По-христиански или по-человечески?
Что проживает верующий человек в пост? Для чего посылается болезнь? Как с достоинством принять испытания, которые дает Господь? Своим опытом на сестрическом собрании с отцом Андреем Лемешонком поделились сестры нашей обители.
Отец Андрей Лемешонок: Всё в жизни временно. Но нам с вами важно не останавливаться, не смотреть назад, а только вперед. И тогда мы сможем понять Промысл Божий о нашем спасении. Человек всё лезет куда-то в гору, а у него тут, под ногами, столько дел… Столько мусора нужно убрать, стольким людям нужно помочь, а всё хочется повыше. Но начинать надо с малого, тогда и большее будет.
Когда мы пришли в церковь, у каждого уже была какая-то своя духовная жизнь — книга или свой любимый святой, какие-то слова звучали в сердце. Жизнь продолжается, и знания книжные — это теория, а вот практика иногда говорит об обратном.
Мне понравилась фраза одного святого: «Когда я говорю не от Бога, меня не слушают!» Мы все бываем в разных состояниях. Но мы ищем именно Бога. Нас связывает Дух Святой. Не партии или еще какие-то другие объединения. Духа нет — и всё, ты сдулся.
Знаете, как трудно черным сестрам становиться ангелами? Это планка, которая практически недостижима. Ворчливые, обидчивые, завистливые, болтливые. А им надо ангелами стать… Какой перепад, контраст, представляете? Или белая сестра. Надела облачение, пришла в отделение, кому-то улыбнулась, что-то сказала доброе — Бог помог. Потом ты снимаешь это облачение, становишься мамой, женой — всё, внутренний завод кончился, и устала. Важно не устать, не сбавлять внутренних оборотов, но и не переусердствовать. Всегда мы ищем середину, центр. Поэтому важно себя выравнивать, подправлять. Какие-то изменения нужны. Не разрушать всё до основания и строить новое. Мы хотим остаться с Богом.
Нам в Царство Небесное нужно попасть. Хотя на сегодня мы и не очень-то понимаем, что это такое. Но Бог нас воспитывает. Греховное нужно удалить и начать заново. Не пришивают новое к ветхому.
Ревновать нужно, когда меньше всего сил. И это слово будет дороже других слов, которые ты говорил от избытка сердца и легко. Самое главное сейчас начинается. Не спите! Откройте глаза, друзья мои! И увидите Бога. Мир усыпляет человека, делает его бесчувственным. Человек в грехе не видит греха. Вот в чем дело. Если мы не следим за своим внутренним человеком, то где мы, настоящие?
Для человека, познавшего Бога, уже неинтересны развлечения, праздничные столы. Душе это уже неинтересно.
Как правильно найти грань и меру свою? От этого всё зависит. Чтобы не перегореть и не потухнуть. Потому что человек обычно переходит эту меру или в одну, или во вторую сторону. Бог рядом, если даже мы не чувствуем ничего внутри себя. Это важно знать и помнить.
Как важно ради ближнего пожертвовать какой-то своей привилегией! У нас есть те, кто рядом. И вот им мы с вами должны послужить. Иногда это принимает и болезненные формы — человек не слышит, не понимает. И даже самые близкие люди бывают чужими, потому что смотрят в разные стороны.
Проблему можно создать из всего. Если ты не мирный, если в тебе есть саможаление, ропот, то это всё вылезет наружу и заразит твоих близких. Каждый из нас имеет свое ежедневное домашнее задание от Бога. И должны его исполнить. И отметку получаем в конце. Если не спим, то анализируем.
К примеру, что мне сегодня Господь хотел сказать через эту сестру? Что я должен услышать? Даже если она нагрубила. Лекарства не все сладкие. Или домашние мои, к примеру, не принимают мое мнение, слова. Так, может, это я виноват?
Мы по-христиански или по-человечески? И в каждый момент задавать этот вопрос себе. Мы никогда не должны упрекать кого-то в том, что делали что-то хорошее, а нам не ответили. Значит, не для Бога делали, а просто хотели, чтобы нас похвалили. Иногда родители этим грешат: «Я тебя кормила, я тебя растила, а ты в монастырь собралась? И с кем я теперь останусь? В доме ветеранов?» Никогда не поймешь, что хочет неблагодарный человек.
А что Бог хочет? Чтобы мы стали святыми. Меньше болтать, больше думать и быть внимательными к тому, что происходит с нами и вокруг. Очень важный процесс перехода от внешнего к внутреннему.
Я вижу сейчас, что люди много скорбят. Вот и по исповеди вижу — с такими большими скорбями приходят… Нужна радость. И без этого очень трудно жить, очень. Вот мы придумали провести 1 января «Голубой огонек», чтобы эту радость хоть немного дать людям.
Дух Божий — он не унылый. Когда на апостолов сошел Дух Святой, и они вышли на улицу, то всем показалось, что они напились вина, — потому что они были в радости. Очень важно сохранять дух жизни, который нас вдохновляет, не быть лентяями — у них нет духа жизни. Нужно жить так, чтобы отдавать больше, а брать поменьше.
Есть вопрос: «Какие серьезные выводы вас заставили сделать посты и болезни?»
Сестра Елена Ленковец: Когда я пришла к вере, то у меня была такая манера — много обещать Богу: буду то, буду это. Не было понятия, что ты — маленький. И что всё это очень серьезно. И результат был такой — пошла сдавать анализы, а по ним — много вопросов, показатели нехорошие. И врач стала меня ругать. А был пост. И я решила нарушить пост, ела, что хотела. И как полетела моя физическая жизнь, так следом и духовная. Не хотела молиться, ходить на службы. И через несколько дней я попадаю в больницу. И мне не могут поставить диагноз. Не могла ни есть, ни пить. Кормили через капельницу. И вот уже там я молилась очень сильно. Потом, когда вышла из этого состояния и посчитала, то ровно столько дней, сколько я не постилась, столько дней я и не могла есть потом. Бог меня так вразумил. И с того момента я поняла: если ты обещала что-то Богу, то делай.
И еще был такой момент. Тоже болела, стала переживать, что не хватит денег на лекарства. И вот стою в лавочке, а враг нашептывает: «Возьми деньги на лекарство, это же благое дело». И вот тогда я поняла, как же трудно другим людям бороться с силой вражьего нападения. Каждый день бегала на исповедь с этим, чтобы не совершить этот грех. И Господь меня удержал.
Монахиня Васса (Падюкина): Что ты можешь без Бога? Ничего. А хочешь получить всё и сразу — и просишь, и кричишь, а Бог терпит. По своему опыту заметила, подвигает к действию болезнь близких. Когда ты понимаешь, что можешь только молиться за них. И хоть малое, но начинаешь делать. Не хочется вставать, но ради ближнего встану, ради ближнего помолюсь. Тебя ругают, но ради ближнего потерплю. И Господь устрояет всё. И когда Бог совершает чудо, благодаришь. А в повседневной жизни — привыкаешь. А страсти не дают жить нормально, в пост — особенно. И только Бог может тебе помочь.
Я много лет ходила в больницу. После работы, полтора часа на автобусе. Дома меня ждут, а идти нужно. А сил нет, и желания тоже. Но я ходила дважды в неделю, зная, что за это послушание мне Бог будет давать то, что я просила для близких. И, приходя на послушание, думала: «А что мне говорить, что мне там делать?» И Бог всегда давал слово. Через слово Бог касается сердца того, с кем я говорю. Видишь результат: человек приходит на исповедь, причащается, идет в храм. И назад уже после послушания не тянешься, а летишь. И такое состояние у меня было все 13 лет, что я ходила на это послушание.
Потом я ходила в интернат. Два или три года во время ковида нас не пускали в отделение. И я почувствовала, что исчезло что-то важное. Даже уныние было. И когда я снова вернулась, то сразу почувствовала, что даже за слово доброе Бог помогает. У кого уныние, делайте ближним любую радость. Сейчас, в Рождество — особенно. И вот такой навык — через малое потом и что-то большое Господь даст.
Монахиня Анастасия (Лашук): Пост учит не думать о себе много. Потому что перед каждым постом думаешь, что будешь делать одно, а выходит совсем другое. Пост проходит, а ничего и не сделал…
Монахиня Анфиса (Адамович): Пост для меня как орудие. В пост я лучше себя чувствую, и пост я люблю. А в болезни я вижу посещение Божие. Когда человек страдает, он ближе к Богу становится. Такой звонок из вечности.
Монахиня Василисса (Сидорович): Каждый пост дан для очищения, для того, чтобы понять что-то иначе. Чтобы прошел лучше и в душе, и в еде. Чтобы чему-то научил.
Сестра милосердия Татьяна Абрамова: Вот что я точно знаю про пост и про детей, и это очень яркое впечатление, что пока идет пост — дети одни. Как только заканчивается пост — дети становятся другие. По духу, по отношению друг к другу.
Однажды в лагере была такая история. После того как с ребятами съездили и приложились к мощам — деснице Иоанна Крестителя, к вечеру я заболела. Воспалились все лимфоузлы. Странная болезнь. Болела все пять недель. И вот исповедь, говорю, что вроде и не больна, но и не здоровая. А батюшка говорит: «А что тебе сейчас хочется съесть?» Отвечаю: «Вот бы сала да с чесночком…» Он и благословил. И еще благословил окунуться в источнике. Думаю, ну как я пойду окунаться с температурой, спина больная… Окунулась. Был кризис болезни и через три дня всё прошло. Да, и пост нарушила, но похвалу посту говорю. Потом, конечно, все нарушения свои исповедовала.
А в лагере было такое, что началась инфекция ротовирусная, и все дети принудительно сели на пост. Без сладкого, без молочного, без картофеля. Дети поправились, сходили в поход даже. Вывод какой могу сделать? Пост — всегда хорошо.
Инокиня Ольга (Великая): Болезнь — это острая тема для меня. У меня приход к Богу состоялся в 2005 году, когда я поехала на остров Валаам. Ехала абсолютно не воцерковленная. И вот там у меня случился стремительный приход к вере. И в то же самое время Бог мне дал болезнь. Серьезную, хроническую, она и сейчас меня сопровождает. В 2008 году я пришла в монастырь. Плоды болезни для меня — монастырь и надежда только на Бога, потому что человеческой помощи тут недостаточно. Я научилась молиться. И продолжаю учиться.
Очень большой вред мне приносит саможаление, когда я отвожу глаза от всех благ, которые Бог мне дает. Пока я держусь за ризу Христа, иду за Ним, смотрю на Него, я иду. Когда перевожу взгляд на бушующее море, то начинаю утопать.
Бог поставил меня в такое положение, что я постоянно ищу ответы на вопросы. Промысл Божий удивителен. В целом я склоняюсь, что болезнь — это всё же благо для меня. Если это мне дано, то надо учиться это терпеть и благодарить. Это было очень сложно мне. Но постепенно амплитуда этих колебаний выравнивается — благодаря Богу, сестрам, монастырю. Здесь надо двигаться, а движение — это жизнь. Болезнь — это моя тень.
Посты у меня не так остро переживаются. Хотя в Великий пост, например, полностью меняется распорядок жизни. И с каждым годом даже чисто физически становится легче. Духовно — не могу так сказать.
Отец Андрей Лемешонок: Конечно, лучше не болеть. Но коль ты заболел, то надо мобилизовывать себя. Наверное, это полезно. Чуть только себя пожалел — сразу выбит из рабочей колеи. Нужно, чтобы Дух Божий помог победить свои немощи. Жить-то нужно, болен ты или нет.
Подготовила Ирина Кругликова
Смотреть видеозапись собрания>>
27.12.2023