«Господь каждого человека утешает с запасом»
Несмотря на тотальную занятость выставочного отдела на фестивале «Радость», руководитель монтажного подразделения Дмитрий Поляченок нашел время поделиться своей историей для рубрики «Служение. Мастерские». «Шестнадцать лет пролетели как один миг!..» — сам удивляется Дмитрий и рассказывает, как монастырь полностью изменил его путь и взгляды на жизнь.
Выбор
— Трудиться в монастырь я пришел по Божьему веленью, иначе не скажешь, — убежден Дмитрий. — После окончания института у меня было всё: свое дело, хорошая прибыль, семья. Но внутри чего-то не хватало, я обращался к Богу и просил помочь найти другую работу. Видимо, хотелось заниматься чем-то действительно важным и интересным.
На тот момент я около полугода работал за рубежом, а затем полгода находился дома, когда практически ничего не делал, ничем полезным для души не занимался. Да и, в принципе, намерения что-то делать для души еще не было. Вот в такой период «отдыха» мой приятель предложил приехать в Могилев на медовую выставку, посмотреть, что это за дело, и самому как-то поучаствовать.
В храм я тогда уже ходил, но близко с монахами не общался и не представлял, что это за жизнь. Тогда на фестивале в Могилеве я увидел монашествующих сестер нашего монастыря и понял, что они такие же обычные люди, с вполне современными рассуждениями.
— Про монастырь я ничего не знал. Даже и подумать не мог, что в столице нашей страны может действовать такой современный монастырь. У меня было представление, что монах обязательно должен сидеть взаперти в своей келье и непрестанно молиться. Это теперь я понимаю, что в нашем мире очень важно видеть пример таких людей, которые показывают, как в обычной жизни можно жить с Богом.
Именно то впечатление плюс нежелание супруги, чтобы я так надолго уезжал из дома, привели к тому, что я поехал в монастырь устраиваться в выставочный отдел.
Потрудился я недолго, и меня снова позвали на выезд за рубеж. Пришло время делать выбор. Тогда вместе с матушкой Марией (Держанович) мы отправились к отцу Андрею Лемешонку, духовнику обители. Личного контакта с батюшкой на тот момент у меня не было: на службы я не ходил, на беседы тоже. Но батюшка простыми словами сказал, что нужно оставаться в обители. Внутренне я чувствовал, что это Господь меня направляет. Так шестнадцать лет назад начался мой трудовой путь в монастыре.
Заполнить пустоту
— В монастыре начинаешь иначе относиться к жизни. Раньше я жил от Нового года до Нового года. Потом стал жить от Пасхи к Рождеству. Сейчас — от поста до поста. Это уже совсем другое жизненное настроение.
Важной переменой стал момент, когда с подачи матушки Агапии я начал пономарить… Это была моя давняя мечта, но я всё как-то откладывал. Тогда матушка сама спросила у отца Андрея. Время шло, я был занят на работе, пока батюшка со свойственной ему прямотой не спросил: «Ну когда ты уже к нам?» Вот так всё и случилось, слава Богу!
«Когда человек делает всё для тела и ничего для души, внутри нарастает пустота. И пустоту эту удается заполнить только после того, как побудешь на службе. Господь по своему милосердию немножечко тебе Любви отгружает, и ты смотришь на всё совершенно по-другому».
— Господь восполняет эту пустоту внутри. И силы откуда-то берутся, и радость для того, чтобы что-то дальше делать.
Другой подход к жизни
— За шестнадцать лет, конечно, во мне многое поменялось. Но, пожалуй, самое важное — это отношение к людям. В самом начале пути для меня выполнение рабочих задач стояло на первом месте. Я даже не обращал внимания, что люди где-то не поспали, не поели. Сейчас пришло понимание, что ценна не работа сама по себе, а то, как ты поведешь себя с людьми — никого не обидеть, подобрать задачи по возможностям и интересу, чтобы человек хотел приходить на свое послушание.
— Был такой переломный момент, когда начался коронавирус, а за ним кризис, и выставки свернулись. Тогда мы стали заниматься разного рода работой в монастырских мастерских. Казалось, тут бы загрустить, но на самом деле то время стало утешением: я увидел, как людям нужна помощь и как они ее ценят, как благодарят и радуются…
Мне кажется, в тот момент Господь открыл мне путь, по которому нужно в целом идти по жизни: помогать не только на работе, но везде, где только можешь. Видишь необходимость — идешь и помогаешь. И дело не в том, чтобы заслужить что-то у Бога или получить взамен, просто сам начинаешь этими моментами жить, ощущаешь потребность в собственном существовании. И это совершенно другой подход к жизни.
«Оглядываясь на свою жизнь, человек сможет вспомнить несколько ярких, по-настоящему хороших и радостных событий и моментов. А что дальше? Для себя я решил, что хорошее и заключается в помощи другим людям, в служении ближним».
Надежда
— Если бы меня сейчас попросили составить список, чего мне не хватает, я даже не знаю, что бы написал. Единственное, пожалуй, чего по-настоящему не хватает — это мира в душе. Жизнь проходит в бешеном темпе, постоянно накапливается множество задач, которые пытаешься решить. В итоге обычно всё заканчивается всплеском эмоций и гневом… И вот такое духовное состояние нужно лечить. Лично мне помогает богослужение, Господь утешает и покрывает благодатью, ты обновляешься, заполняешь пустоту и какое-то время живешь другим человеком.
Я в принципе пришел к пониманию, что вообще ничего не могу, если Господь не поможет. А ведь было время, когда надеялся на свои силы: видел реальный объем работы, примерно понимал трудозатраты и производительность каждого человека, планировал дела и внутренне успокаивался. Потом, как правило, случалось так, что объем работы намного превосходил человеческие ресурсы и силы. Вот и думаешь: как это всё успеть? И только каким-то чудесным образом всё решалось, по молитвам всего выставочного отдела и монастыря.
— Сейчас, конечно, вся надежда только на Бога. Просим помощи и у святых: перед каждым монтажом молимся Николаю Чудотворцу. Молитва позволяет успокоиться, собраться с мыслями. И, слава Богу, Господь всё управляет. У нас же работают не станки, а живые люди: все устают, бывает много поспешных решений. Но что бы ни случилось, ты знаешь, что тебе всегда есть к Кому обратиться, и святые всегда помогают. Именно в надежде на такую помощь я сейчас и тружусь.
Раньше у меня было всё иначе: на службы ходил не часто, иногда мои походы в храм ограничивались действием «поставить свечу». Насколько церковная жизнь была далека! Это я сейчас понимаю, как важно убирать грань между храмом и миром. Мы все знаем, какими можем быть хорошими и раскаянными в пределах храма, и какими не подготовленными к борьбе с миром и грехом, когда выходим за пределы церкви. И чтобы стереть эту границу, надо, как мне кажется, почаще окунаться в то состояние, которое Господь дает, когда находишься в молитве, в спокойствии.
«Господь каждого человека с запасом утешает, наверное, потому что знает, как легко мы можем повернуться как в одну, так и в другую сторону».
— Храм до сих пор для меня то место, где останавливается время: на душе становится спокойно, ничего не тревожит. Такая вот благодать: просто зайти в храм и побыть наедине с собой и Богом.
Я иногда думаю: что произошло бы со мной, если бы 2000 лет назад, когда Христос ходил по земле, я смог бы к Нему подойти, коснуться Его… Но ведь в Причастии как раз это и происходит: я не только прикасаюсь, но и соединяюсь с живым Христом. И все эти две тысячи лет стираются.
«С преподобным преподобен будеши…»
— Монастырь, конечно, сильно изменил мое отношение к миру, к людям. Помню, как раньше сложно было слушать проповеди отца Андрея. Мне казалось, он должен говорить о радости, об утешении, а батюшка начинает: «Мир лежит во зле…» «Господи, — думаю, — ну что же это такое? Я же пришел за утешением, а тут опять про зло…» Только сейчас я наконец осознал важность этих слов. Получается, как бы человек ни рассчитывал на Божию помощь, если не быть подготовленным ко встрече с врагом, он будет постоянно тебя искушать. И тебя, и другого человека, который тоже не умеет бороться с искушениями и контролировать эмоции.
«В общении с людьми важно это помнить: возможно, человек вовсе не виноват и в тысячу раз добрее тебя, просто враг его помрачил. Вот это понимание помогает не обижаться и прощать».
— В целом в любых отношениях и событиях надо с Божией помощью до конца потерпеть. Как только потерпел, Господь сразу утешает и дает понимание, как дальше правильно поступать. Но ты же не можешь родиться и сразу понять эти духовные законы, приходится учиться через свой собственный негативный опыт.
Вот поэтому мне важно трудиться в монастыре. Я слабый человек, а с преподобным преподобен будеши (Пс. 17: 26). Мне важно каждый день видеть, как люди действительно живут с Богом, как они духовно расцветают, как их Господь поддерживает. Если я этого не вижу, то сам потихоньку начинаю от этого отходить, забывать, что на самом деле в этой жизни главное.
Беседовала Мария Котова
Фотографии Максима Черноголова
26.12.2023