Людмила
8 месяцев назадСколько мудрых советов, особенно для мам, как молиться за своих детей, на спасение души,
Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского Свято-Успенского монастыря, ответил на актуальные вопросы, волнующие православных христиан, о вере, воспитании и возможности жить по Евангелию в современном мире.
— Ваше Высокопреосвященство, Вы пришли к вере в 70-е годы, когда гонения на Русскую Православную Церковь продолжались. Расскажите, пожалуйста, через что Вам пришлось пройти в то время, что переживала тогда Церковь?
— Лично я считаю, что мой приход к вере, в Церковь произошел благодаря молитвам моих предков, прежде всего бабушек и дедушек. В те времена, конечно, всё замалчивалось, но позже я узнал, что бабушка по материнской линии погибла в сталинских лагерях за веру, а дедушка сидел в тюрьме за веру.
В 1936 году проходила перепись, где нужно было ответить на вопрос, верующий человек или не верующий. Мой отец рассказывал, как по дороге из школы его встретили переписчики и задали этот вопрос. В ответ папа схитрил: «Я как родители». А его родители, мои бабушка с дедушкой, записались верующими. Конечно, их притесняли, и только чудом они не попали в сталинские лагеря.
Видимо, их молитва и подвиг способствовали тому, что Господь меня хранил и вел особыми путями. Я сам сейчас удивляюсь, как, живя в советском обществе, сознательно пришел к вере. Произошло это, когда я учился в техникуме, и особенно на меня подействовал один трагичный случай.
— Учился я в Витебске, родители жили возле Полоцка. Все рейсовые автобусы были переполнены, и мы еще с несколькими студентами решили ехать на такси, уж очень хотелось попасть на выходные домой. В дороге произошла серьезная авария, по всем человеческим расчетам нас ждала верная смерть. Но все остались целы: кому-то ребра поломало, кому-то руки, ноги, а у меня только шишка на голове. Милиционеры удивленно констатировали: «Да Вы в рубашке родились». Конечно, были и другие факторы в жизни, которые свидетельствовали о том, что Бог есть и вера наших отцов не ошибочна. Но после того случая я задумался об этом уже всерьез.
Нужно сказать, что духовной литературы тогда не было. Но на мое счастье, когда в Полоцке еще был открыт женский монастырь, мой дедушка помогал монахиням распахивать землю на своей лошади. Родители были знакомы с некоторыми монахинями, которые после закрытия обители в 1960-е годы остались в Полоцке. Они забрали с собой некоторые книги и давали мне их читать. Так я смог глубже изучить православную веру.
Вот так потихонечку пришло решение поступать в семинарию, а потом и в монастырь. Не обошлось без раздумий и смущений: стать священнослужителем в то время означало обречь себя на притеснения. Тогда ведь даже и мысли не было, что когда-то советская власть прекратит свое существование. Но, как мы знаем, всё сложилось иначе.
— Почему, как Вы считаете, когда сегодня для духовного развития всё доступно, у нас нет того горения духа, которое было у верующих в то же советское время? Как будто в этом изобилии мы, по словам Евангелия, становимся теплохладными.
— Сужу по себе: у меня, слава Богу, библиотека немаленькая, но то времени нет, то желания, то сил… Сокрушаюсь, вспоминая то время, когда было другое положение дел. Помню, как в семинарии я, как говорится, находился на седьмом небе от счастья от количества книг на разные темы, буквально засиживался в читальном зале.
Сейчас, когда всё есть, теплохладность, к сожалению, действительно становится характерным состоянием христиан нашего времени. Не скажу, что всех. К счастью, есть люди, сохраняющие горячность и веру.
— А что в современной церковной жизни Вас волнует больше всего? О чем, что называется, «болит сердце»?
— Вы знаете, если рассуждать по-человечески, то за всё болит сердце. Я бы даже сказал, что можно и нужно отчаяться. Потому как, пожалуй, ни в какие века не было и мысли о смене пола. Это уже верх нечестия — содомские грехи, за которые ожидает страшное наказание не только на земле, но и в Вечности…
Но мы не должны забывать, что Глава нашей Церкви — Христос. Он же и Хозяин Вселенной.
