«Через фотографию я говорю о Боге»
Ирина Пулко — церковный фотограф. Уже шесть лет она снимает таинства Крещения и Венчания. В своем блоге она делится не только фотографиями, но и размышлениями о вере и Православии. Ведь именно ремесло привело ее к Богу. Как это случилось и в чем, по мнению Ирины, миссия церковного фотографа, читайте в интервью.
«Я снимаю эмоцию»
Перед нашим интервью Ирину снимает фотограф монастыря. Она периодически смотрит в камеру, комментирует, как лучше сделать кадр.
— Ирина, а по какую сторону камеры Вам сейчас комфортнее находиться?
— Где-то раз-два в год я хожу на фотосессии для себя. Мне это нужно для ведения блога, ведь люди больше доверяют, когда видят в профиле личные фотографии автора. Но фотографам со мной сложно, потому что я пытаюсь управлять процессом во время съемки и мне всё время хочется подсказывать, как лучше снять кадр. Так что так я тренирую свое смирение и доверие перед коллегами (улыбается).
И еще фотографу важно ходить на фотосессии, чтобы понимать человека с той стороны камеры: что ему сложно, что ему нужно помогать в позировании — он этого ждет. В этом смысле репортажные фотографии Крещения и Венчания немного проще.
Фотографу не нужно управлять людьми и процессом в целом, но всегда нужно быть начеку, чтобы не упустить какой-то ценный, трогательный кадр. И есть всего доли секунды, чтобы его снять. Это предельная концентрация. Фотограф в этом смысле — охотник.
— Фотография — это везение или профессионализм? Есть какая-то формула, как получается хороший кадр, который «цепляет» зрителя?
— Тут должен совпасть ряд факторов: хорошая техника плюс умение ею владеть, умение выстраивать композицию, видеть свет и «подчинять» его себе. Фотограф должен чувствовать фотоаппарат, сливаться с ним. Для меня важно, чтобы фотографии на выходе были четкими, резкими, выверенными, все герои в кадре — красивыми и при этом чтобы в снимках была отражена суть происходящего события.
Таинства Крещения и Венчания я снимаю с 2016 года. Знаю их чинопоследования и какие именно моменты мне нужно и важно заснять. Например, мой любимый момент — когда священник на Крещении кладет руку на голову младенца — это секунда, и только слушая молитвы можно запечатлеть такой кадр.
Благодаря опыту я уже знаю, как какой батюшка окунает, совершает помазания, с какой стороны мне лучше стать. Но, конечно, всегда возникают какие-то нюансы.
Несмотря на то что чинопоследование одинаково, каждое таинство неповторимо.
Фотографией ты должен что-то рассказывать. В ней должна быть история. Важно, чтобы у людей в глазах был свет. Вот ты видишь, как улыбается ребенок, и крестная мама на него умиленно смотрит, нянчится, сюсюкает. В ее глазах любовь, и ты снимаешь это…
— То есть можно сказать, что Вы ловите любовь?
— Да, счастливую эмоцию, теплоту, душевное спокойствие, радость, сопереживание.
— В чем принципиальное отличие церковных съемок от других?
— Церковный фотограф является участником таинства или богослужения. И тут важно не мешать, не отвлекать внимание на себя, а влиться в происходящее. Во время церковных съемок я стараюсь по возможности участвовать в совместной молитве.
Однажды, в начале своего профессионального пути, я пришла снимать таинство Крещения в храм св. Марии Магдалины. Крестил строгий батюшка, а я всё перемещалась по крестильной, часто «щелкала» — так старалась. Было много лишних движений и суеты. Он не выдержал, повернулся ко мне и сказал: «А теперь стань вот здесь и молись». Меня его слова поставили на место, я запомнила их на всю жизнь. И если первое время я приносила с Крещения более тысячи кадров, то теперь — 300, а отдаю 130–150, и всё по делу.
— Для многих людей Крещение — это просто красивая традиция. Влияет ли такое отношение к таинству на Вашу работу?
— Огорчает, когда родители хотят крестить ребенка для галочки и им важнее не само таинство, а красивые фотографии после него. Это всегда ощущается, поверьте. Но не нужно относиться к Крещению как к фотосессии.
