«Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево?» (часть 3)
О Богородичных догматиках
Вот-вот наступит Рождество Христово, и мы продолжаем исследовать песнопения о Рождестве, которые поются… круглый год. Это Богородичные догматики.
Глас 5
Богородичен догматик:
В Чермне́м мо́ри, / Неискусобра́чныя Неве́сты о́браз написа́ся иногда́: / та́мо Моисе́й, раздели́тель воды́, / зде же Гаврии́л, служи́тель чудесе́. / Тогда́ глубину́ ше́ствова немо́кренно Изра́иль; / ны́не же Христа́ роди́ безсе́менно Де́ва. / Мо́ре по проше́ствии Изра́илеве пребы́сть непрохо́дно; / Непоро́чная по рождестве́ Эмману́илеве пребы́сть нетле́нна. / Сый и пре́жде Сый,/ явле́йся я́ко Челове́к, / Бо́же, поми́луй нас.
Вообще, переход израильтян через Красное море при бегстве из страны рабства, Египта, считается прообразом Святого Крещения. Но и Рождества тоже. И вот почему.
«В Красном море образ Невесты, брака не познавшей, был начертан когда-то…» К вопросу о том, как понимать Ветхий Завет и стоит ли его вообще читать современному христианину. В одном из комментариев к статье в интернете недавно прочитал: «Как хорошо Евангелие! Читаешь его и всё понимаешь, всё ясно и просто. Начинаешь читать Послания или Ветхий Завет — всё, наоборот, запутано, сложно, непонятно». Возможно, так и есть, или даже… так должно быть! Ведь Евангелие — это свет, просвещающий мир, это самое главное, что Бог хочет сказать людям.
Ошибка, что мы начинаем сравнивать Евангелие с остальными книгами Библии. Когда читаем толстый роман, мы привыкли, что в любом месте одинаково интересно, понятно и написано в одном и том же стиле, одним языком. Однако Библия — это не роман, у нее много авторов, которые жили в разное время. Но есть одно правило для ее чтения: сначала нужно действительно прочитать и изучить Евангелие, а затем, проливая его свет на менее понятные места, искать истину и в каждом «темном» уголке. Дело в том, что она, истина, есть на каждой странице, в каждом стихе, нужно только научиться ее видеть.
«Там был Моисей, разделитель воды, здесь же — Гавриил, служитель чуда…» На протяжении всей истории человечества Бог говорит с людьми языком событий, лиц, «случайностей» и «совпадений», чтобы мы прозрели духовно и переориентировали свою привязанность к чувственному миру, обратившись умом в вечность, ко спасению. Один из самых знаменитых примеров таких событий — переход Израиля через Красное море. Критики Библии утверждают, что это вообще выдумка, якобы в исторических анналах Древнего Египта о бегстве израильтян и гибели фараонитов не сказано ни слова. Но спрашивается, разве удивительно, когда историю государства пишут и переписывают всякий раз заново в угоду правителей? Неужели фараону хотелось оставить в истории свидетельство своего позора? А разве полноценная история еврейского государства — Библия — имеет меньший вес, чем египетские манускрипты, вернее, их отсутствие? Для верующего человека этот факт неоспорим. Рукой Моисея, разделившего воды, Господь пророчествовал нам о новом чуде, которое произойдет при Благовещении Пресвятой Богородицы. Чудом было разделить море надвое и провести людей по его дну. Еще большим чудом стало, когда после Благовещения Архангела Гавриила невместимый Бог вместился в девственную утробу.
«Тогда морскую глубину, не омочив ног, прошел Израиль, ныне же Христа без семени родила Дева…» В Библии говорится: И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во́ды (Исх. 14: 21). Обратим внимание на то, как, в каких деталях происходит чудо над водами Красного моря. Это не волшебство, не сказка, не «во мгновение ока» образовалась «дорожка» на дне моря. Всю ночь молился Моисей, и сила Божия сотворила, казалось, невозможное: сильный ветер превозмог над стихией воды, разогнав ее в две стороны. Благовещение и затем Рождество Христово тоже не были «волшебством». За волшебством, как правило, стоит иллюзия, сила обмана. Здесь же перед нами — всемогущество Божие над силами природы, которую Он же создал. Никогда не бывало и не будет в истории большего чуда, чем рождение Сына Божьего от Животворящего Духа Святого.
