X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В школе "Ихвис" мы все на одной волне»

В школе Ихвис

«Как учитель русского языка и литературы, я всегда понимала, как важно увидеть в каждом ребенке драгоценные человеческие качества и таланты, повернуть их к солнцу, как ювелир, чтобы заиграла своим цветом каждая грань, и верить, что именно эти драгоценные качества дадут ростки и победят в человеке», — говорит учительница русского языка и литературы в школе «Ихвис» Светлана Васильевна Шпаковская. Ее интервью завершает цикл публикаций о школе в нашей рубрике «Служение. Мастерские».

Выбор

— Когда я училась в средней школе № 33 г. Минска, моей любимой учительницей была Надежда Петровна Аринич, она преподавала русский язык и литературу. Меня всегда восхищали ее самоотверженность, чуткость и внимание к каждому ученику, тщательная подготовка к урокам. Я любила читать книги, участвовать в инсценировках, писать сочинения… Так или иначе, в десятом классе я решила поступать на филологический факультет БГУ.

Когда у меня родились дети, мне хотелось больше времени проводить с ними, поэтому лет пять работала воспитателем в детском саду. Но когда они подросли, я поняла, что нужно двигаться дальше. И после долгих раздумий и сомнений решила все-таки пойти в школу. Вот так и проработала в средней школе № 76 г. Минска двадцать лет. В этой школе многому научилась, обрела опыт, выросла профессионально, поэтому с благодарностью вспоминаю эти годы, моих любимых коллег и учеников.

Мир Православия

— В 35 лет вместе с дочерью я приняла крещение в Петро-Павловском соборе. Это был осознанный шаг, но в храм после этого я не ходила. Однажды, как мне тогда казалось, случайно подруга позвала меня в Петро-Павловский собор на беседу с отцом Андреем (Лемешонком.Прим. ред.). Где-то спустя год я неожиданно вспомнила об этом и стала постоянно ходить на беседы. Потом впервые исповедовалась и причастилась, причем к этой исповеди «шла» два года: мешал страх, ведь нужно было открыть всю свою душу. Пришлось просто пинками загонять себя…

Через какое-то время поняла, что уже насытилась беседами и начинаю застревать, топтаться на месте. Тогда я стала ходить в храм на службы… Мне всё больше и больше хотелось открывать для себя этот непознанный мир православной веры. Многие приходят в храм через какое-то горе, страдания, скорби. А мне всегда хотелось найти какую-то самую важную истину. Вот эти строки из стихотворения Б. Пастернака точно обо мне:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Мне кажется, с 13‒14 лет я всегда ее искала, эту вечную истину, пыталась понять, в чем смысл жизни, каково мое предназначение?

Интересно, что мы с моим мужем Игорем (ныне покойным) стали воцерковляться примерно в одно и то же время, но разными путями. Он тогда преподавал в Белорусском государственном университете древнерусскую литературу, и некоторые его студенты ездили в деревню Касынь под Минском, в церковь святого пророка Илии к батюшке Алексию Наследникову. Как-то они пригласили туда и своего преподавателя. Он был очень впечатлен беседой с отцом Алексеем, его добротой, вниманием, и с удивлением рассказывал, как батюшка общается с детьми, устраивает для них костры.

Я видела, насколько сложно мужчине средних лет, с высшим образованием, умному и рассудительному, пишущему критические статьи, принять веру, перешагнуть через себя. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой… (Мк. 8: 34) — только сейчас я хотя бы немного понимаю, что это такое. Но насколько же неисповедимы пути Господни! Для меня приход мужа к вере — настоящее чудо, милость Божия. Через несколько лет мы стали вместе ходить в храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших», читать Библию, учить утренние и вечерние молитвы.

«Сердце позвало…»

— Несколько лет назад в храме я случайно увидела объявление, что в школу «Ихвис» требуется учитель русского языка и литературы. Я сразу же позвонила директору школы матушке Ольге и через некоторое время встретилась с ней.

После собеседования я вышла на улицу и только тогда спросила саму себя: «Подожди, подумай хорошенько, тебе это реально нужно? Тебя же всё устраивает в твоей школе…» И действительно, в профессиональном плане всё вроде бы было замечательно: к тому времени я уже получила категорию учителя-методиста, проводила мастер-классы в Академии последипломного образования по своей авторской методике «Организация урока в форме литературной игры». Поразмышляла и сама себе ответила: «Да, нужно». Меня позвало сердце…

Наверное, тогда я почувствовала, что теперь для меня более важными становятся не какие-то профессиональные достижения, а возможности духовного возрастания в православной вере.

 

монахиня ольга с учителями

В школе «Ихвис» я работаю уже шестой год. И благодарю Бога за этот подарок, за то, что я духовно расту, каждый день учусь слушать свое сердце, всё глубже постигаю мир православной веры, что Бог всегда рядом со мной, «во вся дни до скончания века». Да, наша земная жизнь конечна, и все достижения и победы — временны. Поэтому я очень благодарна Богу за то, что здесь работаю.

Любовь и свобода

— Общение с коллегами и учениками в школе «Ихвис» — для меня особая радость. Мы все здесь, что называется, «на одной волне», соборно возрастаем в православной вере, изучаем православную культуру. Это Божий дар! Хотя отец Андрей говорит, что наша школа самая лучшая не потому, что в ней самые лучшие ученики и учителя, а потому что в ней есть Божественная литургия. Да, может быть, он прав. Это для всех нас: детей, учителей, родителей — самый главный урок.

Конечно, не всё так просто, у нас хватает и сложностей, и проблем. Особенно нелегко бывает работать с подростками. Ведь в этом возрасте ребята не всегда доверяют и родителям, и учителям, они ищут свой путь, стараются себя познать. Но любовь и свобода — понятия неделимые. Господь любит нас и дарует нам свободу выбора, Ему важно, чтобы мы откликнулись на Его призыв сердцем.

 

ученики с преподователями

Многие из нас, взрослых, пришли в церковь уже в осознанном возрасте, и это один путь. А когда с ранних лет дети ходят в храм, потому что их туда привели родители, то наступает время, когда они сами должны сделать свой свободный выбор, как бы заново открыть для себя красоту и глубину православной веры. И, возможно, подростку нужно будет, как блудному сыну, уйти «на страну далече», чтобы понять, что он потерял. Поэтому к его отрицанию, метаниям и поискам нужно относиться мудро и спокойно.

Пространство для Духа Святого

— В последнее время я поняла, что для меня, пожалуй, самое важное и в работе учителя и вообще в повседневной жизни — быть в Духе. Мне очень близки сейчас евангельские строки: Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10: 19). Я понимаю это так, что просто нужно в своем сердце всегда оставлять пространство для действия Святого Духа. В русском языке есть фразеологизм «быть не в духе»: это когда человек злится, недоволен чем-то, у него что-то не получается. А когда ты «в Духе», ты даешь возможность Богу действовать в тебе и сохраняешь в сердце любовь, радость, терпение, кротость, милосердие…

Именно в такой чуткости и рождается что-то непредсказуемое, настоящее и чудесное (кстати, слово «чудо» — от древнерусского «чути», то есть слышать). Например, в какой-то непредвиденной ситуации на уроке ты неожиданно чувствуешь, что сейчас должен отодвинуть все свои заготовки и сказать детям что-то очень важное. Или сделать… Если ты с Богом, всё получается наилучшим образом: Он в нужный момент дополняет твое несовершенство.

 

радостные педагоги

Неожиданные открытия

— Чего мне всегда не хватало в общеобразовательной школе из-за большого количества учеников в классе, так это возможности уделить внимание каждому ребенку. Поэтому мне так нравится, что в школе «Ихвис» классы небольшие. Я очень люблю слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Нет ничего драгоценнее уз, связывающих человека с человеком». Думаю, что вот эти узы очень важно «сплетать» и в отношениях с ребятами, интересоваться, чем они увлекаются, что читают, почему радуются или грустят. Это всё ключики, открывающие «потайные двери» бездонной человеческой души, и для каждого они разные… Тогда мы, учителя, выходим на другой уровень общения, гораздо более глубокий, и когда «оцениваем» ребят, то прежде всего подчеркиваем их ценность как личности, проявляем заботу, радуемся или огорчаемся, если что-то пошло не так. Меня это вдохновляет!

Вот почему я так люблю различные литературные игры и гостиные. В форме литературной игры у нас обычно проходят заключительные уроки, где ребята работают в командах. На таких занятиях создается высокий эмоциональный фон, дети раскрываются, учатся слышать друг друга (развивается «полифоническое мышление»), что позволяет «нырнуть в глубину» произведения, понять мотивы поступков героев, оценить их выбор и даже сделать неожиданные открытия!

