X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Царь Небесный на земли явися» (часть 4)

святая вода на Крещение

О Богородичных догматиках

Когда-то праздник Рождества Христова и Крещения Господня был в один день и назывался Богоявлением. Мы и сейчас явление человека в этот мир связываем с его рождением и Крещением. Сначала человек рождается по плоти, а затем — от Духа Святого… О явлении миру Спасителя, о Богоявлении повествуют особые песнопения, догматики, которые поются на каждой воскресной службе.

Глас 7

Богородичен догматик:

Ма́ти у́бо позна́лася еси́, / па́че естества́, Богоpо́дице, / пpебыла́ же еси́ Де́ва, / па́че сло́ва и pа́зума, / и чудесе́ Рождества́ Твоего́ сказа́ти язы́к не мо́жет. / Пpесла́вну бо су́щу зача́тию, Чи́стая, / непости́жен есть о́бpаз pожде́ния: / иде́же бо хо́щет Бог, побежда́ется естества́ чин. / Те́мже, Тя вси Ма́теpь Бо́жию ве́дуще, / мо́лим Ти ся пpиле́жно, / моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

«Ты, Богородица, явилась Матерью сверхъестественно…» Основная тема седьмого догматика, автором которого, так же как и предыдущих, является преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), — сверхъестественное. Мы всю жизнь изучаем естественные законы мироздания, без этого не проживешь. Начиная со школьной скамьи, затем в институте, на производстве, накапливаем знания о мире, чтобы в определенный момент сказать: «Ну что ж, жизнь проходит не даром, я познал многие законы естества». В этом и есть предназначение человека: познать мир, найти в нем свое место, хорошо, правильно пожить («построить дом, посадить дерево» и т.д.). Но Сократ (V в. до н.э.) утверждает: «Εν οἶδα ὅτι οὐδὲν οἶδα» — «Я знаю, что ничего не знаю».

 

скульптура

Оказывается, чем больше мы познаем, тем больше «соприкасаемся» с незнанием. Кроме естественных законов бытия существуют сверхъестественные, которые мы не можем отрицать. А познать их, причем как нужно познавать любые законы — правильно, логично, истинно, — нам поможет Православие, где учителя веры посвятили изучению этих законов всю свою жизнь.

«Ты же осталась Девой, — что выше мысли и разума…» Может ли стать матерью по земным, естественным, законам, женщина без участия мужчины? Конечно, нет! Так устроен мир, устроен Богом, возвышенно, просто, гениально. Любовь и взаимное притяжение рождают новую жизнь, чтобы, «умножив» ее, затем совместно заботиться о ней, давая основу для продолжения человеческого рода, продолжая дело Божие, дело творения человека на земле. Самые лучшие и возвышенные мысли людей всех времен и народов, осознанно или интуитивно, были направлены на соработничество с Творцом, участие в Божьем замысле о человеке. Но так устроен… человек. А если Сам Творец приходит в мир? Может ли Его рождение среди людей быть естественным? Многие еретики считали, что «по законам естества» Бог не может родиться в человеческом образе, Он может только… вселиться в человека силой Божества (ересь «динамистов», от слова «динамис», «сила»). По этой логике всё «сходится», естественные законы не нарушаются, и… Творец оказывается «бессилен» родиться на земле как человек и в полноте принять человеческую природу. Естественное оказывается непреодолимым! Но и смерть «естественна» человеку. Значит… и смерть непреодолима. Так низлагаются главные догматы веры о том, что Бог воплотился как человек и победил смерть! Поэтому в догматике смело утверждается сверхъестественное рождение Сына Божьего: «Дева родила, и осталась Девой, — что выше мысли и разума». Этим доказывается истина, что законы естества — не преграда для Бога.

«И чуда рождения Тобою язык изъяснить не может. Ведь там, где хочет Бог, побеждается закон естества…» Чудесное рождение Сына Божьего от Пречистой Девы невозможно объяснить словами. Бог сходит на землю и низводит за собою Небесное, сверхъестественное. Когда святой апостол Павел побывал на небесах, он …слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12: 4).

 

апостол павел

Казалось бы, человеческий ум безграничен, может увидеть состав атома и заглянуть за край Вселенной, но есть нечто неподвластное уму, необъяснимое в принципе. Можно ли объяснить происхождение гениального произведения музыки, живописи, литературы? Можно ли указать «состав» мысли и чувства, вычислить силу любви и привязанности? Это касается человека. А что говорить о Божественном? Оказывается, наш ум ограничен в своих возможностях. После грехопадения первых людей он стал отдаляться от небесного и приучился опираться лишь на видимое. Невидимое «выбивает» у него почву из-под ног, нарушает ясность самого мышления, поэтому-то непросвещенному Благодатью уму даже небезопасно вникать в суть небесных откровений, например, в толкование «Апокалипсиса»! Поэтому человеку и дана вера. Она выводит из тупика невозможности познать невидимое. У веры общий корень с надеждой и любовью, и она позволяет прикоснуться к Богу, Который есть Любовь (ср.: 1 Ин. 4: 16), не претендуя на Его полное объяснение, истолкование и познание.

«Поэтому все мы, почитая Тебя Матерью Божьей, молим Тебя усердно: "Будь Ходатаицей о спасении душ наших!"…» Многие заблуждающиеся люди, еретики, называя Сына Божьего «высшим творением» Божьим, то есть, в сущности, не Богочеловеком, а лишь человеком, которого посетило Божество, были, конечно, и против того, чтобы Матерь Господа именовать Богородицей. Этим они не только выражали неуважение к Той, Которая родила на земле Самого Творца. Они «отнимали» у Бога… «право» называться Богом! Ведь если «не было» Богородицы, то Бог — «не родился»! Вообще, нам иногда кажется непонятным и преувеличенным подвиг святых отцов, которые порой ценой жизни защищали каждое слово Истины в эпоху «свободы христианства», в эпоху Вселенских Соборов, в эпоху богословских споров. Казалось бы, «каждый по-своему в чем-то прав». Но мы не зря чтим память отцов Вселенских Соборов!

 

икона

Они вели борьбу за Истину, за Невидимое. Отстояв для нас, ради нашего спасения, догмат о Боговоплощении, в частности, право называть Пресвятую Деву Богородицей, они приблизили нас к Истине, позволили в полноте приобщиться к спасительной Жертве Богочеловека Иисуса Христа. Почитая Матерь Божью, мы имеем Ходатаицу на небесах. Она молится о спасении душ наших!

Глас 8

Богородичен догматик:

Царь Небе́сный за человеколю́бие на земли́ яви́ся, / и с челове́ки поживе́, / от Де́вы бо Чи́стыя плоть прие́мый / и из Нея́ проше́дый с восприя́тием. / Еди́н есть Сын, сугу́б естество́м, / но не Ипоста́сию. / Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га / и соверше́нна Челове́ка вои́стину пропове́дающе, / испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего: / Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная, / поми́ловатися душа́м на́шим.

«Царь Небесный из-за любви к людям на земли явился…» К Кому мы обычно обращаемся в молитве «Царь Небесный?» Ко Святому Духу. Но в эпоху становления православного вероучения многие верующие воспринимали Бога Отца, Сына Божьего и Бога Святого Духа не равночестно, как бы по отдельности. Так, в одной из ересей под названием «духоборчество» отвергалась Божественная природа Святого Духа. Считалось, что Дух Святой — одно из высших творений Бога. Но в Своей прощальной проповеди Господь Иисус Христос обещает послать Святого Духа вместо Себя (см.: Ин. 15: 26). Значит ли это, что на место Бога становится… некое высшее Его творение? На первый, не просвещенный взгляд, кажется, что разница не столь велика. Но ведь это воистину сатанинская мечта — стать на место Бога. Православие учит: Бог Отец, Сын Божий и Дух Святой — едины. Сын пребывает в Отце и вечно рождается от Отца, а Дух Святой от Отца вечно исходит. Вечно, а не сотворенно. Вот почему догматик начинается обращением к Сыну Божьему словами «Царь Небесный». Родивший на земле Сын Божий и Дух Святой, почивающий на Церкви Христовой, это Единый Бог, явившийся на земле из-за любви к людям!

 

святая троица

«И жил среди людей, ибо, от Девы Чистой приняв плоть, Он из Нее прошел, восприняв эту плоть…» Сторонники очередной ереси, «докетов» (от слова «казаться»), утверждали, что плоть, которую имел воплотившийся Господь, не была такой, как наша, человеческая, а была иной, призрачной, «тончайшей». Поэтому Богочеловек лишь «казался» человеком, но в полном смысле слова таковым не был, то есть не воспринял человеческое естество. На первый взгляд, эта мысль возникла от благоговения пред Богом и Его величием. Но если Бог не воспринял человеческое естество, то Он и не обожил его, не восстановил поврежденный образ Адама, не преобразил, не освятил, не воскресил его! Низвергается всё дело Божье! Поэтому утверждается в догматике, что Он «жил среди людей» на протяжении тридцати лет, а не являлся «призрачно». В этих словах — основа реальности Боговоплощения. Бог воспринял плоть точно такую же, какую имеем мы, все люди. Единственное отличие — чистота. Наша плоть с грехом и повреждением, а плоть Бога без греха, без повреждения, ибо святость — свойство Бога. Но плоть не иная, не призрачная или «тончайшая», а та же самая, в которой был сотворен Адам.

«Единый Он Сын, двойственен по естеству (природе), но не по Ипостаси…» Креститель Спасов Иоанн, незадолго до окончания своего земного пути, спрашивал у Господа через посланных к Нему учеников: …Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк. 7: 19)

 

пророк иоанн креститель

Если допустить, что Богочеловек — высшее творение Бога Отца (как учили еретики), то было бы неудивительно явление и других «высших творений». Между прочим, так и ныне утверждают многие «учителя», якобы Господь Иисус, Будда, Кришна, Магомет — одно и то же. Но истина в том, что Сын Божий как на небе, так и на земле — это Одно и То же Лицо, и «другого» быть не может. Что касается Второго пришествия, то и тогда явится Тот же Самый Сын Божий, а не иной, но во славе (см.: Мф. 25: 31). Слова «сугуб естеством» обозначают двойственность природы Господа: Бог и человек. Но Ипостась, или Лицо в лоне Пресвятой Троицы одно — Сын Божий. И хотя Сам Господь на земле называл Себя Сыном человеческим (ср.: Мф. 9: 6), это было нужно, чтобы подчеркнуть, что Бог стал человеком, реально родился на земле. Но при этом Он всегда был и есть Сын Божий. Его Ипостась не изменилась, а лишь дополнилась спасительнейшим для нас свойством — Он навсегда воспринял человеческую природу.

«Поэтому провозглашая Его воистину совершенным Богом и совершенным человеком, мы исповедуем (признаем) Христа Богом нашим…» Для истинного богопочитания необходимо признавать Господа Иисуса Христа одновременно и совершенным Богом, и совершенным человеком. Совершенным — значит, без малейшего изъяна. Без умаления, изменения, повреждения Божественной Его природы и без какого-либо изменения, «призрачности», неполноты Его человеческой природы, той самой, которую мы с детства хорошо знаем. Но что может дополнить это наше знание? Как нам теперь относиться к человеческому естеству, своей природе, своему призванию человека? Что-нибудь изменилось после Боговоплощения? Безусловно. Через веру образ Божий в человеке обновляется, восстанавливается. Мы должны содействовать этому. Наша человеческая природа отныне — храм Духа Святого. Покаяние, очищение души и тела от греха, борьба за благородство и чистоту, которую ведут все мыслящие люди, — наша забота об этом храме. Нет никого без греха, кроме одного Спасителя. Приобщаясь к Нему, Богу, почивающему Духом Святым на Церкви Христовой, мы своим свободным произволением разрешаем Ему осуществить Свой замысел о нас. А наше свободное произволение и значит «исповедовать Христа Богом нашим».

«Моли Его, Матерь, не познавшая брака, о помиловании душ наших!» На земле каждая мать имеет детей, о которых она молится и желает им добра. К святым людям, которые уже на небесах, мы также обращаемся словами «отче» или «мати». Чувствуем их отцовскую и материнскую поддержку. Как же они не помогут, не обратят свой взор на тех, кто обращается к ним со словами «мать» и «отец»? Но только сердце Божьей Матери способно вместить всех, от мала до велика. Почему мы в это верим? Потому что Она смогла по Благодати Божьей вместить в Себя Самого Бога, наполняющего Собой всю вселенную. Она родила Сына Божьего, Который основал Церковь, Свою Семью многочисленных чад Божьих. Следовательно, мы также семья Божьей Матери. Каждый из нас Ей дорог, каждого из нас Она видит и готова ответить на его просьбу, отозваться на его беду, объяснить, утешить, поддержать, вдохнуть силы на борьбу с грехом, бедами и болезнями, на борьбу за веру, надежду и любовь в сердце. Чтобы души наши соединились с Ее Сыном, чтобы спаслись. Чтобы Церковь земная, Ее чада, вошли в Церковь Небесную и получили жизнь вечную на небесах, в семье праведников, святых и раскаявшихся грешников, получивших оправдание Плотью и Кровью Спасителя, Который принес Свою жизнь в жертву за нас…

 

икона собор святых

Вот мы рассказали про все ДОГМАТИКИ. Конечно, восприятие их у каждого свое. Но когда услышим эти великолепные, возвышенные песнопения на службе (они поются после стихир на «Господи, воззвах»), то вспомним о Боговоплощении, о Рождестве Христовом, о Его явлении людям и жизни среди людей, о Его великом деле, о страдании и смерти на Кресте, о Воскресении из мертвых и Вознесении на небо вместе с нашей человеческой природой. Вспомним и о Божьей Матери, положившей начало нашего спасения, Ее любви к нам, грешным, и Ее надежде на нас.

Конечно, далее служба пойдет своим чередом, и будет еще много других великолепных, возвышенных поэтических текстов, полных богословского смысла и учения Церкви. И всё ради одного: чтобы помочь нам вырастить плод из посеянных семян веры — кому в делах, кому в молитве, кому в утешении близких, кому в терпении, кому в одном лишь добром намерении. Но даже в самом малом деле есть большой смысл! Ведь любой добрый плод есть свидетельство, что Церковь для нас Мать, а Бог — Отец, мы же — дети, рожденные Духом Святым в Крещении. Поэтому призваны в этом мире умножать Любовь, умножать присутствие Божье, помогая делу Спасения всех людей…

 

икона

«Ибо Той победит враги» (часть 1)>>

«На рамо восприим, ко Отцу принесет» (часть 2)>>

«Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево?» (часть 3)>>

 

22.01.2024

Просмотров: 68
Рейтинг: 5
Голосов: 4
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать