Святитель Макарий, митрополит Московский
12 января — день памяти святителя Макария, митрополита Московского (1563)
Выдающийся человек своей эпохи, в церковном и общественном служении которого переплелись многие важные вехи истории русского Православия, святитель Макарий, митрополит Московский, не был мучеником или исповедником. Он мирно почил в глубокой старости, наблюдая вокруг себя одно из самых благополучных времен в истории земли Русской, в добром согласии с государем. Тем не менее имя его на церковном небосводе стоит чрезвычайно высоко, хотя сегодня современникам он известен гораздо меньше других святителей допетровского времени. Митрополит Макарий так много сделал для Церкви и так много в ней изменил, что без него история русского Православия немыслима. И период, именуемый по традиции «грозненским», с полным правом можно называть «макарьевским» — столь масштабна созидательная деятельность святителя.
В период святительства владыки Макария и его стараниями был создан первый отечественный святоотеческий свод житий и поучений — «Макарьевские Четьи Минеи[1]»; была открыта первая в Москве типография. Московским святителем был венчан на престол первый русский царь Иван Грозный (1547 г.); им же был проведен знаменитый Стоглавый Собор (1551 г.). С именем святителя Макария связаны развитие общежительного устава на Руси и канонизация многих русских святых.
Происходил будущий святитель из глубоко верующего рода. Среди его предков и родственников числится множество монашествующих, в том числе преподобный Иосиф Волоцкий (он был братом прадеда святителя). Из поминального синодика московского Успенского собора узнаем, что в роду святителя Макария были «инокиня Наталия, инок Акакий, инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий, инок Селиван, инок Макарий». Со временем приняла иноческий постриг и мать святого, в монашестве носившая имя Евфросиния.
Рано почувствовав в себе призвание к иноческой жизни, Михаил, как звали святого в Крещении, оставил родную Москву и принял постриг с именем Макарий в монастыре преподобного Пафнутия Боровского, где в течение 30 лет проходил школу подвижничества, «житие жестокое искусив». Аскет-молитвенник, благочестивый подвижник усердно подражал своему святому покровителю — преподобному Макарию Великому. В святой обители он видел росписи соборного храма, сделанные мастером Дионисием, молился на иконы преподобного Андрея Рублева. Воспитанный на их наследии, впоследствии он сам стал изрядным иконописцем.
Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, основан в 1444 г.
Промыслом Божиим инок Макарий был возведен на высокую степень церковного послушания: в начале 1523 года он стал настоятелем Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским. В соборном храме монастыря архимандрит Макарий устроил придел во имя преподобного Макария Египетского. А незадолго до своей кончины, уже будучи митрополитом Московским, святитель дал вклад в Лужецкий монастырь, завещая творить по себе поминальные трапезы для братии обители в день памяти своего святого покровителя. Однако пребывание архимандрита Макария в Можайске было недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению.
4 марта 1526 года архимандрит Макарий был посвящен в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии, которая около 17 лет вдовствовала. Летописец говорит: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия (великая) не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».
Великий Новгород, Софийский собор, освящен в 1052 г., один из древнейших храмов Русской Православной Церкви
На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о просвещении северных народов Новгородской земли. Святитель неоднократно посылал священников и диаконов для проповеди Евангелия лопарям, поморам и другим финно-угорским народностям. Святительская грамота митрополита Макария, которой он сопроводил своих миссионеров, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя преподобный Трифон Печенгский. Митрополит Макарий предписывал истреблять языческие капища и все окроплять святой водой. Искоренять языческие обряды, воспитывать население, приучать посещать храмы и следовать христианским обычаям поручалось местному духовенству. Даже языческим жрецам, «арбуям», предписывалось «на поучение приходити».
В 1528 году, на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Собрав настоятелей, он «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы, от вышняя Премудрости научением, еже им устрояти общее житие». С этого времени игумены, восприняв добрый совет боголюбивого архиепископа, стали вводить в своих монастырях общежительный устав, начали ставить каменные или деревянные церкви и вводить общие трапезы. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.
Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и прежде всего в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в который по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и Святой Софии, Премудрости Божией, «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около 40 храмов, для которых пишутся книги, изготавливаются церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.
Получив в Пафнутьево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель, как о том сообщается в летописи под 1529 годом, «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.
Икона Божией Матери «Знамение», ХII в., Великий Новгород, Софийский собор
Как архипастырь, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним: сам погребал сгоревших в тюрьме во время пожара, собирал средства для выкупа соотечественников из татарского плена. Во время приключившихся в Великом Новгороде бедствий мора и засухи архипастырь созывал клир, произносил проповеди, призывая народ к покаянию, совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и кропил всё в окрестностях этой водой, после чего в скором времени мор и эпидемия прекратились. Святитель Макарий в своем святительском служении не оставлял молитвенного подвига. Даже когда находился в дороге, он вычитывал и совершал правило всего суточного свода. По его молитвам совершались чудеса, например, исцелился родственник святителя Геннадия Новгородского; во время молитвы святого Макария у мощей преподобного Варлаама Хутынского сама загорелась свеча и прогорела 9 недель. Великий князь Василий III и его семья приезжали в Новогородскую Софию молиться о даровании наследника. В Москве верили, что именно архиепископ Макарий вымолил у Бога мальчика, который вошел в историю как царь Иоанн Грозный.
