, Который просил понуждаться на любовь».

По большому счету это наша мера. Конечно, у преподобного Силуана Афонского было по-другому: ему не надо было понуждаться на любовь, это было его естественным состоянием. Но нам приходится понуждать себя на любовь к ближнему ради Христа. Даже к тому ближнему, кто, может быть, нам неприятен.

Духовный отец

— Отец Сергий, Вы несколько раз подчеркнули необходимость духовного руководства. Мне сразу же вспоминается тот факт, что Вы ездили к Ефрему Аризонскому, ученику преподобного Иосифа Исихаста. А надо ли специально искать таких духоносных старцев? Полезно ли это для нашей духовной жизни или в этом вопросе лучше довериться Богу и, если будет полезно, Господь как-то даст возможность попасть к такому человеку?

— Лишь бы не было ажиотажа, иначе можно ошибиться и вместо проводника в Царствие Небесное выбрать слепого провожатого. Конечно, духовный человек очень много может дать. Порой даже не нужно получать ответы на свои вопросы, но просто побыть в атмосфере благодати. Не просто так к преподобному Серафиму Саровскому или праведному Иоанну Кронштадтскому ехала вся Россия. Даже посещая места, где святые жили не одно столетие назад, мы чувствуем, что они наполнены благодатью Духа Святого.

Знаете, вдохновиться можно даже простым искренним прихожанином, которого мы можем не заметить, потому что он просто тихонечко живет стабильной духовной жизнью. Но ты смотришь на него, а в его глазах есть вера, есть Бог… Не обязательно искать чего-то чрезвычайного. Будьте осторожны в поисках чрезвычайного, чтобы не нарваться на что-то негативное, фальшивое, ненастоящее. Лучше бы вы ничего не нашли, чем найти такое.

 

протоиерей сергий баранов в горах

У старца Ефрема я был дважды по неделе в монастыре Святого Антония в Аризоне. Никаких глубоких духовных бесед по большому счету между нами не было, мне было достаточно просто быть рядом. Не читать о святом, а непосредственно наблюдать его.

Мне кажется, святые люди схожи со Христом своей естественностью. Ведь Христос не был восковой фигурой, Его естественность смущала фарисеев, когда Он ел с блудниками и мытарями. Первое чудо Господь совершает на свадьбе. Он умножает вино в то время, когда уже всё выпито. Кажется, ну выпили — и достаточно. Но вдруг Бог умножает вино. То есть Господь очень глубоко входит в формат этого мира, но ни в коем случае не нарушая рамки нравственности и целомудрия.

И, знаете, духовные люди тоже очень естественны в отношениях. Они могут и улыбнуться, и пошутить. Рядом с ними легко и комфортно. Не в том плане, что можно расслабиться и погрешить, а в том, что нет никакой натяжной искусственности. Святой человек удивительно сочетает в себе святость и человечность, простоту. В них нет никакого пафоса, мол, «я — великий старец».

Вот таким был и старец Ефрем. Он мог смеяться как ребенок. В нем было это присущее всем святым сочетание величия и простоты с кротостью. Счастье было просто видеть его, служить с ним литургию, вместе причащаться. С такими людьми достаточно просто побыть рядом, и все вопросы отпадают сами собой. 

 

старец ефрем аризонский

Также я был в общине старца Софрония (Сахарова) в Эссексе, в Англии. И их духовник, старец отец Захарий, говорил: «Старца нет уже 25 лет, а мы живем в такой атмосфере, как будто сейчас откроется дверь, и зайдет отец Софроний». Он оставил свой дух. И этот дух опять же очень естественный, без натяжек и искусственности.

В вашем монастыре это тоже есть. Сестры улыбаются, общаются открыто и просто. И в нашем монастыре с самого начала я пытался сделать так, чтобы сестры не находились в каком-то официозе. Меня радует, когда гости нашей обители говорят, что им комфортно, просто уютно. Они чувствуют любовь сестер. И это самая главная концепция.

Беседовала Мария Котова

Фотографии из интернета

«Мы все должны идти в сторону Христа» (часть 1)>>

08.02.2024

Просмотров: 2041
Рейтинг: 4.9
Голосов: 41
Оценка:
Комментарии 0
28 дней назад
Большое спасибо
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать