«Христос каждому из нас принес Самого Себя»
Разговор о Рождестве я хочу начать с жизнеутверждающей фразы: «Бог есть». Бог не был когда-то и где-то в далеком прошлом, Он — есть. Господь не остался в X веке, во времена преподобного Симеона Нового Богослова, которому соотечественники говорили: «Симеон, ты говоришь слишком высоко. Может быть, ты поврежден…» В XIV веке святитель Григорий Палама спорил с ученым богословом, что Бог — это не отвлеченное понятие, но Личность, с Которой мы можем говорить и строить свои отношения. Тогда этот ученый богослов поднял целую войну против афонских монахов, но все-таки истина победила.
Я хочу повторить: «Бог есть». Он не остался во времена батюшки Серафима Саровского, который говорил, что «благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь тот же и вовеки». Это нам не хватает решимости, мы стали очень боязливы и слишком много взвешиваем…
Христос пришел к апостолам на Геннисаретское озеро и сказал оставить всё свое имущество и следовать за Ним. В те времена лодка и сети — это не роскошь, а инструмент выживания (если ты что-то поймаешь, значит, сегодня твоя семья будет есть). Но у апостолов была такая решимость — встать и пойти за Христом. И после им была дарована великая благодать. Чем больше человек готов пожертвовать, тем больше он получает от Бога.
Ветхозаветные отношения людей с Богом строились как с личностью, которая находится «перед тобой»: Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17: 1). Такое «хождение пред Богом» стимулирует в человеке мистический страх, трепет и заставляет его жить благочестиво, не нарушать заповеди Божии. Но это не совершенное состояние.
Вспомните каждый себя от исповеди к исповеди. Что нас заставляет вновь и вновь приходить к этому таинству? Страх и совесть. Страх, что вся наша жизнь может пойти насмарку. А совесть — тот червячок, который точит сердце и не дает ему успокоиться. Но мы отходим от аналоя и вновь делаем то же самое. Искренне исповедуемся, плачем, говорим: «Господи, я правда больше не буду». И в очередной раз врем и себе, и священнику, и Богу. В наших словах есть искренность, но нет силы — той мистической силы, которая превозможет наше «не могу». Одного нашего хотения оказывается недостаточно. Нужна сверхъестественная сила, которая вдохновит и станет нашим внутренним стержнем. И это не наша собственная сила, не наша воля, искренность, упрямство — всего этого не хватает. Ко всему нашему нужно добавить со стороны Бога великую мистическую силу — благодать Духа Святого.
Вот почему в Ветхом Завете люди хотя и знали нравственный и Божий закон и старались «ходить пред Богом», но кардинально в человечестве это ничего не переворачивало. И вдруг приходит Иисус Христос, Сын Божий…
Рождество Христово — это великое чудо, которое каждому из нас важно осмыслить и понять по-настоящему глубоко. Мы привыкли воспринимать Рождество просто как праздник, сводим его к каким-то внешним атрибутам — елке, застолью, подаркам. Но Рождество — это не просто сентиментальное событие с набором клише про Младенчика, звезду и овечек с пастухами. Рождество — это великое событие.
Что же произошло в Рождественскую ночь? Бог, Творец Вселенной, выходит из Своего Совершенства в ограниченность человеческой плоти. Он, безграничный, не оформленный ничем, ради каждого из нас, ради тебя лично, сходит с Небес и становится Младенцем, чтобы стать близким к тебе и даже больше — частью тебя.
Апостол Павел говорит такие слова: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Это то состояние, когда Господь становится и разумом, и сердцем, и волей. Ведь только Его сверхъестественной силой мы можем переменить что-то внутри себя, можем поправить ту червоточину грехопадения, которую человечество не могло исправить до прихода Христа.
Это главный принцип христианства: Христос принес нам не учение, Христос каждому из нас принес Самого Себя. Вот что происходит, когда на литургии мы причащаемся: Господь входит в форму хлеба и вина и позволяет нам соединиться с Ним.
Когда так переживаешь Рождество, то вместе с переживаниями радости праздника приходят слезы умиления и благодарность Богу. Тому Богу, который очень любит тебя. Любит настолько, что готов идти за тобой не только на землю, а даже в ад. Что Он и сделал уже после своего вочеловечения через 33 года.
Вот почему праздник Рождества одновременно радостный и светлый, но и немножко печальный: ты чувствуешь свое недостоинство перед Его любовью, свое ничтожество перед Его величием и святостью. И в такой день хочется стряхнуть с себя эту грязь хотя бы словом, придя на исповедь, сказать: «Господи, прости и прими меня, я буду стараться. Ты дал мне еще один год жизни, может быть, хоть сейчас я возьму себя в руки и начну изменяться».
Желаю каждому в этот день пережить духовную радость, которая неизмеримо больше, чем просто праздник со столом и разговлением.
06.01.2024