X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Пустынным непрестанное божественное желание бывает»

преподобный Антоний Великий

30 января день памяти преподобного Антония Великого (356)

С первых веков христиан отличало стремление к подвижничеству. Первоначально это были мученики и девствующие, служившие при храмах, а затем — аскеты, движимые ревностью по Богу, которые уходили в пустынные, дикие места и проводили десятки лет в безмолвии и молитве. «Каждый христианин, совершенствуясь в исполнении Божьей воли, должен в той или иной мере приближаться к святыне нетленной чистоты», — пишет священномученик Мефодий Патарский.

Но именно преподобному Антонию, отцу монахов-отшельников, Церковь усвоила название «Великий», так как он был первым, кто, совершив духовный подвиг и достигнув духовного совершенства, принял и наставил такое количество учеников, что безлюдные места стали подобны городам, а его духовный опыт стал достоянием тысяч душ, искавших спасения в отшельническом подвиге. По словам блаженного Иеронима, «Антоний был не столько первым из пустынножителей, сколько человеком, возбудившим общее стремление к этому образу жизни».

 

преподобный Антоний Великий

Цветок пустыни — преподобный Антоний Великий

Ученики преподобного Антония свидетельствовали, что авва был немногословен, и назидались они не только его словом, но большей частью его жизнью. Многие из последователей преподобного стали светильниками монашества, но не все они нам сегодня известны, так как в продолжение своей жизни отцы-подвижники тщательно скрывались от любопытствующих глаз мира сего. Сегодня среди столпов пустынножительства и монашеского жития, которые были учениками преподобного Антония Великого, мы знаем преподобных Макария Великого и Макария Александрийского, Аммона Нитрийского, Павла Препростого, Илариона Великого, Афанасия Великого, преподобных Пафнутия, Питириона и Памву Египетских. Встречались с преподобным Антонием Великим Руфин Аквилейский и Палладий, епископ Еленопольский. Они оставили нам сочинения «Жизнь пустынных отцов» (Руфин) и «Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов» (Палладий).

 

Преподобный Антоний Великий и ученики

Преподобный Антоний Великий и его ученики

Свои подвиги святой Антоний совершал на так называемой внешней горе близ дельты Нила, где впоследствии появилась колония отшельников, живших около преподобного (со временем он стал часто их посещать), и в последние годы жизни — на так называемой внутренней горе, у Красного моря, где сейчас располагается знаменитый монастырь святого Антония Великого. В 40 километрах от Александрии находится Нитрия, примерно в 18 км — Келлии, и на расстоянии ночного перехода (днем, как правило, не путешествовали: было жарко и к тому же в пустыне легко заблудиться, поэтому путешествовали ночью по звездам) находились и хижины тех, кого называли скитянами. Они жили в месте под названием Скит. Первоначальное географическое обозначение местности впоследствии стало обозначать и образ жизни — скитской, а небольшие общежительные монастырьки, или отшельнические поселения, стали называться скитами, поскольку стремились подражать подвижникам, которые жили в древнем месте Скит.

 

египетская пустыня

Колыбель монашества — египетская пустыня

Духовные поучения преподобного Антония Великого, преподанные ученикам во время их посещения, дошли до нас благодаря стараниям духовных чад святого, которые их бережно записывали и затем рассылали в самые отдаленные обители египетской пустыни и за ее пределы. Это «Духовные наставления», «Правила духовным детям своим, монахам», «Слово о суете мира и воскресении мертвых». Наставления преподобного вошли в I том «Добротолюбия», изданы и письма, которые отец отшельников писал из своего уединения по просьбе духовных чад, подвизавшихся в многочисленных обителях пустыни: Келлий, Скита, Нитрии, в арсинойских и других монастырях. По словам Блаженного Иеронима Стридонского, все они проникнуты поистине апостольским духом.

Наставления аввы Антония для безмолвствующих кратки, но за их видимой простотой скрыты глубочайшие истины, смысл которых раскрывается не сразу. Святитель Феофан Затворник, работая над переводом изречений преподобного Антония Великого и систематизируя их в свод правил для монашествующих, писал, что порой за день может переводить не более десяти строк великого подвижника.

 

Современные издания поучений

Современные издания поучений и слов преподобного Антония Великого

В сокровищницу монашеской мудрости до наших дней дошли следующие крылатые выражения преподобного Антония Великого:

«Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться и с одиночеством».