«Море после прохода Израиля осталось непроходимым, Непорочная по рождении Эммануила осталась неповрежденной…» Оказывается, имеет пророческий смысл не только чудесный переход израильтян через Красное море, но и то, что сделалось после. Не имея веры в истинного Бога, пылая гневом и яростью, слуги фараона покусились ступить на дно моря вслед за беглецами. Но, находясь уже на противоположном берегу, Моисей делает горизонтальный взмах рукой (тем самым рисуя крест), и море устремляется обратно, поглощая в пучине всю злобу фараона.
Учение Церкви о том, что Непорочная Матерь осталась Девой, заграждает уста злопыхателей и непримиримых критиков веры подобно тому, как волны бушующего моря поглотили колесницы и воинов фараона. У Пресвятой Богородицы никогда не было земного мужа в привычном смысле слова, также как на небесах, до воплощения, Сын Божий рождается только от Бога Отца. Имя Эммануил означает «с нами Бог». Господь Иисус Христос пришел в мир путем любви, света и чистоты. Этот путь — сверхъестественный для мира, лежащего во зле, он был открыт лишь однажды для Сына Божьего и затем навсегда исчез, как путь на дне моря. Однако после этого человечество изменилось. «С нами Бог», — поет Церковь на многих торжественных службах, включая Рождество Христово. Воплотившийся Бог стал человеком не на какой-то период времени, не на тридцать три года, а навсегда!
«Боже Сущий, — и предсуществовавший, и явившийся как человек, помилуй нас!» Это ли не гимн Рождеству? Пожалуй, имя Сущий — одно из самых точных, самое фундаментальное из наших знаний о Боге. Существующий, Дающий жизнь всему, Существовавший прежде «вековых» времен, то есть вечно, Бог является как человек в наш мир.
Рождение маленького источника света в области тьмы, ослепшем, ветхом, забывшем о своем предназначении мире… Пройдет совсем немного времени, чуть более тридцати лет, и Свет озарит не только весь видимый мир, но и преисподнюю, смерть будет побеждена на небе, на земле и под землею в метафизическом смысле, то есть во всем творении. Это и есть необыкновенная, сверхъестественная милость Божия к нам: родиться, умереть и воскреснуть, открывая нам путь на небо, который никакие волны мира сего уже не покроют, если только не потеряем кротость и смирение, не выпустим, не оттолкнем взявшую нас за руку десницу Творца.
Глас 6
Богородичен догматик:
Кто Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во; / кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́; / безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный, / То́йже от Тебе́, Чи́стыя, про́йде, / неизрече́нно вопло́щься, / естество́м Бог Сый, / и естество́м быв Челове́к нас ра́ди; / не во двою́ лицу́ разделя́емый, / но во двою́ естеству́ / несли́тно познава́емый. / Того́ моли́, Чи́стая Всеблаже́нная, / поми́ловатися душа́м на́шим.
