X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«На рамо восприи́м, ко Отцу принесет» (часть 2)

Господь Пастырь Добрый

О Богородичных догматиках

Каждый воскресный день мы вспоминаем Рождество Христово. Ведь без Рождества не было бы и Воскресения! Это мы слышим в догматиках, особых Богородичных песнопениях, исполняемых в первой половине вечерней службы.

Глас 3

Богородичен догматик:

Ка́ко не диви́мся / Богому́жному Рождеству́ Твоему́, Пречестна́я, / искуше́ния бо му́жескаго не прие́мши, Всенепоро́чная, / родила́ бо еси́ без отца́ Сы́на пло́тию, / пре́жде век от Отца́ рожде́ннаго без ма́тере, / ника́коже претерпе́вшаго измене́ния, или́ смеше́ния, или́ разделе́ния, / но обою́ существу́ сво́йство це́ло сохра́ншаго. / Те́мже, Ма́ти Де́во Влады́чице, / Того́ моли́ спасти́ся душа́м, / правосла́вно Богоро́дицу испове́дающих Тя.

«Как нам не дивиться рождению от Тебя, Достойной высшей чести, Богочеловека?..» Слово «Богомужный» звучит как будто достаточно возвышенно, в том смысле, что якобы Бог стал небесным «Мужем» для Божией Матери. Однако нигде в православном богослужении, даже на праздник Благовещения, Бог не называется «Мужем» Богоматери. И отнюдь не потому, что брак как телесное соединение мужчины и женщины имеет какую-либо нечистоту в глазах Божиих. Напротив, брак — одно из таинств Церкви, наряду с таинствами Священства или Крещения. Брак — сотворчество Богу в деле созидания человечества, умножения людского рода, а еще и в создании «малых церквей», где славится имя Господне.

 

семья в храме

Но при рождении Богочеловека происходит принципиально иное, не «Бог становится Мужем», а «Бог вселяется в человеческую природу», становится частью человечества, обретает плоть. Поэтому «Богомужное Рождество» нужно понимать как «Богочеловеческое Рождество», а не иначе.

«Ибо общения с мужем (брака) не испытав, Всечистая, Ты родила без отца (земного) Сына во плоти…» Опять же, слово «искушение» требует нашего особого внимания. В современном языке у него остался только негативный смысл, однако в древности и сейчас в монастырях, например, словом «искус» обозначают «ответственное испытание», «длительную проверку чьих-либо качеств». Вот и здесь выражение «искушение мужеское» полностью лишено отрицательного смысла и обозначает лишь «общение, опыт брака». Без брачных отношений, без участия «отца земного» рождается Сын Божий, Богочеловек. Это учение Церкви о Небесном Отцовстве Сына Божьего является принципиальным и разбивает все лжеучения еретиков, для которых божество и человечество Господа Иисуса Христа представлялось в ложном, искаженном свете.

«Прежде веков от Отца (небесного) рожденного без матери (земной)…» Прежде чем понять природу Боговоплощения на земле, необходимо четко понимать, Кто воплощается, каковы основные свойства Сына Божьего. Поэтому и констатируется, что Он был рожден прежде создания мира, прежде всего временного, то есть в вечности, вечно. Сын Божий вечно рождается, и это Его важнейшее свойство, ведь Он и есть Бог, равный Богу Отцу и Богу Духу Святому в Их Триединстве. Если бы Сын Божий был рожден на небесах не «прежде веков», а в определенный момент времени, то Его божество не было бы уже совершенным, было бы не вечным. И еще важно понимать, что матери при этом рождении не было, и опять же не потому, что современное появление детей на свет является чем-то несовершенным и «недостойным» некоего подобия на небесах. Просто рождение Сына Божьего в вечности — это нечто принципиально иное. Это божественная тайна, сокрытая в недрах Божества, и ее ни с чем земным невозможно сравнить.

 

икона Святая Троица

«Ни в чем не испытавшего при этом изменения, или смешения, или разделения, но свойства каждого естества в целости сохранившего…» Изменения, или перемешивания, или разделения чего? И о каких естествах идет речь? Мы уже понимаем, что главная тема нашего догматика — как, каким образом божество Господа Иисуса Христа соединилось с человечеством, с человеческой природой. Понятия «естество» и «природа» у нас в Православии считаются синонимами. Итак, Божественная природа Господа соединяется с человеческой. Но как? Что происходит с той и другой? Что-нибудь изменяется, страдает, уменьшается, божество, например, или же, наоборот, человеческая природа при этом теряет совершенство, меняется, «побеждается» божеством? Нет. Православие учит, что та и другая природы Спасителя нисколько не изменяются, не перемешиваются, не образуется нечто новое, «среднее», и в то же время они не разделены, то есть не находятся на расстоянии, что может стать препятствием ко спасению человека. Суть Боговоплощения в том, что и Божественная, и человеческая природы в Господе при сошествии в человеческий мир остались совершенно не поврежденными. Они соединились. Божество пришло на помощь человечеству, взяло его «за руку», чтобы вывести к свету, из царства тьмы в царство Света.

 

икона Воскресения Христова

«Поэтому, Матерь-Дева, Владычица, моли Его о спасении душ, православно (истинно) Богородицею исповедующих (прославляющих) Тебя!» Кажется, не велика заслуга человека, пусть даже избранного, пусть даже лучшего из людей, по сравнению с величием и промыслом Самого Бога. Может быть, в абстрактном, вселенском масштабе оно и так. Но мы с вами живем не в абстрактном и не во вселенском масштабах бытия, а в измерении реальном, измерении человеческих и Бого-человеческих отношений. И в этой системе роль Матери, дающей жизнь Сыну, становящейся для Него ближайшим существом, давшим Ему Свою плоть, не может не учитываться Богом «во вселенском масштабе». И на Небесах Владычица имеет особую власть ходатайствовать за нас, грешных людей, одного с Ней племени. Она может сказать Сыну «помоги» — и Он поможет, «прости» — и Он простит. Это одно из оснований православного исповедания веры — Источник Любви не может не прислушиваться к голосу Той, Которая подарила Ему земную жизнь.

