Неугасимый светильник: свт. Амвросий Медиоланский
«Небесный свет в сердца стучит,
Дарует нам свои лучи,
Так пусть себя очистим мы
От всех грехов и власти тьмы».
(Святитель Амвросий Медиоланский,
гимн в Великую Субботу)
Юный аристократ Амвросий, живший в Риме более полутора тысяч лет назад, не помышлял в начале своего жизненного пути о том, что ему предстоит стать одним из столпов православной веры.
Он родился в Августе Треверов (сегодня это немецкий город Трир) в семье знатного римского сановника Аврелия Амвросия, назначенного префектом Галлии, ведавшим гражданским управлением западных провинций Римской империи. Это была богатая сельскохозяйственными угодьями территория, занимавшая часть нынешней Италии, Германии и Франции. Соседи Галлии не отличались миролюбием, и Амвросий-старший нередко участвовал в военных походах. Однажды он стал свидетелем чудесного случая: в сад к колыбели, в которой спал его младший новорожденный сын, прилетел рой пчел и облепил младенца. Пчелы не причинили ребенку никакого вреда, а на языке так и не проснувшегося мальчика оставили капельку меда. Отец, увидев это, произнес: «Нечто великое суждено моему сыну!»
Города, в которых жил и подвизался святитель Амвросий Медиоланский
Аврелий Амвросий принадлежал к древнему знатному сенаторскому роду, принявшему христианство еще во времена гонений. Пострадавшая за Христа во времена Диоклетиана мученица Соферия приходилась ему родственницей. Во время похода императора Константина II в Италию Амвросий-старший погиб, и семья переехала в Рим. Старшая дочь Марцеллина вскоре приняла монашество, а Амвросий-младший изучал грамматику, риторику и юриспруденцию. Образованный и начитанный юноша начал свою службу с должности адвоката в Сирмии* (современная Сремская Митровица в Сербии), в судебном ведомстве префектуры Иллирик. Мастер столь любимого Древним Римом ораторского искусства, знаток юриспруденции и литературы, он вскоре стал ближайшим советником главы Рима и имел все возможности для блестящей карьеры при дворе императора. Подтверждение этому — назначение Амвросия в тридцатилетнем возрасте на пост консуляра (губернатора) северо-западных областей империи — провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (современный Милан).
В Милан губернатор Амвросий прибыл не для духовных подвигов. Зная силу его красноречия, власти направили молодого чиновника восстановить мир в городе, потрясаемом из-за арианской ереси смутами и волнениями. Склонившийся к арианству епископ Милана умер, и Церковь — народ и собрание пастырей — избирала предстоятеля. Для поддержания порядка в собрании присутствовал новый губернатор Амвросий.
Старинная карта Милана
Выборы предстоятеля шли, но само избрание не совершалось: ни один из кандидатов не получал одобрения большинства. Неожиданно — и для властей, и для верующих — сидевший на руках у матери младенец отчетливо произнес: «Амвросий — епископ!» Взгляды молящихся стали искать того, чье имя прозвучало. Ребенок настойчиво повторял то, что внушил ему Бог. Миланцы устремили свои взоры на губернатора… «Амвросия — в епископы!» — подхватило множество голосов. «Но я здесь как блюститель порядка, по долгу службы… В Церкви я только оглашен и еще не принял Святое Крещение…» Отцы не внимали отговоркам, сомнений в воле Божией у них не было — епископом будет Амвросий.
Житие святого являет нам удивительный образ: поиск Божией истины, затрудненный для человека его неверными устремлениями и ошибочными желаниями, который в конечном итоге венчается выходом к свету, принятием воли Божией и соединением с ней своих личных усилий и трудов. Считая себя недостойным великого сана, Амвросий стал юродствовать, надеясь таким образом вынудить народ отказаться от мысли поставить его епископом. Во время разбирательства с приведенными к нему на суд обвиняемыми он «буйствовал», показывая свой «жесткий нрав». Не добившись видимых изменений общественного мнения, будущий святитель продолжил испытывать паству: демонстративно пригласил к себе в дом распутных женщин. (В действительности вся семья Амвросия отличалась целомудрием. Он сам нес подвиг девства, его старший брат Ураний Сатир также не вступал в брак и впоследствии помогал в церковном служении медиоланскому епископу. Став архиереем, святой Амвросий вместе со старшей сестрой монахиней Марцелиной много содействовал становлению женских монастырей). Народ не обманулся и в этот раз: «Грех твой на нас, Амвросий! А ты будь епископом».
Ураний Сатир, брат святителя Амвросия Медиоланского
Той же ночью Амвросий вышел из Милана и по дороге, ведущей в Рим, устремился в столицу империи. Он решил бежать от тяжелейшего креста и от великой благодати, ведь не искал ни того, ни другого. Подобно истинным философам он решил оставить свою должность и отправиться странствовать. Всю ночь Амвросий стремился отойти как можно дальше от города, двигаясь в сторону Рима. На рассвете, утомившись от ночного перехода, путник подошел к городской стене. Он стоял у ворот… Милана, через которые тайно покинул город накануне вечером. Господь явственно открывал Свою волю, указывая будущему святителю место его архиерейской кафедры.
Порта Романа — «Римские ворота» (XVI в.), расположенные на месте главного въезда в Милан во времена Римской империи, — отправная точка дороги, ведущей в Древний Рим
А горожане уже отправили прошение императору Валентиниану I, прося разрешения поставить направленного к ним губернатора епископом Медиолана. Император не возражал и прислал указ, одобряющий это избрание. Амвросий понял, что теперь епископом стать придется и быстро, в несколько дней, пройти все степени посвящения: Крещение, первое принятие Причастия, диаконство, священство, наконец — архиерейство. На хиротонии епископа Амвросия присутствовал сам Валентиниан I. Всё свое имущество святитель Амвросий передал Церкви.
Так началось восхождение Амвросия к вершинам христианской святости, Господним произволением простой смертный стал возводиться в лик угодников Божиих. Но высочайший уровень образованности, очевидные успехи в постижении философии, его авторитет как архиерея Церкви не имели для святого Амвросия решающего значения. В основу и как условие для осуществления своего служения святитель полагал духовное руководство. В ответ на его просьбу епископ Рима папа Дамас назначил ему в духовные наставники священника Симплициана. И Амвросий, епископ Медиоланский, со всяческим смирением, почтением и любовью внимал наставлениям своего духовника, простого священника.
Святителю Амвросию Медиоланскому довелось совершать свое служение в эпоху, когда христианство, в силу эдиктов императора Константина, приобрело не только свободу исповедания, но пользовалось уже некоторым покровительством государственной власти. Иерарх понимал, как важно было на этом этапе определить и закрепить статус Православия в стране. Святой Амвросий был не просто проповедником. По сути, он был первым епископом, который сказал, что служение священника важнее и выше императорского, что Рим и есть Церковь. Он настойчиво вел борьбу с языческими ценностями и традициями, всё еще имевшими немало последователей среди римской аристократии, принимал деятельное участие в государственных делах. Его борьба с арианами и проповедь в защиту Православия оказывала глубокое воздействие на людей и во многом определила ход истории.
Святой покровитель Милана
Медиоланский архиерей успешно защищал христианскую веру от ересей и расколов и мужественно боролся с арианской партией, возглавляемой матерью императора Валентиниана II (375–393) Юстиной. Когда она потребовала от святого Амвросия уступить медиоланскую базилику для богослужения ариан-готов, служивших в наемных римских войсках, он наотрез отказался. Ответ его обосновывался тем, что собственность Бога не подлежит распоряжениям императора. «Говорят, что государю всё дозволено, что его — всё, — пишет святитель. — Я отвечаю: не трудись, император, думать, что в делах Божиих имеешь императорское право; но, если хочешь дольше царствовать, будь покорен Богу. Написано: Божия Богови, кесарева кесареви (ср.: Мф. 22: 21). Императору принадлежат дворцы, епископу — церкви». Авторитет архиерея был так значителен, что императрица Юстина это приняла. К святому прислушивались. По его требованию из зала сената в Риме вынесли языческий жертвенник Победе, где ранее сенаторы приносили клятвы во время заседаний.
Как епископ он был тверд в вере, решителен в отстаивании церковных догматов и при строго аскетическом образе жизни невероятно жизнерадостен. После совершения богослужения святитель обыкновенно садился читать Священное Писание и толкования восточных отцов. «Двери его помещения, — пишет Фаррар, — всегда были открыты, и время его вообще принадлежало его пастве. Всякий мог видеть его, и всякий мог советоваться с ним. Когда кто-либо приходил к нему с просьбой о помощи, он немедленно оставлял чтение, всё свое внимание посвящал делу просителя и затем опять предавался своим научным занятиям, нисколько не смущаясь тем обстоятельством, что многие из его посетителей оставались около его помещения и с праздным любопытством следили за ним в его работе. За исключением двух дней в неделю, он ежедневно постился до вечера. По окончании своей трапезы он садился писать проповеди и сочинения, но, в отличие от большинства своих современников, писал всё собственноручно, так как не считал вправе утомлять других бодрствованием в течение длинных часов ночи».
«Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Андрей Иванов, 1829 г.
Из историй, связанных со святителем Амвросием, известна его строгость к императору Феодосию. Летом 390 года в Фессалониках восстал народ и было убито несколько офицеров. Император велел солдатам обнажить мечи. Пролилась кровь: погибло около 7 тысяч жителей. Узнав об этом, святой Амвросий написал императору письмо, в котором изобличил его и призвал к раскаянию. Также святитель объявил Феодосию, что не будет молиться с ним на богослужении, и запретил ему входить в алтарь. Феодосий всё же пришел на службу, сославшись на «тайное» покаяние перед Богом. Но медиоланский святитель императора, идущего к Причастию, остановил прилюдно: «Отойди! Ты недостоин!» Это был не отчаянный шаг обличения власть имущего, а спокойный и твердый поступок человека прочного, как алмаз. Церковь Христа смотрела на Феодосия глазами Амвросия, и император сделал шаг назад. Несколько месяцев Феодосий не причащался, а затем, сложив с себя знаки царского достоинства, пришел к святителю с покаянием.
Святой Амвросий обрабатывал, воспитывал грубые умы, объясняя возвышенные тайны, выраженные простым языком Библии. С кафедры он преподавал народу и «мед», и «молоко», и «твердую пищу». Проповеди святителя оказывали влияние не только на простых граждан. Его мнение было важно римским императорам, персидским мудрецам и даже правителям соседних стран. Так, Фритигильда, царица одного из германских племен, благодаря переписке со святым Амвросием не только сама приняла христианство, но и обратила собственный народ. В 387 году под влиянием проповедей медиоланского архипастыря уверовал и принял Крещение блаженный Августин, ставший впоследствии епископом и величайшим богословом Церкви.
Важнейшей частью наследия святителя Амвросия являются его проповеди. Они, как правило, исполнены горячей веры, обличают грехи, в первую очередь гордость и разврат. В труде «О таинствах» медиоланский святитель собрал свои проповеди для только что крещеных христиан. Из его трудов наиболее известны: «О таинствах», «О православной вере», «О Святом Духе», «Шестоднев». Он также коснулся в своих трудах и нравственных вопросов, писал «о девах», «о вдовах».
Собор святителя Амвросия в Милане
Святитель Амвросий был яркой, одаренной Богом личностью, талантливым богословом, который простым языком изложил Символ веры, учение о Святой Троице, о таинствах. Он оставил подробные наставления священникам по ведению церковной службы.
Святой Амвросий производил в своей церкви нововведения в области богослужения. До него служба представляла собой речитативное исполнение псалмов одним певцом, на которое прихожане отвечали таким же однообразным речитативом. Медиоланский архипастырь провел реформы церковного пения, ввел антифонное пение на восточный манер, известное теперь как «амвросианский напев», и значительно обогатил церковное богослужение, введя в него народные напевы. В Милане был свой, составленный святителем Амвросием, чин литургии. Прихожане не только наслаждались красотой музыки, но и принимали участие в ее исполнении. Пение миланской церкви производило колоссальное впечатление на современников. О силе воздействия этой музыки говорят святые Павлин и Августин, папа Дамас, бывшие прихожанами. Миланские, или амвросианские, песнопения исполнялись далеко за пределами Италии, например, в раннесредневековой Праге.
Святитель Амвросий сочинил ряд гимнов, которые излагали христианское учение в стихотворной форме. До наших дней дошло 12 (по другим источникам — 18) церковных гимнов, которые приписываются его перу. В 386 году им была составлена хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим», которая не только вошла в круг православного богослужения, но и исполняется по сей день на благодарственных молебнах и в канун нового года. Стихотворная форма, найденная святителем Амвросием, была одновременно и утонченной, и общедоступной; отвечала изысканному вкусу людей, классически образованных, и в то же время была доступна верующим из простого народа.
Произведения святителя Амвросия Медиоланского, изданные на русском языке
Христе, Ты свет Божественный
Христе, Ты — свет Божественный,
Тьму ночи побеждающий,
Ты — свет зари, вещающий
Восход блаженства вечного.
К Тебе взываем, Господи,
В ночи нам будь защитою,
В Тебе покоя ищущим,
Даруй нам ночь блаженную.
<…>
Воззри с небес, Заступник наш,
И обуздай злокозненных,
И правь Твоими слугами,
Искупленными Кровию.
Не оставляй нас, Господи,
И крест наш — тело бренное,
Но удержи от злого нас
Святым Своим присутствием.
Исполни просьбы слуг Твоих,
О Всемогущий Отче наш,
Через Христа — с Ним в вечности
Со Святым Духом царствуешь.
Медиоланский епископ был постник и подвижник. Он служил Христу и распинался за паству. Однажды во время долгого воздержания святителю Амвросию явились двое в белых одеждах. Они являлись дважды и назвали свои имена. А потом указали место, где лежат их, за Христа изувеченные, тела. Мучеников звали Протасий и Гервасий. Святитель нашел место их погребения и обрел мощи двух мучеников, пострадавших в I веке.
В 379 году в районе Верчелльских ворот на месте захоронения святых мучеников Виктора, Набора, Феликса, Валерия, Гервасия и Протасия святитель заложил строительство трехнефного храма. Это была первая из четырех базилик, построенных святым Амвросием за стенами древнего Медиолана в последней четверти IV века.
Мощи святителя Амвросия в крипте собора его имени в Милане. По правую и левую руку святителя лежат мощи мчч. Гервасия и Протасия
Святитель Амвросий просил похоронить его вместе с мучениками, тела которых обрел. Скончался великий святой в возрасте 57 лет в 397 году, 4 апреля, в день Великой субботы, и, по свидетельству его биографа и современника медиоланского диакона Павлина, был оплакан не только христианами, но и язычниками. Он был погребен в Медиолане, в усыпальнице построенного им храма. В 824 году архиепископ Ангельберт II торжественно перенес мощи в порфировый саркофаг. И ныне великий святитель почивает в полном облачении между мучениками Протасием и Гервасием, лежащими справа и слева от него.
Почитание святителя началось почти сразу же после его кончины. Уже в V веке появляются латинские и греческие жития святого.
Святитель Амвросий — один из тех избранников Божиих, в которых замечательным образом сочетаются высокая образованность и личная святость. Как ученого его воспитал Рим, а в Православной Церкви Господь даровал ему знание Священного Писания и святость. Нам, христианам XXI века, очень нужны его молитвы, чтобы суметь соединить жизненный опыт и приобретенные знания со знанием Господа в глубине нашего сердца.
«Божественнаго вдохновения органе, добродетелей апостольских причастниче, Рима красное процветение, Амвросие, иерарше блаженне, царя обличил еси и вселенную в благочестии утвердил еси. Темже молися Христу, даровати нам велию милость».
(Тропарь, глас 4)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
--------------------
* Сирмиум несколько десятилетий был одной из четырех столиц Древнего Рима наряду с Треворумом (современный Трир), Медиоланумом (современный Милан) и Никомедией (современный Измит).
При подготовке использовались материалы:
- Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви / Пер. с англ. А.П. Лопухина. Пг., 1902. Т. I. 672†ХХХ1У с.
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
- Минея. Декабрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии
- Призванный устами младенца: Амвросий Медиоланский / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Церковь вспоминает святителя Амвросия, епископа Медиоланского | Правмир (pravmir.ru)
20.12.2023