«Я видел все ловушки, врагом расставляемые на земле, и сказал со вздохом: "Кто может их обойти?" Тогда я услышал голос, сказавший: "Смиренный"».

«Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми».

«Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за ее пределами не пропустить стража в своем сознании».

«Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отыми искушение, и никто не обретет спасения».

«Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога жив будет во веки».

«Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих».

«Сын мой, не умножай слов. Многословие удалит тебя от духа Божия».

«Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не исполнил на деле».

 

пятиполосая мабуя

Обитательница египетской пустыни пятиполосая мабуя

Одной из величайших добродетелей, о которых проповедовал и которые свои примером являл святой Антоний, была добродетель смирения. Его безгневие, бесстрашие, упование на Бога, как и крепкая вера, — все прочие его добродетели исходили из этой, наверное, центральной для него добродетели смирения. При жизни святой Антоний не выбирал себе учеников, не назначал преемников. Его связь с учениками носила, скорее, характер назиданий, советов, дружеского общения. При жизни преподобный среди своих духовных чад не поставлял настоятелей, не было ни формально выделенных экономов или игуменов, и поэтому можно сказать, что его отцовство по отношению к наследникам его опыта было исключительно духовным.

 

пустыня

Фотография, сделанная приблизительно с места расположения кельи святого Антония, с середины горы, в которой он жил. Вдалеке виднеется небольшой оазис, рядом с которым располагается монастырь святого Антония. Источник воды был недалеко от места подвига преподобного, но пустыня вокруг была абсолютно безжизненна, как и сейчас

Несмотря на то, что Антоний Великий не учился Священному Писанию ни в одной из школ, мысли о Законе Господнем всегда были в центре его размышлений: «…Верблюду нужно мало пищи. Он сохраняет ее в себе, пока не вернется в свое стойло. Он отрыгает ее и пережевывет, пока она не войдет в кость и плоть его. Но лошади нужно много пищи. Она ест постоянно и сразу теряет то, что съела. Итак, не будем, яко же конь, — сиречь постоянно чтущими слова Божии и ни единого от них не творящими, но примем подобие от верблюда, перечитывая каждое слово Святого Писания и сохраняя его в себе, пока не сотворим. Ибо исполнившие сии слова были человеки, как мы, но они побеждали страсти».

Читать Писание, по преподобному Антонию, нужно так, чтобы можно было как можно более запомнить наизусть, чтобы потом воспоминание слов Писания стало молитвой. Так, согласно житию, поступал и сам святой Антоний: «Молился он часто, зная, что должно наедине молиться беспрестанно» — это ссылка на апостола Павла (см.: 1 Фес. 5: 17). «И столько был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю (ср.: 1 Цар. 3: 19; 4 Цар. 10: 10), но всё удерживал он в себе, почему, наконец, память заменила ему книги». Со временем он выучил наизусть Священное Писание. В преклонных летах, когда к нему приходили разные путешественники и задавали вопросы, он часто цитировал Священное Писание; и они удивлялись, откуда он знает Священное Писание, не учившись…

 

преподобный антоний

Преподобный Антоний Великий нередко совершал молитву с воздетыми горе́ руками. Как-то братия подошла к святому и попросила его: «Авва, растолкуй нам значение книги "Левит"». А он им говорит: «Отцы, подождите, я сейчас вернусь и расскажу». Бежит от них вдаль, за вершину горы, его преследует один из учеников и видит, как авва Антоний воздевает руки горе́ и, обращаясь к Богу, возглашает: «Господи, пошли мне Моисея, чтобы он мне разъяснил, что значит его книга "Левит"». И после этого ученик слышит, как авва Антоний действительно беседует с кем-то, но, правда, словес не различает.

Преставился преподобный Антоний Великий на 105 году жизни в 356 году, но его молитва вот уже более 1600 лет укрепляет тех, кто стремится к почести высшего звания.

«Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель, и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога, спастися душам нашим».

(Тропарь, глас 4)

Материал подготовлен редакцией obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. — М.: Православный паломник, 1998.
  2. Свт. Афанасий Александрийский. Житие святого Антония (357 г.).
  3. Первые монахи и монастыри Египта / Монастырский вестник (monasterium.ru)

30.01.2024

Просмотров: 423
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать