«Мы все должны идти в сторону Христа» (часть 1)
Протоиерея Сергия Баранова, секретаря Орской епархии (Россия), духовника женского монастыря иконы Божией Матери «Иверская», знают многие. Батюшка ведет активную общественную и творческую жизнь: снимает документальные фильмы, ставит спектакли, пишет иконы и книги. При этом его проповеди, интервью, выступления наполнены такой духовной глубиной, после соприкосновения с которой сложно оставаться прежним человеком. Нашему монастырю посчастливилось принять отца Сергия как гостя фестиваля «Радость» и записать с батюшкой большое интервью.
Главное отличие православных христиан
— В своих беседах Вы подчеркиваете: каждому христианину необходимо вести духовную жизнь. А что есть духовная жизнь?
— Однажды на годовом епархиальном собрании священников я задал вопрос: «Отцы, все мы стараемся вести нравственный образ жизни: быть хорошими мужьями и отцами, делать добрые дела, посещать тюрьмы, больницы, детские дома. Скажите, пожалуйста, а что из всего мною перечисленного не могут делать атеисты?»
Нравственный закон знают и пытаются соблюдать люди не только других религий, но и неверующие. Тогда чем же мы, православные христиане, отличаемся? На мой взгляд, наше главное отличие — это молитва. Молитва не как выпрашивание у Бога чего-либо, а как вхождение в отношения с Богом. Вот это и есть духовная жизнь.
Доброделание и исполнение нравственного закона в таком случае становятся естественной частью духовной жизни. Но здесь важно, чтобы в каждом нашем деле мы искали Христа, иначе мы будем просто порядочными людьми, не более.
Кто-то говорит: «Я могу и без Бога прожить». Конечно, можешь. И даже можешь относительно честно прожить. Но твое счастье когда-то упрется в точку смерти и станет большим несчастьем. Вечность — это область Бога.
Вхождение в духовную жизнь происходит в первую очередь через молитву. Как батюшка Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым говорил: «Цель христианской жизни — стяжание благодати Духа Святого». Он перечислял разные средства, однако подытожил так: «Но больше всего — молитва».
Молитва — это непосредственное вхождение в отношения с Богом. Потому христиане не только и не столько должны знать и исполнять нравственные законы (что в принципе естественно для каждого человека), но должны искать Бога. Прежде всего Его можно найти в нашей Церкви, которая наполнена таинствами. В них незримо есть присутствие Божие. Мы должны практиковать богообщение и богомышление. Иначе как бы ты красиво ни жил, как бы ты красиво ни строил свою философию жизни, всё это нежизнеспособно. Потому что только Бог есть жизнь (ср.: Ин. 14: 6).
Иисусова молитва
— Получается, молитва и привычное нам молитвенное правило — это все-таки разные вещи?
— В XX веке жил великий афонский святой Иосиф Исихаст, который умер в 1959 году. Это был чрезвычайный человек, даже для Афона. В своей общине они сугубо практиковали умную Иисусову молитву. Перед смертью преподобный заповедовал своей маленькой общине разойтись, чтобы такое делание умножилось. Монахи исполнили заповедь святого. Старец Ефрем Аризонский — последний монах из этой общины, он умер буквально несколько лет назад, успев основать в Америке 19 православных монастырей.
Так вот, однажды к одному из учеников святого Иосифа Исихаста, старцу Харалампию, пришел сосед монах, которого сильно тревожил их необычный образ жизни: «Вы, исихасты, бросив все силы на Иисусову молитву, оставили все чинопоследования». На что старец Харалампий деликатно заметил: «Отец, прости, пожалуйста, ты ошибаешься, мы не оставили чинопоследования. Но если бы ты знал, как они по-другому живутся, когда ум организован в Иисусовой молитве!..» Вместе со старцем я могу сказать те же слова: «Если бы вы знали, как живется Божественная литургия после того, как ты немножко организуешь свой ум!..»
Иисусова молитва по-другому еще называется умной молитвой. Само слово «умная» предполагает, что мы что-то делаем с умом. Очевидно для каждого, насколько наш ум дезорганизован, он просто живет своей жизнью. Святые отцы в науке умного делания как раз-таки приручали непослушный ум. В каком смысле я говорю «непослушный»? Встаньте и прочитайте «Отче наш», и поймайте себя на том, сколько раз вы подумали о чем угодно, только не об Отце Небесном…
Наш ум очень и очень болен. Так вот, умное делание занимается, во-первых, организацией ума, а во-вторых — соединением ума с Богом. Все-таки Бог — это не материя, а Дух. Поэтому чтобы войти в духовное пространство, нужно выйти из пространства тела. В Иисусовой молитве именно это и делают. А чинопоследования являются вспомогательными помощниками. Когда читаешь какой-либо канон, действительно составленный Святым Духом, твое сердце подготавливается к деланию уже сугубой молитвы. Те, кто занимается умным деланием, ни в коем случае не отвергают ни Псалтирь, ни какие-либо чинопоследования, просто приоритет ценностей немножко изменяется в сторону Иисусовой молитвы.
— Вы считаете, что Иисусову молитву могут практиковать не только монахи, но и миряне, которые ведут активный образ жизни?
— Святые отцы так считали. Преподобный Иосиф Исихаст, как ни странно, говорил, что для мирян Иисусова молитва предпочтительней, а для монахов самое высокое — это таинство послушания, отсечение своей воли даже на уровне помыслов. Просто не стоит Иисусову молитву ассоциировать сразу с высшими созерцательными степенями, с состояниями откровения. Есть некоторый стереотип о какой-то страшной Иисусовой молитве, полной подводных камней. Обычно такими стереотипами болеют люди, которые сами ей не занимаются.