В период архипастырства святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составил в 1540 году новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет, которой мы пользуемся по сей день. И множество иных плодов добрых (ср.: Мф. 7: 17) принесла многотрудная деятельность подвижника-архипастыря, который своей богоугодной жизнью снискал великую любовь у новогородской паствы.
Святитель Макарий, митрополит Московский. Икона с клеймами жития и изображением Стоглавого Собора. Конец ХХ в., церковь Святой Троицы в Троицкой слободе, Москва
В своей жизни и деятельности митрополит Макарий постоянно общался с подвижниками, и среди них — с теми, которые позднее, после своей кончины, были причислены Русской Церковью к лику святых. Старшим современником святителя был преподобный Александр Свирский, перед своей кончиной написавший послание архиепископу Макарию, завещая свой монастырь его попечению. Святитель поддерживал и неоднократно давал вклады в Свирскую обитель. Настоятель монастыря, игумен Иродион, позднее описал чудесное видение: уже скончавшийся преподобный Александр и еще живой святитель Макарий посетили обитель.
В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Васильевича всея Русии наречен на митрополию Макарий, архиепископом Великаго Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол первосвятительства великиа Росиа на митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста», — читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. Впоследствии святитель вспоминал: «Не знаю, какими судьбами Божиими избран я смиренный, не только всем собором Русской Митрополии, но и самым благочестивым и христолюбивым царем и великим князем Иваном Васильевичем, всея Руси самодержцем».
Саккос митрополита Макария, 1549 г.
Деятельность владыки Макария была весьма разнообразна и плодотворна и до сих пор в полной мере еще не изучена. Став митрополитом, святитель способствовал выходу Отечества из глубокого внутриполитического кризиса. Первым шагом в этом направлении было решение о царском венчании князя Иоанна IV. Это произошло 16 января 1547 года в Успенском соборе Москвы: святитель Макарий впервые в истории венчал Московского государя Иоанна IV Васильевича царским венцом. Событие это имело особое значение, так как было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом. При венчании митрополит произнес молитву, в которой выражалась надежда на то, что царь будет хранителем Церкви, а также просьба о том, чтобы у царя было «еже к послушным милостивое око», «да судит люди твоя правдою и нищих твоих судом спасет».
Митрополит Макарий благословляет 16-летнего Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги, 1560-е годы
В 1552 году митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу. Позднее в память об этом событии в Москве был построен собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание евангельского события святитель впервые в истории Русской Церкви совершил торжественное шествие на осляти в праздник Вербного воскресенья. А в Русской Церкви после казанской победы была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность первого Казанского святителя — архиепископа Гурия, впоследствии русского патриарха Гермогена.
За время своего служения святитель Макарий рукоположил 21 епископа. Также при нем появилась Полоцкая епископская кафедра.
Современником святителя Макария был еще один святой — Василий Блаженный, которого москвичи называли нагоходцем. Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых митрополитом. Впоследствии, как повествует житие святого Василия, святитель Макарий сам отпевал и погребал блаженного.
Святые современники: святитель Макарий и святой блаженный Василий
О духовной мудрости святителя Макария свидетельствует случай из его жизни, записанный современниками. Однажды Иоанн Грозный попросил архипастыря прислать ему душеполезную книгу. В ответ на просьбу от святителя он получил «Чин погребения». Раздосадованный этим царь потребовал разъяснений. На это святой Макарий ответил: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней; аще кто ея со вниманием почитает, и тот вовеки не согрешит».
В 1547 и 1549 годах царь Иоанн Грозный и святитель Макарий провели в Москве два Собора, на которых было прославлено 39 русских святых. Так, например, митрополит Макарий прославил в 1549 году в лике святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Эти Соборы, называемые историками «Макарьевскими», оказали значительное влияние на развитие древнерусской книжности и вызвали большой литературный подъем. В честь «новых чудотворцев» — так называли тогда новоканонизированных и всех русских святых — писались под руководством митрополита Макария новые жития, похвальные слова, службы. Эти произведения во множестве списков разошлись по стране. Рукописные сборники, содержащие эти новые произведения, получили именование «Книга новых чудотворцев». Это типологически новая на Руси книга является сверстницей Великих Четьих Миней. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».
Купола храмов Соборной площади Московского Кремля
В 1551 году при участии святителя прошел знаменитый в истории Русской Православной Церкви Стоглавый Поместный Собор. На нем рассматривались вопросы, касающиеся разных сторон церковной жизни: нравственной, административной, богослужебной, экономической, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Собор получил в истории именование Стоглавого, т.к. его материалы изложены в 100 главах. На Стоглавом Соборе Церковь приняла обширный свод единых правил, которые дополнили и обогатили прежнюю соборную деятельность Русской Церкви. Постановлениями Собора пользовались около 150 лет, вплоть до Синодального периода в истории Русской Церкви.
Великие Четьи Минеи митрополита Макария
Святитель Макарий — замечательный книжник, известный большими организаторскими способностями: он осуществил собрание воедино всей духовной литературы Руси своего времени. На осуществление этого грандиозного замысла ушло более 20 лет напряженного труда. Начал его святитель еще будучи в Великом Новгороде, собирая духовно-письменное наследие Русской Церкви. По своему объему и по имени своего создателя сборник получил именование Великие Макарьевские Четьи Минеи, которые содержат памятники духовной литературы, переведенные с греческого, а также оригинальные произведения, написанные на заре существования славянской, а затем и русской письменности. На каждый день православного календаря в начале идут проложные жития святых, затем минейные редакции житий, гомилетические произведения, похвальные слова, патристические тексты. В конце Миней помещены различные сборники — Златоструй, Пчела, Маргарит и др. Каждый из 12 томов содержит до полутора тысяч листов большого формата, написанных двумя колонками полууставным почерком. С именем святителя Макария связано также первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги. Сегодня эти списки хранятся в разных библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга.
Святитель Макарий положил начало новой странице в истории русской книжности — при нем в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 г. (книга вышла уже после кончины святителя) и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте.
Печатный двор на Никольской улице. 1645. Литография начала 1850-х гг. из альбома «Древности Российского государства» по рисунку неизвестного художника из школы Дж. Кваренги 1790-х гг.
Основой добродетельной жизни митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. На протяжении всей жизни Московский святитель держался обетов, данных при постриге. Один из неизвестных его современников писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное... от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше».
О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины. «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли Свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» — молился святитель, по свидетельству летописца, на закате своих дней.
В середине сентября 1563 года, совершая крестный ход, святитель сильно заболел. В декабре, чувствуя близкую кончину, он был намерен удалиться на покой в родной Пафнутьево-Боровский монастырь, однако несколько раз царь удерживал архипастыря на кафедре. На Рождество Христово владыка уже не мог читать самостоятельно Евангелие, его жизнь угасала. 12 января 1563 года он предал душу Господу.
Успенский собор Московского Кремля, интерьер
Лицо почившего святителя светилось светом «за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.
Русская Церковь, получившая глубокий отпечаток деятельной личности митрополита Макария, пережила опричнину и Смуту такою, какой оставил ее святитель. Он укрепил церковное здание, а во многом и перестроил его. Запас прочности и тяга к духовному просвещению, заложенные святителем Макарием, определяли судьбу нашей Церкви до времен патриарха Никона.
Рака с мощами святителя Макария в Успенском соборе, Москва
Почитание святого началось сразу после его кончины. Известно, что, возвратившись из Литовского похода в 1564 году, царь прикладывался к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Несмотря на это, к лику святых подвижник был причислен лишь около 400 лет спустя — в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, в дни празднования 1000-летия крещения Руси.
С 1993 года в память о святителе Макарии в Можайске ежегодно проходят научные «Макариевские чтения». В 2001 году Русской Православной Церковью учреждены орден и медаль в честь святителя Макария для награждения усердно потрудившихся на поприще духовного образования и просвещения. В день памяти святого митрополита Макария в Успенском соборе Кремля совершается Божественная литургия и затем служат молебен у его гробницы, на которую полагается шитый покров с его изображением.
Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому
О великий святителю, Церкве Русския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди, вся люди Отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи, всякий град и всякую весь добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство, во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен редакцией obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Игумен Макарий (Веретенников). Митрополит московский Макарий и церковно-литературная деятельность его времени. // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва 11-18 мая 1987 г. — М.: Издание Московской Патриархии, 1989. — Т. 2. — С. 275-289.
- Синицына Н. В. Рус. Церковь в период автокефалии; учреждение Патриаршества // ПЭ. 2000. Т.: РПЦ. С. 74).
- МАКАРИЙ (pravenc.ru)
- Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси: день памяти - 12 января | Правмир (pravmir.ru)
- 12 января — день памяти святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси — Александровская епархия (al-eparhiya.ru)
- Мудрец и политик - Православный журнал «Фома» (foma.ru)
- СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ: filaretuos — LiveJournal
[1] Че́тьи Мине́и (четьи — др. рус.: для чтения, минеи — от греч. μήν: месяц) — сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.
12.01.2024