В первую очередь к Крещению необходимо готовиться духовно — быть на подготовительных беседах со священником, исповеди, Причастии. Конечно, не стоит забывать и о своем внешнем образе: одежда должна быть подобающей, соответствующей церковному этикету, ну и, конечно, нарядной, ведь это семейный праздник.
Если честно, семей, которые приходили бы крестить с пониманием смысла таинства и знали Символ веры, мало. Я в любом случае сделаю свою работу, но осознанность людей влияет на мое внутреннее состояние.
С Крещения, где люди осознают его духовный смысл, хором читают молитвы, ты уходишь с чувством благодати и радости.
«Священники и фотографы должны дружить»
— А как священники относятся к съемкам в церкви? Кто-то считает, что таинство — некая тайна. Почему важно сохранить эти моменты в фотографии?
— Отмечу сразу, что таинство — это не тайна, которую нельзя никому показать. Смысл таинства в том, что через него таинственным образом в человеке действует незримая спасительная Божия сила — благодать.
Во-первых, такие фотографии — семейная реликвия. Крещение бывает раз в жизни, его не переснимешь. Во-вторых, думаю, что они могут стать проводником к вере. Если вдруг семья «забудет» дорогу в храм, то фотографии с таинства им могут напомнить о причастности к церкви.
Я сама из нецерковной семьи. Мы ходили в церковь на Пасху, Крещение. Что такое Причастие, исповедь, я не знала. Вышла замуж, жила в Минске. Камеру мне подарил муж по случаю получения диплома в экономическом университете. И этим поменял мою судьбу.
В 2013 году я ушла в декрет и стала снимать — в основном это была семейная съемка. В 2016-м меня попросили снять Крещение. Я даже не знала, что его можно снимать. Мне стало интересно, это была новая профессиональная задача. Вскоре мне снова написали с такой просьбой. И я снова пошла. Через год я уже стала снимать только Крещения.
— А почему?
— Мне был интересен сам процесс. А еще для меня это была возможность прийти в церковь, хотя бы просто поставить свечку, как-то приблизиться к Богу. Наверное, мое внутреннее «Я» этого хотело. Церковь меня никогда не отталкивала. С глубокого детства я знала молитву «Отче наш» и Ангелу-хранителю. У меня были пластиковые иконки, и эти молитвы я читала перед сном.
Первое время я снимала таинства без личного молитвенного участия. Но как-то у меня была съемка Крещения в Свято-Елисаветинском монастыре, в храме Царственных Страстотерпцев. Я приехала заранее, гуляла и решила зайти в Елисаветинский храм. Шла Божественная литургия (тогда я этого не понимала), и вдруг все люди запели знакомую мне молитву — Символ веры. Хором. В один голос. Это произвело на меня сильное впечатление, у меня полились слезы. Я поняла, что если бы участвовала в Божественной литургии, то на съемках больше понимала бы суть таинства, и так было бы честнее.
Тогда я решила снимать и богослужения. Узнавала, в каком храме и когда престольный праздник, и приезжала. Никто меня об этом не просил, мне самой это стало интересно. Отдавала фотографии священникам в электронном виде, некоторым делала и дарила фотокниги.
Чтобы понимать, что будет происходить в храме во время богослужения, я стала читать разные статьи и разбираться в Православии. Изучала церковные праздники. О том, что узнавала, писала в своем блоге. Мне было важно, чтобы мои подписчики тоже просвещались вместе со мной. И знаете, эти публикации набирали много лайков, репостов. Людям это было нужно.
При этом я развивалась профессионально, вдохновлялась работами известных фотографов, проходила мастер-классы и обучения в Минске и Москве.
Я считаю, что у церковных фотографов есть миссия — через фотографию показывать красоту храмов и богослужений. Может быть, благодаря этим фотографиям люди захотят прийти в Церковь.
Поэтому священники и фотографы должны дружить, ведь мы за одну идею. И сейчас отношение к фотографам изменилось, к счастью, в лучшую сторону. Бывает, мне пишут знакомые батюшки и просят поснимать определенный храм, чтобы этим привлечь людей.