Глас 4

Богородичен догматик:

И́же Тебе́ ра́ди богооте́ц проро́к Дави́д / пе́сненно о Тебе́ провозгласи́, / вели́чия Тебе́ Сотво́ршему, / предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́, / Тя бо Ма́терь, Хода́таицу Живота́ показа́, / без отца́ из Тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бог, / да Свой па́ки обнови́т о́браз, истле́вший страстьми́, / и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́, / на ра́мо восприи́м, ко Отцу́ принесе́т / и Своему́ хоте́нию / с Небе́сными совокупи́т Си́лами, / и спасе́т, Богоро́дице, мiр / Христо́с, име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость.

«Ставший благодаря Тебе (Матери Божьей) предком Божиим, пророк Давид в песнях о Тебе провозгласил Сотворившему Тебе величие…» Новый догматик полон ярких образов. Первый из них — пророк Давид. Личность противоречивая и очень уязвимая для тех, кто желает критиковать героев Библии, не разобравшись в деле до конца.

 

пророк Давид

Он жил за тысячу лет до Христа, был храбрым воином и царем, жестоко воевал с языческими народами, проливая много крови и наводя ужас на противников Израиля. На пике славы, получив безраздельную власть, впал в грех прелюбодеяния, послав на верную гибель одного отважного воина и женившись на его жене. Это были его отрицательные деяния. А положительные — беспредельная вера и любовь к Богу, о которой мы знаем через его непревзойденный поэтический дар. После падения — глубочайшее раскаяние и перемена образа жизни, урок всем кающимся грешникам. Бог дал Давиду пророческий дар, и он предсказывал не только о Христе, но и о Его Пречистой Матери за десять веков до их рождения!

«…"Предстала Царица по правую руку от Тебя". Ибо Матерью и Носительницей Жизни показал изволивший из Тебя без (земного) отца воплотиться Бог…» Цитатой из Давидова псалма (Пс. 44: 10) автор догматика, преподобный Иоанн Дамаскин, возводит почитание Божией Матери на должную высоту, не пытаясь, однако, сравнить почитание лучшей из рода человечества с Самим Богом. Можно ли недооценивать участие Пресвятой Богородицы в деле спасения людей, если слово о Ней влагается в уста пророка?

Многие еретики прошлого и нынешнего века старались и стараются, возвеличивая и прославляя личность Сына Божьего, принизить и даже вовсе нивелировать значение Его Матери, как будто из зависти, что «обычный человек», как Ее называют, такой же как все, НЕ Бог, приобретает величайшую славу и на земле, и на небе! Но разве Херувимы и Серафимы, окружающие и «носящие» Бога на небесах, не достойны нашего восторженного внимания и молитвенного обращения к ним как к Ангелам, хотя они тоже сотворены, тварны, а не вечны? А собственно, чем отличается призвание Божией Матери на земле, от Херувимов и Серафимов на небе? Ничем. Она тоже держала Господа на руках, более того, выносила и родила Его! Почему мы и называем Пресвятую Богородицу «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения (несравнимо) Серафим».

 

Владимирская икона Божией Матери

«Чтоб снова обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, и, найдя заблудившуюся в горах овцу, взяв на плечи, ко Отцу принести…» Образ Божий есть в каждом человеке по природе человеческой. Трудно поверить, но он есть в каждом опустившемся, или беспощадном, или безнравственном человеке. Это учение открывает путь покаяния для всех без исключения, на какой бы ступени ада в своей душе ни стоял человек. Страсти губят, подвергают «истлению» этот образ, но ничто не может победить мотив создания человека Богом — любовь. Из-за любви Бог создал человека, из-за любви Он приходит на землю, чтобы спасти человека через «обновление» Своего образа в нем. Обновленный образ в душе человека становится Богом внутри кающегося грешника, и этим, через изменение жизни, Причастие Бога снова и снова открывает путь в рай. Чем чище этот образ, чем глубже и искреннее покаяние, тем легче путь, и уже не человек, а Сам Бог «берет его на плечи и несет ко Отцу».

 

пастырь добрый

«И по Своей воле соединить с Небесными Силами и спасти, Богородица, мир, — Христос, имеющий великую и богатую милость!» Такова воля Божия, чтобы человек, такой несовершенный, такой грешный, по своей слепоте и непониманию замысла своего Творца во многом уподобившийся животным, никогда, однако, не теряя образ Божий в себе, вдруг соединился с Ангелами, с Небесными Силами! То есть мы на небесах должны стать рядом: Ангел и человек. По церковному Преданию, треть Ангелов увлек за собой сатана вслед своего гордого и безвозвратного падения. Погас свет в них, не было в них изначально образа Божьего. Только о человеке сказано: …сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1: 26). И теперь только от людей зависит восполнение отпавшего от Бога числа верных Ему существ. Кажется невероятным! Какое сравнение человека с Ангелом? Но, пожалуй, это «непонимание» дано нам для смирения, чтобы мы не возгордились, как те, что были выше всех, а стали ниже всех…

Продолжение следует…

«Ибо Той победит враги» (часть 1)>>

 

22.12.2023

Просмотров: 264
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать