«Случилось главное — оживали души детей…»
Не так давно в центре «Ковчег» нашего монастыря прошли «Елисаветинские чтения» — духовно-просветительская конференция, посвященная преподобномученице Великой княгине Елисавете. В проекте, организованном школой «Ихвис», приняли участие гости из Пскова и Москвы. Екатерина Ламанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елисаветинской гимназии (город Москва), убеждена, что состоялась встреча, которая стала событием, и впереди два православных учебных заведения ждет интересное сотрудничество. В интервью сайту нашего монастыря Екатерина Алексеевна рассказала о том, что ее удивило в школе «Ихвис» и взволновало на конкурсе. Гостья также поделилась, как удается Елисаветинской гимназии выпускать большое число золотых медалистов, и поведала о живом участии в жизни гимназистов святой Великой княгини Елисаветы.
— Екатерина Алексеевна, почему Вам интересно было приехать к нам на конференцию?
— Всё, что связано с именем святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, не может быть не интересно. Наша московская гимназия тоже носит имя святой Елисаветы. Можно сказать, мы с вами находимся в едином духовном пространстве. Удивительная история судьбы преподобномученицы не оставляет равнодушной ни одну живую душу. Пример ее подвига любви и служения людям будет вдохновлять многие поколения, я уверена.
Кроме того, было бесконечно важно познакомиться с педагогическим опытом православной частной школы Беларуси, которую я успела полюбить. И мне интересно следить за самой историей дружественной нам страны. Убеждена, что мы единый народ.
Живое общение с единомышленниками всегда обогащает, поэтому я с радостью приехала в школу «Ихвис». Само название школы емкое и звучное. Мне сразу понравилась приветливая атмосфера и красота самого места, а при первом же знакомстве с директором школы матушкой Ольгой (Антанович) почувствовала себя дома.
— Как сложилось сотрудничество гимназии со школой «Ихвис»?
— Сотрудничество наше только в начале пути. Состоялась встреча, которая стала событием. Отличие настоящей встречи от простого знакомства очевидно. Встреча меняет линию поведения героев истории, то есть в душе каждого участника происходит обновление чувств и мыслей, жизнь начинает играть новыми красками и смыслами.
Удивлена и обрадована масштабностью проектов школы «Ихвис», смелостью решений, совместным вдохновенным служением школы и Свято-Елисаветинского монастыря. Это просто прекрасно, когда творческие усилия сестер монастыря и педагогической корпорации школы создают такой прекрасный проект, как «Елисаветинские чтения», который непременно ждет большое будущее.
— Как развивается исследовательская деятельность в вашей гимназии?
— Вся наша жизнь, которая, конечно, не ограничивается временными пространствами гимназии, — исследовательский проект. Само слово говорит за себя, лат. projectus — «брошенный вперед», то есть дорога с перспективным взглядом. Важно, на какой объект направлено внимание всех участников. Я не очень люблю современные речевые шаблоны, можно сказать проще: как научить детей добру? Ответ прост — своим примером, совместными делами, поступками и интонациями повседневной жизни.
В нашей гимназии ежегодно проходят благотворительные ярмарки. Вот сейчас идет Рождественская ярмарка. Сбор средств пойдет детям семей, потерявших кормильца. Средняя и старшая школа совместно с фондом «Добропомощь» собирают посылки на Донбасс раненым и детям, оставшимся без родителей. Много у нас проектов и в образовательной деятельности. К примеру, наши дети — участники и победители телеконкурса «Умники и умницы».
Наш одиннадцатый класс организовал Ученический совет гимназии со своим уставом и разнообразными направлениями деятельности. Дети учатся ответственности и на практике понимают, как трудно организовать и развивать любое дело, сколько сил необходимо для создания команды, как важно понимать, что творческая инициатива требует личностных затрат каждого.
