«Радости в жизни всегда больше» (часть 1)
Отец Алексей и матушка Ия Батаноговы вместе уже почти 35 лет. На фестивале «Радость» они говорили о секретах семейного счастья. «Семья — это школа любви», — подчеркивают супруги. И щедро делятся любовью и друг с другом, и со всеми, кто встречается на их пути.
А сегодня мы говорим с ними о молитве, доверии Богу и, конечно, о радости жить.
— Я знаю историю вашего знакомства, и у меня ощущение, что ваша встреча — это Божие водительство: настолько вы сразу «совпали» и оба почувствовали, что встретили родного человека. А в целом как вы считаете, опираясь и на пастырский, и на житейский опыт, встреча двух людей, которые становятся супругами, это Божий Промысл или самостоятельный выбор человека?
Отец Алексей: Я абсолютно убежден, что одно другого не исключает. Господь дает нам свободу, но ни в коем случае это не исключает Промысла Божьего. И это можно сказать не только про создание семьи, но и про всю историю человечества. Христос пришел в мир, родился и принял крестную смерть. В этом был Промысл Божий. Но и свободу Христа никто не отнимал. Так же, как и свободу выбора Понтия Пилата.
— То есть Бог соединяет людей, а они могут от этого дара отказаться?
Отец Алексей: Да, люди часто упускают Божий дар. И в этом их свобода и выбор.
Матушка Ия: Я действительно верю в Промысл Божий и нисколько в нем не сомневаюсь. Но его очень важно увидеть, принять и быть честным по отношению к Богу и самим себе. Бывает, что люди видят Промысл Божий, но при этом лукавят: а может быть, я попробую что-то другое? Нужно быть чутким и понимать, где Промысл Божий, а где Божье попущение. Это же абсолютно разные вещи. Конечно, когда люди стремятся создать семью, никогда нельзя спешить. Знаете, отец Валериан Кречетов нам всё время говорил:
Пока небеса молчат, не нужно принимать никаких решений. Нужно молиться и ждать, когда придет ответ.
Нужно ждать именно Божьего Промысла и уповать на то, что обязательно встретится твой человек, твоя половинка, но в свое время. Не надо спешить, надо относиться к этому с рассуждением. Не поступать по страстям.
— А как отличить Божий Промысл и попущение Божие? И в выборе человека для брака, и вообще в жизни?
Матушка Ия: Господь разговаривает с нами на том языке, который мы понимаем. Могут определенным образом складываться обстоятельства, а может быть внутреннее убеждение, что это так и больше никак, что это действительно Божий Промысл и что я его принимаю.
Отец Алексей: Мне кажется, это касается не только семейной жизни. Господь — милостивый и любящий Отец, Он очень добрый. Еще мы часто забываем, что Он кроткий. Если человек имеет благое желание, молится и трудится в этом направлении, то Господь благословляет это желание.
Господь не игнорирует наш выбор, наше сердечное расположение. Мне хотелось бы, чтобы для верующих это было очевидно, что мы имеем свободу во Христе. У нас есть заповеди Божии, Евангелие, и когда мы живем по-христиански, Господь благословляет наши решения, наш выбор и не нарушает нашу свободу.
Для нас с Ией это было очевидно. Знаете, за две недели до знакомства с Ией я принял решение, что никаких девочек, жениться не собираюсь (не то чтобы совсем, а в ближайшее время). Мне было 20 лет, у меня учеба, студенческая жизнь, мне всё это было не надо. Но я встретил Ию и понял, что нет, надо менять свое решение (смеется).
— Может быть, Бог и дает, когда ты отпускаешь свое желание? Когда ты за него не держишься и не требуешь от Бога его исполнения?
Отец Алексей: Я думаю, для юноши 20 лет это немножко другая история. Мое желание жениться еще не созрело. Но бывает, когда девушки очень хотят замуж и считают, что они готовы. И это желание, как правило, заводит их в тупик. Не надо, чтобы очень-очень хотелось чего бы то ни было, это неправильное устроение души. Мне очень понравилось, когда Ия в одном интервью сказала: не надо, чтобы на лбу у девушки была бегущая строка — «хочу замуж». Это пугает.
Не должно быть цели создать семью. Должна быть цель создать хорошую семью. Очень часто человек сам бывает не готов к этому или другой человек не готов. У Бога всё вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать.
Матушка Ия: Мне еще кажется, что все наши проблемы оттого, что мы в полной мере не доверяем Богу.
Не осознаем, что милосердие Божье безгранично. Нам всегда кажется, что мы умнее, что мы сами можем построить свою жизнь, сами можем принять решение.
Да, конечно, мы всё время говорим о том, что у человека есть свобода, но при этом никогда нельзя забывать, что Господь — Владыка нашей жизни. Он милостив к нам. Все наши желания Господь видит. Главное, как говорит отец Алексей, доверять и уметь ждать. А мы не доверяем. Все-таки у нас, к сожалению, есть и маловерие, и сомнение, и недоверие. Мы не хотим в полной мере впускать Бога в нашу жизнь.
Помню, очень давно я приехала к отцу Валериану на исповедь. Я тогда была совсем молоденькая, в голове сплошные переживания и страдания. Я ему об этом всем рассказываю, говорю: «А вдруг вот это случится?..» А батюшка мне: «А вдруг не случится? Вы же не думаете, что Вы умнее Господа Бога?» Мне так это понравилось…
— А как научиться доверию Богу на практике? Что мне может помочь действительно в полной мере впустить Бога в свою жизнь?
Отец Алексей: Тут я вижу две основные проблемы. Во-первых, мы не живем по-евангельски и совершенно справедливо думаем: а почему Бог должен меня любить? Мы думаем: Бог, конечно, нас любит, но если я не исполняю Его заповедь, если я Его не слушаю, то почему Он должен слушать меня? По-человечески такие сомнения разумны, но Господь выше этого, любовь Божия не измеряется человеческими представлениями — она безусловна. И Он пришел не праведников спасти, а грешников. И в этой позиции — а Бог не должен обо мне заботиться — под видом якобы справедливости, смирения, есть гордость и сомнение в безусловной Божией любви.
А во-вторых, это страх сделать шаг к Богу. Вера — это опыт жизни. Книги, общение с другими людьми могут помочь, но всё равно ты опираешься на свой личный опыт.
Я уверен, что когда человек действительно решает довериться Божией воле — благой и совершенной, — тогда в его жизни начинают происходить чудеса.
Но принять такое решение просто только на словах.
— Да, непросто отпустить контроль над чем-то в жизни. В такие моменты кажется, что ты теряешь опору и как будто летишь с обрыва…
Отец Алексей: …А на самом деле с обрыва мы летим, когда служим своим страстям. А опору нужно найти в Боге.
Матушка Ия: Когда мне было 17 лет, вера во мне была еще детской и опыта жизни не было. Как ребенок, который с рождения в храме, я больше опиралась на веру моей мамы. Позже, с взрослением, это уже был мой собственный выбор и мое решение быть с Богом. Я тогда как раз подошла к отцу Николаю Кречетову и спросила, что такое вера и как ее стяжать. Он ответил: «Вера — это дело наживное». Мне тогда не понравился этот ответ. Я подумала: «Ну как я ее наживу?» И вот сейчас я понимаю, что у каждого человека есть свой жизненный опыт общения с Богом.
Это тот опыт, который ложится на сердце и в тяжелые минуты помогает тебе противостоять искушениям, испытаниям, потому что ты помнишь, насколько милостив Господь.
В нашей жизни было очень много тяжелых событий. Конечно, мы люди и имеем человеческую природу. Было бы лицемерно сказать, что мы никогда не сомневаемся, не унываем, не ропщем. В моменте испытаний приходится тяжело. Но всё равно важно в этом увидеть Божий Промысл, принять его и достойно прожить трудности. Отец Валериан сказал, что Господь видит наперед. Даже в тех ситуациях, когда очень тяжело, когда кажется, что нет никаких сил, потом оглядываешься и понимаешь, что так должно было быть, тебе это было нужно и очень много дало.
Отец Алексей: Мне кажется очень важным личный опыт молитв. Молитва — это не только чтение правил, а именно сердечное обращение к Богу, даже своими словами. Но при этом нужно помнить, что Бог не послушник нам, не золотая рыбка, которая исполняет наши желания. Молитва — это не изложение своих «хотелок». Хорошо бы, чтобы мы молились так: «Господи, если Тебе угодно, научи меня принять эту ситуацию, вразуми, как поступить правильно. Ты же знаешь мои желания, мои немощи, всё про меня знаешь. Пусть будет воля Твоя».
Я думаю, важно приобретать навык молитвы, общения с Господом даже в каких-то бытовых ситуациях. Мы редко молимся о том, чтобы Господь избавил нас от страстей или научил, скажем, смирению, чаще о здоровье и житейских делах. С одной стороны, это немощь человеческая. А с другой стороны, Господь и посылает нам разнообразные бытовые трудности, нужду, проблемы, потому что, если у нас всё будет хорошо, мы вообще о Боге забудем.
Господь хочет, чтобы у нас всё было хорошо. Но мы бываем к этому не готовы. Сколько примеров, когда человек разбогател и стал равнодушнее, высокомернее, горделивее. Господь этого не хочет, поэтому не дает то, что нас испортит. В этом тоже Божья любовь.
Поэтому я думаю, что опыт молитвы — живого обращения к Богу от сердца — очень важен для веры.
Матушка Ия: Наша православная вера — радостная. Она о счастье, о доверии. Мы всё время слышим: радуйтесь и веселитесь. Но мы не умеем радоваться, не умеем жить в полноте жизни и в Боге. Для этого нам не хватает ни доверия Богу, ни глубокой сознательной веры. Мы не чувствуем общения с Богом, Его близости.
