Священномученик Серафим (Чичагов) (часть 1)
11 декабря — день памяти священномученика Серафима (Чичагова), митрополита (1937)
«Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти».
(Кондак, глас 6)
Авторитетный церковный иерарх, строгий ревнитель православных традиций, вдохновенный проповедник, самобытный мыслитель-богослов, глубокий философ, блестящий военный, талантливый врачеватель, историк, литератор, музыкант, живописец, неутомимый общественный деятель — всё это об одном человеке, митрополите Серафиме (Чичагове).
В 1886 году в блестящем офицере Леониде Михайловиче Чичагове трудно было угадать будущего русского архиерея-священномученика. Потомок двух известнейших адмиралов — правнук В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внук П.В. Чичагова*, он был прекрасно образован, владел иностранными языками. В свои 30 лет внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга: со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавица-жена, театры и балы, обычный в жизни дворянина ход вещей и событий. При его безупречной службе, учитывая высокие награды — десять российских и иностранных орденов — ему прочили высшие государственные степени.
Выпускник Пажеского корпуса Леонид Чичагов, потомок адмиралов П.В. Чичагова и В.Я. Чичагова, 1874 год
В 37 лет Чичагов получил звание полковника. Для не знавших его близко являлось открытием, что в то время он уже был одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда «Французская артиллерия в 1882 году». К этому времени были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», «Записки о П.В. Чичагове».
Будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненых. Чувство милосердия, желание помочь страждущим подвигло Леонида Михайловича к изучению медицины, и на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Свой метод Леонид Михайлович описал в двух томах фундаментального исследования «Медицинские беседы», изложив свое понимание духовных причин болезней и предложив собственную лечебную систему.
Современное переиздание «Медицинских бесед» Л.М. Чичагова
С раннего детства Леонид отличался глубокой религиозностью. Рано потеряв родителей, он, по его словам, привык искать утешение в религии. Много позже, уже в чине офицера гвардейского Преображенского полка, он был старостой Преображенского собора на Литейном проспекте, жертвовал немалые средства на храм. А в 1891 году Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку… Главным делом своей жизни он избрал не военную карьеру, а служение Русской Православной Церкви.
Супруге Леонида Михайловича, тяжело переживавшей это решение, святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовный отец будущего священномученика, сказал: «Ваш муж должен стать священником, и Вы не должны препятствовать избранному Вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».
Леонид Михайлович Чичагов с супругой Натальей Николаевной Чичаговой (урожденной Дохтуровой)
Выйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к рукоположению. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти апостолов. Через два года отец Леонид был определен священником для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа.
Со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования о. Леонид отреставрировал храм во имя святителя Николая на Старом Ваганькове, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение 30 лет стоявший закрытым, в котором и стал служить. Этот год оказался для отца Леонида осложнен личным испытанием — тяжело заболела его супруга, матушка Наталия. В 1895 году ее не стало — близкого человека, матери четырех дочерей, из которых младшей было десять лет.
Отец Леонид Чичагов ок. 1886 года
В этот тяжелый период справиться с болью отцу Леониду помогала музыка. Начальное музыкальное образование он получил у своей матери Марии Николаевны (урожденной Зварковской), которая великолепно играла на фортепиано и привила любовь к музыке своему сыну. Занятия музыкой Леонид Чичагов продолжал во время учебы в Пажеском корпусе, где музыка была одной из обязательных дисциплин, а затем и на службе в гвардейском Преображенском полку в Петербурге. Его племянница, Александра Николаевна Энден, впоследствии вспоминала: «Дядя часто садился к роялю и играл что-нибудь задумчиво-лирическое. Музыку он любил, всю жизнь сочинял романсы, потом религиозные вещи… Когда он стал монахом, рояль заменила фисгармония, с которой он не расставался до конца жизни».
Особый интерес отца Леонида к духовной музыке в дальнейшем развился в прекрасное музыкальное творчество. Его музыку называют проповедью на музыкальном языке — так глубок ее духовный смысл. Он старался передать в звуках смысл богослужебных текстов, смотрел на серьезную музыку как на высшую поэзию, как на молитву, а искусство служило ему для прославления Бога.
Поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, отец Леонид в том же году поступил в Троице-Сергиеву лавру и принял иночество. 14 августа 1898 года он был пострижен в мантию с именем Серафим. Служению Богу и Церкви отец Серафим отдал всего себя без остатка, взойдя по ступеням церковной иерархии почти до ее вершины: иеромонах, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит и священномученик…
Четыре дочери священномученика Серафима (Чичагова): Вера, Наталья, Леонида и Екатерина. Начало 1900-х гг.
Этот путь неразрывно связан с преподобным Серафимом Саровским, имя которого будущий священномученик принял при монашеском постриге. Еще будучи священником, отец Леонид занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни.
Об обстоятельствах, которые подвигли его к этому труду, он впоследствии рассказывал: «Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагея (в миру Параскева, Паша). Паша особенно хорошо помнит его. Я выразил желание ее навестить, чтобы услышать что-либо о преподобном из ее уст. Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула:
— Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.
Архимандрит Серафим с блаженной Прасковьей Ивановной, Дивеево
Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым императором. Я не могу сделать то, о чем она меня просит.
На это Паша сказала:
— Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный.
В смущении я покинул келью старицы.
Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши. В Москве они опять пришли мне в голову, и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать всё, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда всё, что относится к жизни преподобного и последующего после его кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категоричной форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги духовного содержания, и я надеялся, что и моя книга будет прочитана. Таким образом зародилась мысль о "Летописи" <…>
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», изданная к прославлению прп. Серафима Саровского, 1903 г.
Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне был предоставлен архив монастыря, так же как и в Саровской пустыни. Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду. Вскоре я овдовел и принял монашество с именем Серафима, избрав его своим небесным покровителем. "Летопись" была издана в 1896 году и преподнесена государю, что повлияло на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима».
Житийная икона священномученика Серафима (Чичагова)
В 1902 году отцу Серафиму, тогда уже архимандриту, было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании "Летописи" я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келлию вошел преподобный Серафим и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение — так всё было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал:
— Спасибо тебе за летопись. Проси у меня всё что хочешь за нее.
С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю:
— Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас.
Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».
Архимандрит Серафим принял деятельное участие в прославлении Саровского подвижника, ему удалось встретиться с императором Николаем II и убедить произвести освидетельствование мощей старца Серафима. При поддержке и личном участии императора после многих трудов Синод принял решение о канонизации преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Серафим написал также краткое житие преподобного Серафима и краткую летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.
Члены императорской фамилии в сопровождении архимандрита Серафима (Чичагова) в Саровском монастыре 30 июля 1903 года
Продолжение следует…
Материал подготовлен редакцией obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
---------------
*Чичагов Павел Васильевич (1765–1849), адмирал, морской министр, член Государственного Совета, с 1811 года главнокомандующий Черноморским флотом, а также Дунайской армией в Бессарабии, Молдавии и Валахии. По заключении Бухарестского мира наместник Бессарабии и генерал-губернатор.
При подготовке использовались материалы:
- Священномученик Серафим (Чичагов), Петроградский, митрополит — Сайт священника Антония Русакевича «Миссия сегодня» (missioner-tver.ru)
- Митрополит Серафим (Чичагов): «Из рода Серафимов» | Правмир (pravmir.ru)
- Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 423–450
- Да будет воля твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). — Издание Сретенского монастыря. Москва. 2003.
Читайте также «Сердце и разум»
Священномученик Серафим (Чичагов) (часть 2)>>
11.12.2023