«Кто не прославит Тебя, Всесвятая Дева? Кто не воспоет девственного рождения от Тебя?..» Преподобный автор догматиков Иоанн Дамаскин (VIII в.) спрашивает, найдется на земле или на небе хоть кто-нибудь, дерзнувший обойти молчанием, равнодушием Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим? Можно возразить, мол, да ведь есть сколько угодно людей на земле, кого вопросы веры не интересуют, или же они другой веры, или же в воздухе (заметьте, не на небе, а между небом и землей) невидимо носятся полчища злых духов, исполненных непреодолимой ненависти к роду человеческому, — неужели к ним это тоже относится? Конечно, да! Как сказал святой апостол Иаков: …и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2: 19). Но их вера не спасает, а наоборот, вызывает дикий страх, желание отомстить, навредить людям. Говорят, что на войне нет не верующих. Пожалуй, то же самое можно сказать и о будущей жизни. На небесах каждый узрит Истину, и если ты по крайней мере не был Ее врагом на земле, то неизбежно прославишь Сына Божьего и Его Пречистую Матерь. Но одно дело не знать, вырасти в иной, не христианской культуре, и совсем другое — в мире, который некоторые называют «постхристианским», хотя на самом деле «постхристианства» не существует, есть лишь силы, стремящиеся забыть о Христе, затмить, исказить о Нем память. И если нам дано правильное, православное, знание о Боге, за это с нас, конечно, спросится…
«Ибо вне времени воссиявший от Отца Сын Единородный, Он Самый произошел от Тебя, Чистой, неизъяснимо воплотившись…» Как представить себе рождение Сына Божьего на небе от Бога Отца? Нет таких слов в человеческом языке, нет таких понятий и образов, чтобы описать Божество в точности, как есть на небе. Максимум, что мы можем сделать — представить некую аналогию, пример из жизни, который описывает суть явления и дает определенное понимание, но не исчерпывающее, а иносказательное. Когда пытаются описать суть Трех Лиц Пресвятой Троицы, берут в пример солнце. Оно одно, но мы видим круг, воспринимаем свет и чувствуем тепло. Это разные ипостаси одного и того же. Так и Бог Един, но познается в трех ипостасях, трех лицах, не переставая быть Единым по существу. Поэтому и сказано: вне времени воссиял от Отца Сын Единородный, Единственный, и другого не было и не будет. Воссиял как Свет от Солнца, чтобы затем пролить людям тепло Духа Святаго. Он Самый и произошел от Девы Чистой, став человеком так же неизъяснимо, как неизъяснима тайна Пресвятой Троицы.
«Он — Бог по естеству, и по естеству став человеком ради нас, не разделяется на два лица, но познается в двух неслиянных естествах (природах)…» Конечно, трудно себе представить, как Бог, наполняющий Собой всё, стал «простым» Человеком. Что произошло с Божеством в Сыне Человеческом? Может быть, мы должны видеть в Нем два лица, то есть две ипостаси, ведь возникло же новое понятие — Богочеловек? В том-то и дело, что НЕ новое лицо, НЕ новая ипостась, а Тот же Самый вечный, Бог по естеству, Сын Божий. Он по естеству же, то есть по природе, стал Человеком, ибо нет ничего невозможного для Бога! Но при этом Он не разделился на два лица, якобы одно на земле, другое на небе. В лоне Пресвятой Троицы, со Отцом и Святым Духом, Сын Божий пребывал и пребывает вечно, и Его рождение на земле ничуть не изменило этого! Однако для того, чтобы мы поняли суть спасения, Сын Божий нами познается в двух естествах, природах — Божественной и человеческой, — которые не слились, не перемешались, а присоединились одна к другой, чтобы за счет вечной Божественной оказалась спасена поврежденная грехом человеческая…
«Его моли Святая, Всеблаженная (достойная славы), о помиловании душ наших!» Однако правда Божия, закон устроения видимого и невидимого мира свидетельствуют о том, что спасение не может произойти автоматически, без участия самого человека. Ведь Сын Божий …уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2: 7, 8). Неужели же мы, восприняв столь великую и неописуемую Жертву, сможем войти в Царствие Божие, не приложив к этому никаких усилий? Это было бы нечестно, несправедливо, даже постыдно — предстать перед Богом, не очистившись от прежних грехов, не поборов своей гордыни, не уничижив своего самолюбия, не смирив себя, не став послушным воле Божией, Евангелию. Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16), и чтобы в нее войти, нужно иметь в себе ее проявление, ответный дар, те самые десять, пять, два таланта (см.: Мф. 25: 14–30), которые принесли Господину в притче прибыль. Даже один, но не закопанный в землю! Однако кто в силах будет нам помочь, если не на что надеяться, если не только закопано золото веры, но и растрачено всуе, если нет за душой ничего, кроме пустого кошелька любви и дел? Есть надежда, которая остается всегда, которая никогда не умирает. Мати Божия, Святая, Всеблаженная, моли Сына Своего и Бога нашего о помиловании душ наших!
Продолжение следует…
«Ибо Той победит враги» (часть 1)>>
«На рамо восприим, ко Отцу принесет» (часть 2)>>
05.01.2024