Когда мы были детьми, мы бесконечно доверяли своим родителям и были счастливы. Мы рядом с родителями, что плохого может с нами случиться? Почему мы настолько же не доверяем Богу? Не умеем радоваться и живем унылой жизнью? Больше всего обидно, что наши переживания в основном виртуальны, мы переживаем за то, что еще не случилось. И поэтому не умеем быть счастливыми.
Отец Алексей: Часто слышу такие возражения: «Вам хорошо говорить! У вас нет таких проблем, как у нас». Это неправда, проблемы есть, иногда весьма серьезные: и болезни, и печаль, и беды. Но я думаю, что несчастье, болезнь, переживание, боль, трудная ситуация необходимы человеку для счастья.
Не бывает счастья без несчастья. Если духовно переживать трудности и несчастья, они очищают наше сердце.
Ведь чтобы быть счастливым и радостным, надо увидеть Бога. Царство Божие внутри нас есть (ср.: Лк. 17: 21). Как его достичь? Нужно очистить свое сердце. Для этого нужны лекарства, не всегда это елей или маслице, иногда это горькие пилюли.
Например, человек в болезни начинает по-другому оценивать свою жизнь, примиряется с близкими, смиряется. Начинает ценить простые радости. Ведь нам за всё можно благодарить Бога, а когда всё хорошо, мы относимся к жизни как к данности.
Апостол Павел говорит: За всё благодарите, непрестанно молитесь и всегда радуйтесь (ср.: 1 Фес. 5: 16‒18). Молитва, радость, благодарность — это то, что не может быть одно без другого, это вытекающие друг из друга вещи.
Матушка Ия: Когда человек благодарит, Господь всегда отвечает очень явно. Он сразу же посылает тебе такую детскую радость! Поэтому важно быть благодарным.
Отец Алексей: Я во время нашего разговора открыл для себя такой закон. Если ты заунывал, помолись Богу, поблагодари за то, что есть, — и тогда придет радость.
— Бывает, что в тяжелых испытаниях человеку настолько плохо, что он не может молиться, а только вздохнуть и плакать.
Отец Алексей: А это и есть молитва. Ведь что такое молитва? Это чтение правил? Безусловно, правило нужно, оно дисциплинирует человека, учит молиться. Бог хочет, чтобы мы свое время уделяли Ему. Апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь. Это же не значит постоянно читать правило с молитвословом. Молитва — это некое обращение к Богу. В тяжелых ситуациях пусть это будет кратчайшее молитвенное правило, например, правило преподобного Серафима Саровского.
Но человек может вздохнуть и этим вздохом обратиться к Богу. Молиться можно даже не душой, а телом.
Можно перекреститься, сделать поклон, поцеловать нательный крестик, приложиться к иконе. Богу не нужны внешние символы, Богу нужно наше сердце. Чтобы растопить свое сердце, сдвинуться с мертвой точки, можно делать вот такие шажочки к Богу, и постепенно состояние человека изменится.
Матушка Ия: Помню, когда много лет назад приехала к отцу Валериану, у меня было такое дерзновение взять на себя молитвенный подвиг. И я попросила его благословить меня на молитвенное правило. Я ждала, что отец Валериан даст мне читать какой-то акафист, и я была готова к этому. А он рассказал притчу. Был монах, который любил молиться. Помолится и кладет одну горошинку в банку. Насобирал много горошин. Посмотрел на полную банку и подумал, какой он молитвенник. А на смертном одре посмотрел на банку и увидел, что она пуста, только на дне лежит одна маленькая горошина. Он подумал, как так, ведь он столько молился. А голос ему сказал, что в банке осталась та горошина, когда он молился от чистого сердца.
И я поняла, что можно много молиться и выстаивать молитвенное правило, но сердце твое может оставаться холодным. А сказанное от сердца «Господи, помоги!», «Господи, помилуй» и будет той горошиной.
Были ситуации, когда не было сил молиться, не было сил вычитывать правило.
Когда твой ребенок практически погибает, ты вопишь: "Господи, я не могу, помоги!" И эта молитва, мне кажется, самая сильная. Господь на нее отвечает сразу же.
Я помню случай, когда в палату пришла врач и стала рассказывать, какой серьезный диагноз у нашей младшей дочери, как всё будет развиваться и чем закончится. Я слушала, смотрела в окно, она меня своими словами как гвоздями прибивала. И вдруг я почувствовала, что нет, так не будет. И сказала ей, что всё в руках Божиих. Господь никогда не оставит.
Отец Алексей: В итоге всё пошло не по тому ужасному сценарию, про который рассказывала врач, а совершенно по-другому. Хотя объективные данные, анализы, КТ говорили об обратном.
Матушка Ия: Этот опыт я запомнила. Это и есть опыт веры. «Вера — дело наживное» — теперь я понимаю эти слова. Я поняла: что бы с нами ни происходило, надо безгранично доверять милосердию Божьему. И надеяться можно только на Бога, а Бог никогда не сделает больно и не даст испытание выше сил.
Продолжение следует…
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова
04.01.2024