Главная рекомендация — не начинайте с конца. Созерцательное состояние, состояние откровения — это чрезвычайные состояния, которых достигали единицы. И если сразу дерзать на достижение таких состояний, вы обязательно расшибетесь.
— А с чего тогда лучше начинать простому мирянину?
— Иисусова молитва начинается просто со слов, которые человек может произносить во всех трудах и обстоятельствах. Потом постепенно приходишь к тому, что произносить устно становится уже недостаточно и хочется сделать молитву более внимательной. Так можно хорошо подвинуться в сторону умной молитвы. Идите постепенно.
Духовное пространство — тоже творчество, только другого плана. Если человек ставит себе цель и пытается стабильно к ней идти, то у него обязательно получится.
Как-то мне довелось расписывать на Афоне два небольших храма. Конечно, я дорожил этой возможностью — быть на Афоне, в атмосфере молитвы. Мне не хотелось терять драгоценное время на мысли о чем-то материальном и земном. Я пытался читать Иисусову молитву и совмещать ее с иконописью. Ум мой улетал. Но однажды Господь ответил на мои искренние потуги и добавил Своей помощи: я смог с утра до ночи читать вслух Иисусову молитву и при этом расписывать стены храма. Одно другому не мешало. Оказывается, это возможно.
И даже больше. Со мной приехал друг, руководитель регионального банка у нас в Оренбуржье. Через несколько дней нашей работы монах, хозяин кельи, подходит и говорит: «Слушай, ну с тобой-то всё понятно, ты с утра до вечера "Иисусе, Иисусе…" Но вот этот правда директор банка?» Потому что этот человек с утра до вечера носил камни и тоже повторял Иисусову молитву. То есть всё начинается с понуждения, а после может перейти в естественное состояние.
Преподобный Серафим Саровский трудился не ради созерцания, а ради Христа — просто служил литургию внимательно и благоговейно, искусственно не вызывая в себе каких-то мистических состояний. И Господь посетил его именно в это время.
Благое беспокойство о своей душе
— Отец Сергий, я вижу по своему окружению, что после первой призывающей благодати верующие, условно говоря, делятся на две категории. Первые — те, кто запустил свой духовный двигатель и благодаря дисциплине и самоорганизованности двигается вперед, следуя церковным правилам. А вторые — те, кто ходит в храм, причащается и исповедуется, но для кого прочитать утренние и вечерние правила — уже подвиг… И если первая категория наверняка может переходить на более высокую духовную ступень (в продолжение нашего разговора — Иисусову молитву, через которую Христос может стать центром нашей жизни), то что же делать тем, кто принадлежит ко второй категории?
— Я бы сказал таким людям, что уже пора положить начало благому беспокойству о своей душе. Нельзя к христианству относиться легкомысленно, просто как к традиции. Христианство — это не увлечение, а буквально вопрос жизни и смерти: или твоя душа умрет, или обретет жизнь вечную… Мы же веруем в слова Господа, что кто-то из нас наследует Царство Небесное, а кто-то окажется в аду.
Иногда современные христиане у меня ассоциируются с идущими по минному полю людьми: вокруг рвутся снаряды, грязь и остатки человеческих тел летят в разные стороны, а мы приходим и раскладываем белую скатерть, сервируем фужерами, открываем шампанское… У нас притупилось чувство тревоги и опасности, что жизнь ежедневно может закончиться…
Недавно один иеромонах спросил меня: «Отец Сергий, что такое память смертная?» — «Память смертная, — ответил я, — это даже не понимание, что ты когда-то умрешь и попадешь на Божий Суд. Память смертная — это чувство времени». Река времени уносит с собой и плохое, и хорошее. И никто не в силах ее остановить. Если человек будет находиться в этом чувстве времени, это уже будет давать память смертную.
Я отец шестерых детей. Мы рожаем дитя и уже с первых минут начинаем прислушиваться, как оно дышит. Нестабильность заставляет нас тревожиться. Пусть она заставляет нас тревожиться во всех случаях нашей жизни. Мы должны быть по-хорошему встревожены. У нас нет повода успокаиваться. Вот почему иногда христианам нужно бросать камень в болото их спокойной и размеренной жизни: исторические и политические события должны напомнить, что случившееся с моим соседом сегодня, завтра может произойти и со мной.
— А ту первую решимость вообще можно вернуть или как-то заново ее обрести?
— Думаю, мы совершаем ошибку, когда хотим что-то кардинально перевернуть в сию минуту. Царствие Божие нудится (ср.: Мф. 11: 12). Бери и каждый день прибавляй по ложке — через год будет 365 ложек. Лучше прибавлять понемногу, но стабильно, чем поддаваться эмоциям и в итоге не делать ничего. «Всё, завтра я переверну свою жизнь!» — послезавтра ты надорвешься и станешь еще хуже, чем начинал. Нужно настраиваться на долгую размеренную духовную жизнь. Не делайте ничего чрезвычайного. Понемножку, долго и упорно. Такое постепенное и стабильное движение не позволит возомнить о себе лишнего. А разовые эмоциональные подвиги сразу запускают в нас гордость. Вот почему хорошо бы, конечно, иметь духовника, на которого можно опереться.
Продолжение следует…
Беседовала Мария Котова
Фотографии из интернета
07.02.2024