X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Житие старца Оптинского Анатолия (Зерцалова) (ч. 1)

старец Оптинский Анатолий

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) входит в собор 14 преподобных старцев Оптиной пустыни.

Он прожил 69 лет, был современником нескольких оптинских старцев, жил с ними под одним кровом великой обители. Эстафета старчества в Оптиной пустыни стала уникальным явлением русской духовной жизни. Один старец сменял другого, духовничество также переходило по цепочке. Преемственность благодати не пресекалась в обители более 100 лет.

В 1829 году приехал туда старец Лев, основатель оптинского старчества. В 1923 году монастырь был закрыт, а последние его старцы, преподобный Никон и преподобный Исаакия II, приняли мученический венец в 1930-е годы.

Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и стал учеником преподобных Макария и Амвросия. Тогда в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Это был период расцвета старчества в Оптиной пустыни, духовный рай на земле. И во многом этот рай процветал благодаря и подвижническому пути преподобного Анатолия старшего (Зерцалова).

 

Оптина пустынь

Введенский ставропигиальный монастырь, Оптина пустынь

Детство Алеши

Будущий святой подвижник родился в 1824 году в большом селе Бобыли Калужской губернии. В семье диакона местного храма Моисея Копьева было шестеро детей. Своего сына, которому суждено было пройти тесным путем святости, отец нарек в честь Алексия, человека Божия. Строгость, труд и молитва были верными помощниками в воспитании мальчика. Учился читать Алеша по церковным книгам, едва только под руководством отца выучил азбуку всего пяти лет отроду. Первым чтением сообразительного ребенка стали Часослов и Псалтирь.

Отец мечтал, чтобы ребенок, чье сердце так явно открыто Богу, был на клиросе, и хотел его видеть церковным чтецом. Алеша любил храм, с терпением и вниманием выстаивал долгие службы, но голос имел тихий и слабый. С малолетства любимым занятием мальчика было чтение, книга стала верным спутником его жизни. За дружелюбный характер и веселый нрав его любили близкие. С детских лет он был приветлив, добр и щедр к людям, а полученное в праздник или за послушание угощение делил с сестрами и соседскими детьми.

Учеба отрока Алексия. Духовное училище и семинария

Восьми лет Алеша поступил в Боровское духовное училище. Отец и мать, наблюдая за мальчиком с рождения, видели его предрасположенность к духовной стезе и прочили сыну будущее монаха. Четыре года учился Алексей в Боровске, а успешно окончив училище, поступил в Калужскую семинарию. Известно, что в этот период своей жизни будущий старец страдал юношескими бессонницами и мечтал о том, чтобы поскорее попасть в монастырь. Бывало, он садился на подоконник и вглядывался в звездное небо, размышляя о пустынниках и отшельниках. Когда в семинарии выпадали свободные часы, Алексей проводил их на горе Вырке за окраиной Калуги. Отрок любил бывать один, размышлять и молиться, глядя в бескрайнее небо. Видимо, он тяготился городской жизнью, находя радость в уединении.

 

Калужская духовная семинария

Калужская духовная семинария

В 14 лет Алеша тяжело заболел, из-за чего не учился целый год. Когда же следовало возвращаться к занятиям, он чуть не ушел к пустынникам в рославльский лес, где уже тогда подвизались будущие оптинские старцы Моисей и Антоний. Только бушующая гроза и неуемный дождь вернули в Калугу отрока, который уже прошел несколько верст. Алексей воспринял буйство стихии как вразумление Божие и вернулся. Он окончил семинарию, став в ряды лучших учеников. Выпускался он с фамилией Зерцалов, присвоенной ему в семинарии. Это была обычная практика в те времена, когда в духовной среде было много церковных фамилий.

Строгая жизнь в миру

Примерного юношу, отличного выпускника семинарии многие храмы хотели бы видеть своим священником. Было много хороших предложений, но путь Алексея складывался по-другому. Он жил дома, служил в Казенной палате и с большим интересом ездил по монастырям, изучая русскую святость. Нередко его спутницей была сестра Анна, так же, как и он, любившая храм и молитву. Вместе они побывали в Троице-Сергиевой лавре, где искренне молились у мощей преподобного Сергия Радонежского. Посетив Хотьково, получили настолько глубокое духовное впечатление, что брат уговорил сестру принять постриг в этом монастыре. Анна осталась в Хотьково, прошла все необходимые для этого этапы и действительно стала монахиней. Всю жизнь отец Анатолий заботился о своей сестре, высоко ценил ее духовную жизнь и послушание. Спустя время он поспособствовал ее переводу в Шамордино.