Например, в сценариях многих литературных игр есть такие конкурсы, как «Интервью у литературного героя» (команды готовят инсценировку какого-то отрывка, а потом задают вопросы герою, почему он поступил так или иначе), «Цветовая палитра» (участники игры стараются увидеть героя «в розовом и черном цвете» с помощью полосок цветного картона), «Кинематографическая шкатулка» (например, ребята смотрят отрывок из фильма «Капитанская дочка» и обсуждают, какую серьезную ошибку, которая полностью перечеркнула личность главного героя Петра Гринева, допустил режиссер) и другие.

Конечно, классическая литература и искусство в целом учат различать такие основные понятия, как добро и зло, но я уверена, что без Евангелия и без храма невозможно «дойти до самой сути». Только когда начала ходить в храм, я поняла, например, почему Наташа Ростова смогла преодолеть уныние и отчаяние после смерти князя Андрея. Оказывается, она была на богослужениях, исповедовалась, причащалась. Так она начала возрождаться, воскресать. А ведь раньше, читая «Войну и мир», я просто не замечала этих строк, потому что у меня не было такого опыта.

 

постановка к дню победы

— Сейчас многие говорят, что современные дети не читают. Я, пожалуй, не соглашусь с этим. Во-первых, когда я училась в школе много лет назад, читали у нас в классе тоже далеко не все. Во-вторых, многие современные дети все-таки читают художественную литературу, приносят книги в школу, обмениваются, делятся впечатлениями. Вкусы и потребности у всех разные, и нужно принимать и уважать выбор ребят. Кто-то увлекается фэнтези («Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, например, тоже одна из моих любимых книг), кто-то решает познакомиться с детективами Агаты Кристи, кто-то читает «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла в подлиннике, на английском языке, а кто-то уже в седьмом классе составляет себе список для чтения, в котором несколько, пока еще не прочитанных, романов Ф.М. Достоевского, в том числе «Братья Карамазовы»… Я уверена, если у ребят прорастет желание познавать себя, им так или иначе захочется заглянуть в книгу, чтобы расширить свой жизненный опыт. В-третьих, всё-таки самая важная книга, которую ребята в нашей школе и читают, и слышат постоянно — это Евангелие.

Познание себя

— Мне кажется, в школьные годы самое важное — познать себя. «Что мне интересно?»; «Что мне нравится?»; «Что я могу делать, не задумываясь о времени?» «А что, наоборот, неприемлемо для меня?» Каждому из ребят предстоит пройти свой неповторимый путь в жизни, а для этого нужно узнать себя и научиться слушать свое сердце.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что путь к себе — это путь к Богу. Потому что Бога, как известно, мы познаем сердцем. Всё взаимосвязано: познаешь Бога — познаешь себя, познаешь себя — познаешь Бога. И этот путь мы должны пройти до самого конца.

Научиться любить

— Так какую же самую важную истину я нашла на своем пути? На эту Землю мы пришли научиться любить. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4: 16). Действительно, как это прекрасно: быть сосудом преизливающейся любви Христовой! Таким сосудом была Великая княгиня Елисавета Федоровна. «В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть немного уделить другим… Я жажду благодарить, каждую минуту благодарить за всё, что дал мне Господь», — письма Елисаветы Федоровны мне сейчас хочется перечитывать снова и снова и повторять вслед за ней: «Слава Богу за всё!»

 

выступление со свечой

Это стихотворение посвящено Свято-Елисаветинскому монастырю и нашей школе «Ихвис», которые для меня — одно неделимое целое.

О Боже мой! Благодарю
За эту жизнь в земном раю!
За бесконечные дары
Познанья истины, любви!
За круг семьи, глаза коллег,

За льющийся потоком свет…
За миг небесной красоты:
С березок сыплются листы…
Здесь все желанья и мечты
Растут, как райские цветы.

В трудах, в молитвах —
Посмотри! — здесь зреют
Сладкие плоды.
И слезы сыплются дождем
Со звоном колокольным в нем.

Тепло объятий, смех детей,
Шаги отцов и матерей.
Улыбок драгоценных клад.
И мудрость слов: сестра и брат…

 

педагоги исполняют песню

Беседовала Мария Котова

Фотографии Максима Черноголова

 

08.12.2023

Просмотров: 1061
Рейтинг: 4.9
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать