«Ниневитянам достаточно было покаяться…»
Святые отцы таинство Покаяния ставят выше таинства сотворения мира. Мы понимаем, что это таинство касается души, касается спасения, касается того необходимого, что должно произойти в наших отношениях с Богом. Явный пример этого — история пророка Ионы и ниневитян (см.: Книгу пророка Ионы). Ниневитяне делали всё, что им заблагорассудится, нарушали все заповеди Божии, и пророк просил Бога истребить их. Но пока он молился, ниневитяне покаялись. И Господь не покарал их.
С ниневитянами произошло самое необходимое, что должно произойти в человеке — изменение, покаяние. И Господь их помиловал. Это еще и еще раз говорит о той любви, которой Господь нас любит.
Наше покаяние возрастает в духовном осмыслении, в величине, в глубине. Господь по мере духовного роста дает человеку возможность видеть свои грехи. То, в чем человек поначалу оправдывал себя, ища вину в других, со временем он видит как грех в самом себе, который уничтожает всё Божие.
Желание покаяния должно стать решающим для нас. Мы должны хотеть быть с Богом. Бог сам по себе самодостаточен, Он ни в чем не нуждается. Но Он нам нужен — для той радости, для той любви, которую мы познали и хотим, чтобы она была с нами в вечности; свет которой светит, согревает, освящает, полнота которой наполняет настоящее, непреходящее — всегда! Это и есть та мера Бога, которая возможна для каждого из нас. А что для этого надо? Ниневитянам достаточно было покаяться…
07.02.2024