Священномученик Серафим (Чичагов) (часть 2)
14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где пробыл год, но за это время сумел отреставрировать величественный собор знаменитой обители.
28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Владимиром (Богоявленским), епископом Трифоном (Туркестановым) и епископом Серафимом (Голубятниковым) архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. При хиротонии владыка так определил свой жизненный путь: «Многоразлично совершается призыв Божий! Неисследимы пути Провидения Божия, предопределяющие пути человеку. Со мной вот уже в третий раз в продолжение последних двенадцати лет происходят перевороты, которые меняют весь строй моей жизни. <…>
Жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда я не ожидал и не мечтал идти, и эти люди были, конечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание и сначала принял священство, а по вдовстве — монашество. Долго я переносил осуждения за эти важные шаги в жизни и хранил в глубине своего скорбного сердца истинную причину их. Но наконец Сам Господь оправдал мое монашество в ближайшем моем участии в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима. Ныне, по всеблагой воле Господа, я призываюсь на высокое служение Церкви Христовой в сане епископа».
Впереди была целая череда российских кафедр: Сухуми, Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. Какую бы епархию ни поручали возглавить, владыка Серафим везде проявлял талант исключительного организатора церковной жизни, приводя в порядок часто расстроенные дела, собирая вокруг себя паству.
В гуще дел архиерею удавалось заниматься иконописью, и тогда на свет появлялись удивительные иконы Спасителя в белом хитоне, преподобного Серафима Саровского… За что бы владыка ни брался, всё становилось средством служения Богу и людям.
Икона прп. Серафима, написанная владыкой Серафимом (Чичаговым)
В эти годы владыка Серафим вошел в «Союз русского народа» — организацию, которая пыталась противостоять революционной смуте, всё более расползавшейся по стране. Помимо этого, архиепископ был членом национально-патриотической организации «Русское собрание».
После 1917 года, будучи в сане архиепископа и занимая Тверскую и Кашинскую кафедру, владыка Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви, пастырскому призванию и послушание избранному на Поместном Соборе 1917 года патриарху Тихону или пойти на компромисс с так называемыми обновленцами. Владыка выбрал крестный путь стояния в истине. Это означало готовность претерпеть за нее гонения и, в конце концов, принять мученический венец. Его не раз пытались подкупить посулами, использовать его авторитет, льстили открыто, но он, пребывая на высших должностях церковной иерархии в самое трудное для Церкви время, остался верен.
В декабре 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке владыки Серафима из Тверской губернии. В связи с этим в 1918 году он был назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру (с возведением в сан митрополита), однако не смог выехать на место нового служения. Митрополит поселился в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой лавры, где прожил, почти не выезжая, до конца 1920 года.
Митрополит Серафим в кабинете в Ленинграде на фоне написанной им иконы «Спаситель в белом хитоне»
За исповедническую позицию владыку неоднократно подвергали тюремному заключению и в 72-летнем возрасте отправили в ссылку в Архангельск, что при его расшатанном здоровье было равносильно пытке. И здесь в жизни семидесятилетнего старца снова проявилась связь с преподобным Серафимом Саровским. Даже 20 лет спустя после канонизации преподобного ГПУ выдвинуло митрополиту обвинение: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского…»
У владыки Серафима было много духовных чад. Одному из них, Алексею Беляеву, архиерей писал из ссылки: «Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу и этим не очищалась бы глубина целой стихии. Ты же будь только с Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним всё прекрасно, всё понятно, всё чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном — хранить в себе, по вере, божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир.
Не видеть этого зла нельзя; но ведь вполне возможно не допускать, чтобы оно отвлекало от Божией правды. Да, оно есть и ужасно по своим проявлениям, но как несчастны те, которые ему подчиняются! Ведь мы не отказываемся изучать истину и слушать умных людей, потому что существуют среди нас сумасшедшие в больнице и на свободе. Такие факты не отвращают от жизни; следовательно, с пути правды и добра не должно нас сбивать то, что временами злая сила проявляет свое земное могущество. Бог поругаем не бывает, а человек что посеет, то и пожнет.
Учись внутренней молитве, чтобы она была не замечена по твоей внешности и никого не смущала. Чем более мы заняты внутренней молитвой, тем полнее, разумнее и отраднее наша жизнь вообще. Молящийся внутренне смотрит на всё внешнее равнодушно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, отделяющая от поверхности земли и приближающая к невидимому Небу. Учись прощать всем их недостатки и ошибки и ввиду подчинения их злой силе, и, несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе: "Помоги ему, Господи, ибо он духовно болен!" Такое сознание помешает осуждению, ибо судить может только тот, кто сам совершен и не ошибается, всё знает, а главное, знает наверное, что человек действует не по обстоятельствам, сложившимся вокруг него, а по своему произволению, по своей страсти».
В Архангельске митрополит Серафим прожил до апреля 1923 года, после чего ему разрешили переехать в Москву. В столице он жил уединенно, не принимая участия ни в каких церковных делах, а лишь посещая Данилов монастырь и своего духовника, архимандрита Георгия (Лаврова), и архиепископа Феодора (Поздеевского). В середине 1924 года по личному ходатайству патриарха Тихона владыка был освобожден из-под ареста, после чего переехал в Воскресенский Феодоровский женский монастырь близ Шуи во Владимирской области. В обители он много служил, в том числе во все воскресные и праздничные дни, окормлял монашествующих сестер, беседовал с прихожанами.