Во время съемок богослужения я познакомилась с видеографом, который снимает видео для епархии и бывает на всех крупных церковных событиях. Мы подружились, он подсказывал мне ход богослужения, объяснял смысл. И однажды спросил, исповедовалась ли я. Я сказала, что нет, хотя к тому времени уже и сама этого хотела. Он меня подготовил морально, духовно и буквально за руку привел в кафедральный собор. Так три года назад случилась моя первая исповедь.
Сейчас я считаю, что церковный фотограф должен быть верующим человеком. Быть просто фотографом в храме уже недостаточно.
— Ваши фотографии часто используют в аккаунтах нашего монастыря. Расскажите про это знакомство.
— Я часто приезжала в монастырь. Здесь каждое богослужение уникально и необычно, до мурашек. Выставлен свет, украшен храм, звучат божественные голоса хора, а пастырские слова отца Андрея всегда пробирают до глубины души. Мои фото расходились по церковным пабликам, иногда их брали для публикации в социальных сетях монастыря. Три года назад я пошла за компанию снимать Богоявление на Лысой горе, мои фотографии понравились, их репостили, а в следующем году меня уже позвали снимать официально.
«Хочется что-то оставить после себя»
— Сейчас Ваша профессия совпадает со служением Богу. Но Вы по образованию экономист, и у Вас есть опыт работы по специальности. Можете рассказать о разнице?
— Мне очень важно чувствовать в работе смысл. Когда я работала бухгалтером, то не чувствовала, что приношу пользу обществу — для меня это была рутина… А мне очень хочется что-то после себя оставить. Я сверстала более 300 фотокниг. Иногда думаю, что вот меня не станет, а люди полистают мои фотографии и вспомнят, что был такой фотограф (улыбается).
Свою профессию я ощущаю как призвание. У меня есть возможность просвещать людей через личный блог, доносить основы Православия, анонсировать церковные события, рассказывать про подготовку к таинству. Часто молодым мамам проще задать какой-то организационный вопрос фотографу, чем пойти с ним к священнику. Поэтому мы в своем роде проводники (улыбается). И знаете, даже если хотя бы три человека прочитают мои посты, пролистают мой блог, вдохновятся и придут в воскресенье в храм или решат покрестить ребенка — значит, уже всё не зря.
— А почему Вы все-таки остались именно в церковной фотографии?
— Буду откровенна: я боюсь, что если уйду из церковной фотографии, то, скорее всего, уйду из Церкви. У меня нет привычки каждое воскресенье ходить на службу. Меня так не воспитывали.
Через фотографию Бог дает мне возможность приходить в храм чаще. Думаю, Бог спасает каждого человека своим способом, и через профессию в том числе.
— Расскажите про союз церковных фотографов.
— Это официально не зарегистрированная группа фотографов. Мы решили объединиться, чтобы делиться опытом, повышать уровень церковной фотографии. Мы не конкуренты, мы коллеги и друзья.
В октябре 2023 года был первый съезд церковных фотографов в Слониме. Нас собрал священник Николай Савицкий. Он организовал для нас экскурсию по Свято-Успенскому Жировичскому монастырю, после чего мы провели две разные фотосессии в храмах Слонима. Важным моментом съезда была духовная беседа. Отец Николай подчеркнул, что фотография в храме требует внимания, чуткости и соблюдения определенной церковной этики; имеет важный миссионерский смысл, показывает Церковь с визуальной стороны.
— В профиле Вашего блога написано: «Мой путь к Богу через фотографию». Почему Вам было важно это написать?
— В какой-то момент я хотела убрать эту фразу, но потом поняла, что она лучше всего отражает мое отношение к работе и вере. И сейчас мне действительно хочется, чтобы эта фраза была первым, что увидит человек в моем профиле.
Фотография привела меня в церковь. И теперь это не просто моя работа, но и мое маленькое миссионерское служение. Я много снимаю бесплатно, помогаю нуждающимся, участвую в проектах поддержки семьи и материнства фонда «Покров». Мы создаем социальную рекламу в поддержку семейных ценностей, останавливаем женщин от абортов.
Через фотографию я говорю о Боге. Показываю, что в церкви хорошо, в церкви не страшно, там добрые батюшки, улыбающиеся люди. Мне хочется, чтобы мои фотографии были для людей светлым и добрым проводником в храм.
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии Никиты Провлоцкого и Ирины Пулко
14.02.2024