Сейчас мы поддерживаем проходящую в Марфо-Мариинской обители акцию «Зажги гирлянду добра» для одиноких пожилых людей и больных детей. Так что скучать некогда.
— В гимназии постоянно работают над оптимизацией учебного процесса, над улучшением условий обучения. Возможно, у вас есть особенные методики преподавания? Что внедряете?
— Знаете, есть очень хорошая лакмусовая бумажка для всех школьных внедрений мира: если ребенок не хочет уходить из школы, оптимизация учебного процесса идет полным ходом! Если этого входящего условия нет, никакое внедрение методик не поможет улучшить качество образования. Безусловно, профессиональные навыки и умения необходимо совершенствовать, «осваивать новые рубежи» и быть впереди планеты всей, но без опыта живой любви дело с мертвой точки не сдвинется.
Изучая педагогику в вузе, я штудировала много школьной методической литературы, и на экзамене по педагогике перед ответом на вопрос билета поделилась своими наблюдениями о том, что все «новшества» современного преподавания уже давно в работе. В старой классической школе была прописана и зона ближайшего развития, был исследовательский подход и поисковая деятельность, только терминология поменялась. Часто ведь новое — это хорошо забытое старое. Важно подробнее изучать классические основы педагогической мысли в работе учителя, прежде чем искать новые формы. Кстати, на экзамене мне поставили «отлично».
— Как у вас проходят уроки патриотизма?
— В России утверждена единая программа «Разговоры о важном». Задачей программы является развитие у детей ценностного отношения к Родине, природе, человеку, знаниям, здоровью. Такие уроки проходят во всех российских школах. Каждую неделю выносится флаг РФ на общешкольной линейке.
В нашей гимназии на уроках благочестия, которые проводит духовник гимназии протоиерей Артемий Владимиров, обсуждаются с детьми многие вопросы, касающиеся патриотического и нравственного воспитания каждого. Ведь что такое патриотизм? Осознанная любовь к Родине, Отечеству. Любовь к Отчизне начинается с любви к отеческим гробам… Помните, как у А. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Возможно ли на одном уроке воспитать патриотизм? Это только «поддерживающая терапия». Любовь к Отечеству — труд многих поколений, который мы стараемся осуществлять.
— Ежегодно среди ваших выпускников много золотых медалистов. Как вам это удается? Какие специальности чаще выбирают ваши выпускники?
— Специальности дети выбирают самые разнообразные и поступают действительно в лучшие вузы страны — МГУ, МГИМО, Финансовую академию, медицинские вузы… В старших классах дети учатся по индивидуальным учебным планам, предметно готовясь в конкретные вузы. Идет профильное обучение по тем предметам, которые необходимо сдавать при поступлении. Предметы изучаются в усиленном объеме, кроме того, группы небольшие. Участие выпускников в олимпиадах также дает дополнительные баллы. Фактически в выпускных классах у нас индивидуальные занятия, поэтому и результат хороший.
— Каким опытом вы обменялись со школой «Ихвис»?
— Надеюсь, наша дружба еще впереди. Интересно было наблюдать за детьми, как они проживали свое выступление на сцене, как общались с педагогами, друзьями. Можно только поучиться такой сплоченности, которую мне посчастливилось не только наблюдать, но стать ее живым участником и свидетелем. Благодарна за этот опыт.
— Какими критериями Вы руководствовались, когда были в жюри?
— Неожиданностью и честью для меня было предложение работать в жюри. Слово после выступления участников должен был держать каждый член жюри, а это ответственно.
Критерии моих оценок были определены в процессе конкурса. Это прежде всего искренность и само отношение к делу: неравнодушие и решимость поделиться радостью переживания самого участника в процессе подготовки. Еще К.С. Станиславский говорил о том, что выступление — это воплощение накопленного опыта любви актера и режиссера, в нашем случае — выступающего и истории живых судеб людей. А уже форма, исполнение (голос, жесты, фотографии) — дело вторичное. Лично меня больше волновало живое проживание материала. И это удалось многим. Мне не хотелось бы выделять отдельные выступления, в каждом проекте были яркие моменты. Быть может, «Ярмарка» вспоминается особым трепетом и продуманностью.
— Что, по-вашему, дает проведение таких конференций?
— Проведение подобных встреч необходимо. Это творческое общение людей, опыт познания и опыт проживания. Это совместная жизнь общины, которая единит сердца и животворит души. Можно обсуждать формат, время, организацию, но случилось на чтениях главное — оживали души детей, были слезы взрослых и благодарные улыбки гостей и зрителей. Расходиться не хотелось.
— В чем вы видите продолжение деятельности святой Елисаветы сегодня и как воплощаете у себя в гимназии?
— А в чем мы видим продолжение деятельности святых угодников Божиих? В их молитвах за нас, конечно. Невидимы духовные пути, собирающие нас в единые школы, обители, монастыри… Нас святые на руках несут, главное, не сопротивляться. И развивать слух своей совести, чтобы не нарушить Промысл о своих судьбах, чтобы быть во всеоружии, когда призовут к ответу.
— Святая Елисавета — пример для девочек. Какие условия в вашей гимназии созданы для подражания великому примеру?
— Разве только для девочек? Подвиг святой Елисаветы — подвиг христианской души, способной и готовой стать Ангелом для ближнего. И изучение этого подвига даст свои плоды в свое время в каждой душе. Главное — мы, взрослые, ведем просветительскую работу, стараемся вместе с детьми изучать великие примеры святых людей и надеемся на их молитвенный покров. Важно понимать, что пример не в фабуле и сюжете отдельной судьбы, жития, а в устремленном деятельном внимании к источнику Любви, к подателю жизни, к Утешителю и Жизнодавцу.
— Что организуют в гимназии для сохранения памяти святой Елисаветы?
— Мы верим, что живое участие в нашей жизни святой княгини Елисаветы ощутимо и реально. В 2013 году, 18 июля, в день гибели преподобномученицы, в гимназии случился страшный пожар, сгорело всё, кроме фасадных стен. А 18 сентября, в день ее именин, мы уже начали учебный год. Это ли не чудо! Трудно поверить в это. И людей нужных Господь послал, и средства нашлись. Кто чем помогал! Много реальных исцелений происходило по молитвам святой Елисаветы, это целые судьбы, истории семей. Так что память святой нашей покровительницы начертана в наших сердцах, запечатлена в живой истории нашей гимназии и отдельных семей.
В самой гимназии мы проводим акцию «Детская лепта», участвуем в ежегодных благотворительных мероприятиях Марфо-Мариинской обители «Белый цветок», праздничных концертах. Ученический совет гимназистов проводит тематические конкурсы рисунков, готовит проекты — экскурсии по действующему в обители музею святой преподобномученицы Елисаветы, где с такой любовью и трепетом хранятся личные предметы святой княгини Елисаветы, сохранены или воссозданы интерьеры комнат и гостиной. Многие люди приезжают со всех концов страны, чтобы поклониться и помолиться у мощей преподобномученицы. И для всех нас неоценимое счастье быть под ее покровом.
В заключение мне хотелось бы поблагодарить за прием настоятельницу Свято-Елисаветинского монастыря игумению Евфросинию, директора школы «Ихвис» матушку Ольгу, дорогих сестер монастыря и педагогов, с которыми успела познакомиться, и подарить несколько строк в знак любви:
Открыта книга. На странице белой
Узор берез, сестер прекрасный лик,
И белорусские хрустальные напевы,
И монастырских символов язык.
Доверь свою судьбу дыханью чуда,
Смирись пред даром Божьей красоты
И удивись. Нежданно, ниоткуда
Пролился дождь небесной доброты.
1 декабря 2023 г., день закрытия «Елисаветинских чтений»,
Свято-Елисаветинский монастырь
Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
21.12.2023