Мне вспоминается исторический момент, когда Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий, впоследствии ставший патриархом, накануне Великой Отечественной войны в узком кругу говорил, что Церковь доживает последние дни. А ведь он как никто другой знал реальное состояние дел… Здесь нужно отметить, что, невзирая на профессиональную пропаганду безбожников, жестокие гонения на верующих — тысячи и тысячи заключенных в тюрьмах за веру, во время переписи две трети крестьян и одна треть рабочего класса записались верующими. Видимо, поэтому с 1937 по 1942 гг. была объявлена безбожная пятилетка и поставлена задача уничтожить всех, кто не боится свидетельствовать о вере, в первую очередь священнослужителей. То есть сложилась такая обстановка, что казалось, действительно всех верующих уничтожат. Но грянула война, великие испытания постигли наш народ. Было уже не до борьбы с Церковью, и даже наоборот — храмы стали открываться. Вот как Господь всё повернул.
— Поэтому и в наше время всем верующим прежде всего нужно усердно молиться за себя и своих близких, за Церковь и Родину. Господь слышит наши молитвы. В этом отношении меня поразили слова преподобного Паисия Афонского, который говорил, что «Бог хотя и всемогущ, но очень деликатен. Не просите Его — не помогает».
Господь может всё изменить в лучшую сторону, но Его нужно просить об этом. Просить каждому верующему человеку. Не потому, что мы достойны, а потому, что Господь любит нас.
— Одна из животрепещущих проблем современного христианина — это противостояние миру. Потребление, комфорт, принцип личного успеха — во всем этом живем мы и наши дети, в том числе и в церковных семьях. Как можно противостоять духу нынешнего времени, на что необходимо направить свои усилия?
— Да, действительно, сейчас соблазны работают профессионально. А души детей, в том числе и из христианских семей, еще совсем неопытные. Но я вновь приведу исторический пример. Когда во время Великой Отечественной войны дети уходили на фронт, их матери брали на себя особый подвиг — усердно молились, на коленях, со слезами, после трудового дня, просили Божию Матерь и святых уберечь своих детей. Немало родителей брали на себя подвиг строгого поста: в среду и пятницу вообще ничего не вкушали. Я даже лично знаю священника, чей отец до конца своих дней придерживался такого подвига. Знаю еще один случай, когда уже после возвращения детей с фронта их мама продолжала держать строгий пост. «Мама, мы же вернулись, чего ты себя изнуряешь?» — «Пощусь, потому что хочу поблагодарить Бога, что вы вернулись живыми». Вот ярчайший пример, как всем смертям назло совершались чудеса по молитвам матерей.
— Современным родителям можно брать пример с тех подвижников и возлагать на себя какой-то посильный подвиг. Конечно, не каждому под силу ничего не вкушать в среду и пятницу, но можно поститься по церковному уставу, без рыбы и масла. Или брать другой посильный подвиг. Преподобный Паисий Святогорец одному отцу советовал бросить курить ради своих детей.
Если родителям дорого спасение и вечная жизнь их детей, нужно возлагать на себя посильный подвиг. Ведь все родители — это сотрудники, соработники у Бога. На них лежит великая ответственность. Поэтому нужно себя понуждать к трудам ради своих детей.
— Но как быть, если ты сам с собой борешься и многое не получается, а тут еще и такая ответственность за детей?
— Когда у нас всё хорошо, мы расслабляемся. Даже забываем Бога поблагодарить. А когда приходит беда, сразу же вспоминаем о Боге: «Господи, помоги!» Получается, и ответственность, и испытания попускаются нам, чтобы мы обращались к Господу. Как в Евангелии говорится: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7: 7). Это духовный закон.
— Владыка, Вы долгое время возглавляли сферу духовного образования в Беларуси. Скажите, пожалуйста, каким оно должно быть, чтобы из семинарии и академии выходили настоящие, горящие священники? Где найти этот баланс между знаниями и живой верой?
— Когда мы учились в Московской семинарии и академии, бытовала такая фраза: «И академию закончил, и веру сохранил». К слову, это дореволюционная фраза. До революции действовало около 40 семинарий и только единицы студентов поступали в академию. Причем при поступлении сочинения писали на иностранном языке — настолько был высокий уровень интеллектуальной подготовки. Но, как писал апостол Павел, «знание надмевает». К сожалению, «вирус безверия» и некое надмение начинали захватывать людей. Игумен Никон (Воробьев) в свое время говорил, что из семинарии выходили самые ядовитые безбожники… То есть люди теряли веру.
— Именно поэтому, когда после Великой Отечественной войны духовное образование начало возрождаться, большое внимание стало уделяться жизни по заповедям. По этой традиции действует семинария и сегодня: молодые люди постигают азы Православия, соблюдают пост, посещают богослужения, участвуют в таинствах, учатся молитве. Прежде чем кого-либо учить, они должны сами постичь христианскую православную жизнь.
Как это у нас получается, один только Бог знает. Ведь каждый человек — тайна. Классический пример — предатель Иуда. Рядом со Христом, величайшим Педагогом, Богом Всеведущим, случилось такое падение. Поэтому сказать, что гарантированно все выходят верующими, с горящими сердцами, конечно, невозможно, но на это направлены все наши усилия.
— А каким, на Ваш взгляд, в целом должен быть священник в XXI веке, чтобы наши храмы наполнялись не только количественно, но и качественно?
— Вспоминаются слова святителя Тихона Задонского о том, что священник должен быть не столбом, который указывает, куда идти, а пастырем, который должен идти впереди своего духовного стада. Вот почему, как я уже говорил, в семинарии в первую очередь молодой человек должен научиться жить по-христиански: чтобы потом он мог на личном примере показать, как нужно поступать. Во главе угла должна стоять христианская жизнь.
Мне вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова), которые он произнес в ответ на ропот о нерадивости монахов: «А что вы хотите? Монахи выходят из общества, в котором мы сейчас живем. Они не могут быть другими. Это же не ангелы, которые спускаются с Небес». Так и священники. Они не могут быть «не от мира сего».
Даже больше скажу: если бы Господь устроил, что вместо священников сейчас служили бы ангелы, то наверняка в Церкви не осталось бы ни одного человека: одних отлучили бы, других — запретили, третьи сами бы ушли… А священники немощные, поэтому выслушает батюшка человека на исповеди, вспомнит свои погрешности и вместо «запрещаю» скажет «прощаю и разрешаю». Это ведь тоже Промысл Божий.
За всё нужно благодарить Господа и, конечно, молиться: священникам — чтобы Господь их укреплял и сохранял от соблазнов, и нам молиться за священнослужителей, чтобы Господь им помогал.
— А как Вы считаете, должна ли Церковь и ее священнослужители учить прихожан быть патриотами своего Отечества? И что вообще это означает — быть патриотом?
— Для меня это немного странный вопрос. Любой искренний, истинный христианин, старающийся исполнять евангельские заповеди, будет патриотом и будет любить свое Отечество. Одно из другого вытекает. Об этом точно сказал святитель Филарет Московский: «Чтобы стать гражданином Небесного Отечества, нужно быть достойным гражданином земного Отечества».
Христиане во все века были образцом доброты, внимания, ответственного отношения на работе, не презирали падшего и заблудившегося, но с любовью к нему относились. Нам заповедуется любить врагов! А не любить Отечество… Это как? Немыслимо…
Особенность нашего времени — это суета, забота о земном. Наши предки, напротив, жили очень просто: много трудились, растили детей. А сейчас человек постоянно суетится, заботится о многом, а помолиться или почитать Евангелие времени нет. Поэтому неудивительно, что люди, которые даже заявляют себя христианами, не знают христианства. Это весьма печально, прискорбно, но это показывает, насколько сильно влияние темных сил на христиан.
Поэтому мы должны молиться и стараться жить по заповедям. И дай Бог, чтобы мы своей жизнью показывали образец истинного православного христианина. Это в высшей степени важно.
— Здесь уместно вспомнить слова отца Иоанна (Крестьянкина), великого подвижника XXI века, исповедника и страдальца за веру. В девяностые годы, во время развала Союза, когда масса высокооплачиваемых, высококвалифицированных проповедников приехала в Советский Союз, к отцу Иоанну пришел молодой горячий священник, искренне переживающий за страну, за Церковь, и сказал: «Батюшка, такая беда! Всё рушится… Что будет?» На что старец ему ответил: «Ты свое послушание выполняй с усердием, а за Бога не беспокойся, Он свое выполнит».
Вот так и надо жить: каждому на своем месте стараться трудиться и поступать по совести. Обращаться к Богу, просить Его помощи, бороться с самым страшным врагом внутри себя — с нашими страстями, за которыми стоят демоны. А Господь свое сделает.
Святая Русь — это люди, живущие или старающиеся жить свято, по заповедям Божиим. Святой человек — это тот, кто исповедуется, причащается, читает Евангелие, посещает богослужения и старается жить, как заповедал Христос. Вот это член Святой Руси и нашей Православной Церкви. Насколько мы — и русские, и белорусы, и украинцы — будем стараться жить по заповедям Божиим, настолько будем членами Святой Церкви и Святой Руси. А если будем жить только в свое удовольствие, будем привлекать на себя гнев Божий. Господь дал нам всё, чтобы мы были счастливы не только в Вечности, но и на Земле. Но для этого нужно потрудиться.
Беседовала Мария Котова
Фотографии из интернета
Смотрите также: Вызовы современности. Церковь и государство. Нужна ли автокефалия? Архиепископ Гурий>>
14.12.2023