 

Покровский Хотьков монастырь

Покровский Хотьков монастырь

Алексей помогал родным, получая жалованье в Казенной палате, сам же жил скромно, не позволял себе излишеств и в повседневных потребностях, и в светской жизни. Это замечали окружающие и уважали воспитанного, благородного молодого служащего. Нередко к нему приезжала мать и с радостью слушала добрые слова, которые говорили люди о ее сыне.

С визитами молодой человек приходил не в каждый дом, куда его приглашали, был избирателен и всегда желанен в домах. Его любили, уважали, с ним советовались и внимали каждому доброму слову.

Однажды Алексей пришел к товарищу, в квартире которого происходили необъяснимые явления: летали и перемещались вещи, было неспокойно. Он это увидел и предложил пригласить священника для того, чтобы отслужить молебен. После того как молебен отслужили, «чудеса» не повторялись.

Живя в миру, он часто посещал храмы, где подолгу молился. Думы о монашестве всё чаще посещали Алексея.

Пути Господни

Молясь, молодой человек ждал знака Божия и Его произволения, желая покинуть мир и уйти в монастырь. Как знать, как долго длился бы этот период жизни Алексея, если бы не болезнь, ускорившая этот путь.

Алексей и два его друга заболели туберкулезом, который в то время был смертельной болезнью. Но сердце будущего подвижника чувствовало, что болезнь эта не к смерти. Он дал обет: если останется жить и поправится, уйдет в монастырь. Двое заболевших умерли, а тот, кому суждено было стать оптинским старцем, выжил и выздоровел. Алексей оставил службу в миру, и в 1853 году его принял настоятель Оптиной пустыни и старец преподобный Моисей.

 

Преподобный Моисей Оптинский

Преподобный Моисей Оптинский

Ученик преподобного старца Макария

Сбылась мечта родителей. Они благословили сына на иноческий путь. Старец Макарий сказал матери 29-летнего послушника: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» Так будущий инок стал учеником преподобного старца Макария. Теперь духовной жизнью молодого послушника руководил полюбивший его опытный подвижник: учил Иисусовой молитве, укреплял в аскезе. Как в своих отроческих мечтах на подоконнике семинарии, Алексий теперь в реальной жизни уходил глубоко в дикий лес и пребывал в молитвенном уединении.

Ученичество послушника Алексия длилось долгих десять лет. Старец Макарий все десять лет послушничества закалял свое чадо испытаниями, зная о духовных его дарах. Заболев и предчувствуя свою кончину, отец Макарий благословил своего подопечного слушаться советов старца Амвросия. Так Алексий стал одним из учеников и преподобного Амвросия, который только ступил на стезю старчества.

 

Преподобный Амвросий старец Оптинский

Преподобный Амвросий, старец Оптинский

А старец Макарий преставился в 1860 году, до той поры также не оставляя отеческого руководства послушником Алексием.

Оба старца-наставника немало лет смиряли молодого послушника и приучали к аскезе, вели к монашеству. Например, многократно переводили из одной келлии в другую, дабы он не привязывался к месту. Алексий был аккуратен, любил чистоту, а частые переселения постоянно нарушали заведенный им порядок, словно отрывали от земного и суетного. «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем», — учил старец Амвросий, воспитывая странническое устроение. Алексий, поселившись в келлию, наводил порядок со тщанием, раскладывал свои вещи, обустраивал молитвенный угол… Но вскоре ему приходилось переселяться и всё начинать заново. «Для того посылается это, чтобы помнила душа, где дом ее настоящий, вечный и стремилась к Отечеству Небесному», — напишет впоследствии отец Анатолий своей духовной дочери, памятуя свои уроки.

По наставлению старцев Алексий ограничил общение, никого не принимал в своей келье, ни к кому не ходил в гости для праздных разговоров.

Воспитание терпения у послушника Алексия

Поселили Алексия в башню, на нижнем этаже которой кололи дрова. От недосыпания и многочисленных послушаний у него появились сильные головные боли. Порой он не мог подняться из-за боли и оставался голодным, и некому было даже принести ему воды. Жизнь в башне стала тяжелым испытанием. Но будущий подвижник достойно его переносил.

Бывало, явится Алексий к отцу Амвросию, старец не принимает его и уходить не велит. Он стоит и ждет. Иногда возвращался к себе лишь к ночи: только ляжет спать — пора идти на утреннюю службу.

 

Келья преподобного Амвросия Оптинского

Келья преподобного Амвросия Оптинского

Выполнял Алексий тяжелые послушания чернорабочего. Наконец, послали его на клирос. Но это благодатное послушание было недолгим, несмотря на хороший певческий голос послушника. Из-за высокого роста выставлял регент Алексия за пределы клироса, чтобы не загораживал ноты. Алексий послушно смотрел в ноты и пел из дальнего угла за пределами клироса, пока регент не рассердился на него за познания в певческом мастерстве, превышающие его профессиональный уровень, и не потребовал у настоятеля убрать с клироса этого певчего.

После певческого послушания Алексий был отправлен в кузницу…

Вот таким непростым, тернистым путем шел послушник к своему иночеству, воспитывая в своей душе смирение, терпение, кротость, нестяжание и твердость духа.

Успехи в молитве

Благодаря урокам великих старцев будущий преподобный святой познал, что превыше молитвы нет ничего в жизни.

Как-то в монастырь прибыл преосвященный Игнатий Брянчанинов. Он изъявил желание поговорить с кем-то из иноков, кто на опыте познает учение святых отцов о молитве Иисусовой. Святителю рассказали о том, что есть такой послушник, и указали на Алексия.

Алексий отказывался, памятуя запрет духовных отцов на общение. Старец Амвросий благословил его на эту беседу, после чего по послушанию Алексий явился к преосвященному Игнатию. Они долго беседовали, и преосвященный Игнатий был удивлен знаниями и опытом послушника. С уважением говорил он потом об Алексии, о его осведомленности в светских науках и опытности в духовной жизни. Владыка радовался такой неожиданной встрече, называл поразившего его послушника Иосифом Прекрасным и возлагал надежды на его будущее.

 

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов

По дороге в скит после беседы со святителем Игнатием Алексий встретил преподобного Макария. Вокруг старца было много людей. Он уже услыхал о похвале святителя Игнатия и посчитал ее вредной. В присутствии посторонних людей он с грозным видом стал увещевать Алексия и даже побил его палкой со словами: «А ты что, вообразил о себе, что ты такой умный? Ведь преосвященный из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!»

После, когда опечаленный послушник отошел в сторону своего скита, старец Макарий сказал людям: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?..» Преподобный Макарий нередко называл будущего отца Анатолия высочайшим. Слова старца имели двойной смысл: высок был будущий монах Анатолий и ростом, и духом.

Придет время, и сам преподобный Анатолий напишет о том, как можно выработать смирение: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение, это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия».

Рядом со старцем Амвросием

В 1860 году не стало старца Макария. В 1862 году наконец состоялся постриг, послушник Алексий был пострижен в мантию с именем Анатолий. Потеряв любимого наставника, Амвросий и Анатолий словно осиротели и сблизились еще больше.

В 1860-е годы в Оптиной пустыни активно издавались труды аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. Отец Анатолий по благословению старца Амвросия принимал участие в их подготовке.

Старец Амвросий благословил преподобного Анатолия приходить в монастырскую гостиницу для утешения паломников в их скорбях. Шло время в молитвах и трудах, и отец Амвросий стал наставлять своего ученика в старчестве. Он видел, что монах уже вырос до того, чтобы руководить духовной жизнью людей. К тому же старцу Амвросию нужен был помощник испытанный, опытный в духовном делании. Шел 1870 год. Иноку Анатолию пришло время служить. В 46 лет он был рукоположен в сан иеромонаха.

Прошел год. Отец Анатолий был назначен настоятелем Спасо-Орловского монастыря и произведен в сан архимандрита. Но он отказался от настоятельства ради того, чтобы оставаться рядом со своим духовным отцом. К тому же он не мыслил себя без Оптиной. Преподобный Амвросий ходатайствовал о том, чтобы архимандрит Анатолий стал благочинным скита и его помощником.

В 1874 году 50-летний отец Анатолий вступил в должность скитоначальника, оставаясь духовным чадом насельника подведомственного ему скита — старца Амвросия.

 

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни

Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни

Преподобный Анатолий с любовью заботился о повседневных нуждах братии скита, не говоря уже о духовном ее окормлении. Впрочем, за советом он нередко отправлял своих духовных чад к отцу Амвросию. А старец Амвросий, в свою очередь, насельников, обращающихся к нему по вопросам скита, отсылал к отцу Анатолию, называя его своим начальником. Такое согласие являло собой пример единодушия.

Духовник Шамординской обители

Старец Амвросий говорил о том, что у отца Анатолия есть дар утешения молодых. Ему и поручил старец окормлять молодой Шамординский женский монастырь.

Когда в Шамордино появился храм и начались богослужения, отец Анатолий объяснял сестрам устав богослужения, привез им необходимые книги, учил совершать пятисотницу и петь на клиросе.

Двадцать один год своей жизни отец Анатолий отдал Шамординской обители. Преподобный Амвросий был для сестер духоносным старцем, а преподобный Анатолий — отцом, помогающим в нуждах, утешающим в скорбях, поддерживающим в искушениях.

 

Шамординский монастырь

Шамординский монастырь

По благословению старца преподобный Анатолий стал духовником насельниц женских обителей Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской епархий. Как ни старался отец Анатолий жить в молитвенном уединении, вся его жизнь проходила среди людей. Как ни бежал он женского общества, большая часть его служения была посвящена такому непростому окормлению женского монашества.

Вам вверяется попечение о душах

Первоначальницами Шамординской обители были м. Амвросия, м. София и м. Евфросиния. Матушка-игумения София была постоянной сподвижницей отца Анатолия.

 

Матушка-игумения Евфросиния

Матушка-игумения Евфросиния

Как и отец Анатолий, матушка София обладала прямым характером, всегда отзывалась о духовнике обители с глубоким уважением, говорила, что добрый монах ничем не отличается в воспитании и общении от аристократа. Однако разница в том, что аристократ ведет себя тактично из приличия, а примерный монах — благодаря своей любви к ближним. Именно таким аристократом по духу считала матушка отца Анатолия.

 

Матушка-игумения София

Матушка-игумения София

Незабвенное утешение

Матушка София всегда ждала отца Анатолия и радовалась его приездам. Она утешала сестер, которые впадали в грусть, так: «Разве можно скорбеть? Сегодня приедет батюшка отец Анатолий».

Сохранилась память об одной из прогулок с батюшкой и разговор с ним. М. София спросила: «А что бы нам сказала мать Сарра, которая тридцать лет не выходила из пещеры, чтобы посмотреть на природу?» Отец Анатолий ответил: «Всякий спасается своим путем, я более сочувствую тем святым, которые любили природу, как-то: преподобный Сергий Радонежский, Савва Звенигородский, преподобные Антоний и Феодосий; они выбирали самые красивые места для своих обителей, потому что природа возвышает человека к Богу».

В первые годы сестер в Шамордино находилось мало — 20 с небольшим. Было много сомнений, получится ли устроить обитель, работы находилось всегда много и тяжелой, сестры пришли молодые, многие унывали. Отец Анатолий не оставлял их, поддерживал, и не только словами, но нередко и своим примером. Был, например, такой случай. Сестры разбивали навоз. Работа тяжелая и непривычная, многие плакали. Отец Анатолий взял вилы и сам стал разбрасывать навоз. Получали от него сестры и пряники, и баранки в утешение.

Бывало, сестры жили на даче в лесу, боялись страхований и тосковали. Приезжал к ним старец Анатолий, служил молебен, наставлял их почаще читать молитву Иисусову. А если случались споры и обиды, он участливо вникал в ситуацию и помогал разобраться и примириться друг с другом. «Это не отец, а нежная мать своим детям», — говорила игуменья София. Сестры вспоминали: «Не зная ничего лучше и выше иноческой жизни, он обычно склонял молодых к поступлению в монастырь и с особенной отеческой любовью заботился об этих еще не утвердившихся и не оперившихся своих птенцах».

Продолжение следует…

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

07.02.2024

Просмотров: 88
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Комментировать