Митрополит Серафим в Воскресенском Феодоровском монастыре под г. Шуя, 1928 г.
В 1929 году, приняв накануне назначение на Ленинградскую кафедру — одну из самых неспокойных в те годы, рискуя навлечь на себя новые гонения властей, владыка Серафим добился разрешения похоронить по христианскому обычаю, достойно духовному сану, скончавшегося на этапе, во время пересылки с Соловков в Казахстан, священномученика Илариона (Троицкого), с которым их связывали духовные узы, близость к патриарху Тихону и время, проведенное в архангельской ссылке. Приняв тело владыки Илариона, митрополит Серафим с почестью облек его в свое белое архиерейское облачение и совершил погребение на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Икона сщмчч. Серафима и Илариона, перед образом — киот с их общей палицей
Всю жизнь митрополит боролся за чистоту Православия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти, благословляя его в последний раз, сказал: «Я могу покойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген (священномученик Гермоген (Долганев, †1918 г.) будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я вас и благословляю».
Всю жизнь владыка занимался благотворительностью. Еще будучи военным, он обратил внимание на беспомощность лиц военного ведомства, расстроивших свое здоровье во время прохождения службы. Он учредил благотворительное общество помощи военным, которые были не в состоянии вследствие болезни служить и были вынуждены выходить в отставку до приобретения прав на пенсию.
Митрополит Серафим заботился о детях-сиротах, родители которых погибли на войне. Широкая бесплатная медицинская практика владыки была направлена на облегчение страданий страждущих. Во время Русско-японской войны по его благословению формировались санитарные поезда, и он сам собирал пожертвования.
Придавая огромное значение возрождению приходской жизни, владыка Серафим считал необходимым через приходские советы организовывать школы, библиотеки и столовые.
В Петербурге митрополит прослужил пять лет. 14 октября 1933 года указом Синода он был отправлен на покой. Владыка поселился в Подмосковье в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. В одной комнате была устроена спальня владыки с большим количеством книг, икон и рабочим письменным столом. Другая комната была отведена под столовую-гостиную. Здесь стояли обеденный стол и диван; на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный владыкой.
Митрополит Серафим с родными и келейницей на даче в Удельной, 1936 г.
Большое утешение доставляла владыке фисгармония. Уже будучи тяжелобольным человеком, он ежедневно проводил за инструментом какое-то время, импровизируя или занимаясь переложением церковных песнопений, большим любителем и знатоком которых он был. Владыка сам писал музыку. Сохранилась рукопись его большого фортепианного цикла — «Музыкальный дневник», другие сочинения.
На даче в Удельной владыку часто посещали священники, церковные иерархи. Здесь бывали митрополит Сергий (Страгородский), который приходил, чтобы посоветоваться с владыкой по важным церковным вопросам, митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Сюда приезжали из Ленинграда дочери владыки, а внучка Варвара — будущая игумения Серафима (Черная), настоятельница Московского Новодевичьего монастыря, а тогда студентка Московского института тонкой химической технологии — в 1936–1937 гг. практически жила здесь. Впоследствии матушка вспоминала: «Каждый вечер я возвращалась из института домой в Удельную и знала, что дедушка ждет меня. На стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный дедом. Под ним стоял диван, на котором я спала».
Последнее время владыка Серафим сильно страдал от гипертонии, одышки, от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Спокойные, безмятежные месяцы земной жизни подходили к концу, хотелось единственного — быть рядом с преподобным, которому он всю жизнь молился. К серафимской радости благодатный старец-архиерей приобщился, приняв на закате дней мученический венец.
Последнее фото сщмч. Серафима (Чичагова) из Таганской тюрьмы, Москва, декабрь 1937 г.
Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 года. Ему был восемьдесят один год. Несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным, так что сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине и вызвали скорую помощь, которая отвезла старца в Таганскую тюрьму. Следствие в отношении владыки было проведено с большими нарушениями: уголовное дело не возбуждалось, арест не санкционировался прокурором, обвиняемый с материалами дела не был ознакомлен, обвинительное заключение прокурором не утверждено. Не было зафиксировано изъятие архива владыки, и его рукописи бесследно пропали. Допрос тоже был формальностью. 7 декабря Тройка НКВД постановила: «за причастность к контрреволюционной монархической организации» митрополита Серафима (Чичагова) — расстрелять. Всего в тот день Тройкой НКВД по Московской области было приговорено к расстрелу несколько десятков человек. Приговоренных разделили на несколько партий. Владыка принял мученический венец на Бутовском полигоне под Москвой 11 декабря 1937 года.
Мученическая кончина митрополита Серафима (Чичагова). Фреска храма Святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне
Незадолго до ареста митрополит Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен Святой Апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото — очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
Лишь в ноябре 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) был реабилитирован властями. Церковное прославление владыки в чине священномученика состоялось 23 февраля 1997 года.
«Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковного быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим».
(Тропарь, глас 5)
Материал подготовлен редакцией obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Священномученик Серафим (Чичагов), Петроградский, митрополит — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
- Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов» | Правмир (pravmir.ru)
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 423–450
- Да будет воля твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). — Издание Сретенского монастыря. Москва. 2003.
Священномученик Серафим (Чичагов) (часть 1)>>
12.12.2023