«Главный Божий завет — "Будь!"» (часть 2)
Мы продолжаем нашу беседу с архимандритом Саввой (Мажуко) и говорим о предназначении христианина, благодарности и Рождественском посте.
— Отец Савва, мы поговорили о том, что человеку важно осознавать, что он есть, и благодарить за это Господа. Но как ему понять, в чем его служение ближним, что ему нужно делать прямо сейчас?
— Древние греки полагали, что каждому элементу природы соответствует свое «естественное место», поэтому камень «старается» лежать на земле, а огонь взмывает в небо — там его естественное место. Я думаю, у человека тоже есть «естественное место», и его важно найти. Помогают ему в этом его желания и мечты. Думаю, сокровенные, настоящие желания — от Бога. Они указывают человеку, куда держать путь.
Знаете, как бывает: суетишься, тонешь в потоке сведений и образов, уже совсем не помня себя. В такую минуту я сам себе говорю: «Надо остановиться и осмотреться», — и иду спать. У меня есть товарищ по этому важному делу — кот Мартын. Он всегда готов меня поддержать.
Когда вы почувствовали, что сбились с жизненной тональности, утратили мелодию бытия, за которой надо идти, нужно остановиться и побыть какое-то время в тишине.
После того как я отключу все источники информации, посижу в тишине, помолчу, вдруг начинаю отчетливо «слышать», что я должен делать. Это не значит, что мне пришел список дел из патриархии. Я сам должен расслышать мою мелодию, кроме меня ее никто не услышит.
— Эту мелодию задает Бог?
— Не только. Это мелодия, которую я написал вместе с Богом. И в вечности я стою перед очами Божьими и слышу мелодию, которую мы написали с Ним вместе.
— Почему некоторые люди не слышат свою мелодию? И как ее услышать?
— Возможно, они не хотят ее услышать… Мало кто хочет менять свою жизнь, терять привычный комфорт. Вот у человека высшее образование, хорошая работа, ему страшно что-то менять, он думает: «А что скажут люди?» Он боится дискомфорта.
Комфорт на самом деле не так важен, как нам обычно кажется. Христианство дерзко включает в партитуру жизни боль. Боль дает нам возможность вернуть себе ощущение жизни. Иногда она воспитывает. Господь говорит: …сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12: 9). Неудовлетворенность скорее приведет человека к чему-то хорошему, чем ощущение комфорта.
Мой кот Мартын только и делает, что ест, спит. И иногда, чтобы его «разбудить», я выношу его погулять по морозу. Так и нас Господь «выносит». Вот мы пригрелись, вроде бы всё хорошо, а потом нам как дали по голове: с кем-то несправедливо поступили, кто-то потерял огромные деньги, работу или случились более серьезные вещи — внезапно умер муж или родился ребенок-инвалид… И в момент испытаний всё рассыпается.
— А как не «рассыпать» веру в такие моменты?
— Не знаю. Это проверка. Понимаете, мы как студенты, которые пришли на занятия и узнали, что сегодня внезапная контрольная. Ничего не остается, как писать. Студенты живут от сессии до сессии, а мы — от кризиса до кризиса.
Кризис в переводе с греческого значит "суд". И мы проходим суд, иногда лично, иногда целыми поколениями.
Вот пандемия — это был такой суд, и многие дрогнули. Следующим кризисом у нас в Беларуси был 2020 год. Сейчас кризис — Украина, Израиль, Палестина. И мы не знаем, какие будут следующие кризисы и как мы себя в них поведем.
Кризис — это полезно, потому что ты думаешь, что сильный человек, а когда что-то случается, «поджимаешь хвост». И в этот момент надо сказать: «Господи, спасибо, что показал мне меня самого». Это может быть надежной отправной точкой, чтобы построить веру на чем-то настоящем, а не соломенный домик, как у трех поросят.
— Какое для Вас самое главное слово в христианстве?
— Пожалуй, благодарность. Для христианина важные и дорогие слова — смирение, благодарность, призвание, спасение. Каждое из них самое важное. Но я назвал благодарность, потому что центральное таинство в христианстве — это Евхаристия, «благодарение». Христианин, который неспособен благодарить, — это абсурд. И мне кажется, самое доступное для всех духовное упражнение — это благодарность. Важно благодарить Господа за то, что тепло, что глазки видят, что ножки ходят, а людей, близких — за малейшую услугу, которую они оказали нам. Мне кажется, эта способность должна превратиться во что-то бессознательное, автоматическое, в навык, который работает помимо нас.
Потому что благодарность — это еще и молитва. Молитва, которая гарантированно дает ответ. Когда ты благодаришь, Господь тебе всегда отвечает.
Однажды я спросил одного мужчину на исповеди, молится ли он. Он ответил: «А зачем? У меня всё хорошо». Это ошибочное понимание молитвы. Апостол Павел говорит: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (1 Фес. 5: 16‒18). «Всегда радуйтесь», «непрестанно молитесь», «за всё благодарите» — это ряд синонимов. Непрестанно молиться — то же самое, что всегда благодарить и всегда радоваться. Благодарность — ключ к молитве.
— Апостол Павел призывает к радости. Часто слышу, что люди приходят в храм и не видят среди верующих людей радостных. Почему так?
— Мне кажется, апостол Павел тут имеет в виду не эмоциональное состояние. У него радость есть переживание себя живым. Я есть, и это радость. Вот у ребенка нет разделения на радость и бытие. Он есть, а значит он радуется, даже когда плачет. Для ребенка нормально бегать, носиться. Потому что для него быть — это радоваться. И благодарить. А у нас это всё рассыпалось, и мы не можем собрать эти ниточки в одно полотно.
Человек может быть грустным, он может плакать в церкви, у него может быть очень хмурое лицо, а бытийно он радуется.
Вот такую радость нужно искать, которую у нас никто не отнимет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8: 35). Если во мне есть что-то, что можно отнять, то зачем оно мне надо?
Вот мне говорят: «Я потерял веру». Если у тебя такая вера, которую ты можешь потерять, уж лучше бы тебе ее потерять как можно раньше, чтобы найти что-то настоящее.
Если ты христианин, ты уже с этим ничего не можешь поделать. Вера — уже часть тебя, это то, что вызревает изнутри. И даже если бы хотел, ты не смог бы эту веру потерять.
— Сейчас Рождественский пост, хочется прожить его осознанно. На что нужно направить фокус?
— Пост ради Господа, в центре должен быть Христос. А всё остальное — то, что из этого естественно вытекает. Мы всё время путаем причину и следствие. Говорим про еду, про то, что можно делать, что нельзя. Я считаю, что все эти разговоры унижают достоинство христианина и оскорбляют Бога.
Это же Рождественский пост — праздник Его первого пришествия. И моя мысль должна быть настроена на Христа.
А как именно ты будешь проживать время поста, решать тебе. Может быть, в этом году ты будешь внимательнее читать Писание или слушать церковную службу, может быть, посвятишь какое-то время благотворительности, потому что чувствуешь, что так нужно.
Тут опять же вопрос, как расслышать эту музыку, где я сейчас должен быть и что соответствует моему внутреннему духовному возрасту. Нужно исходить из своего внутреннего состояния и здравого смысла. И самое главное — не дергаться, не суетиться, не смотреть по сторонам. Нормальный честный вокалист понимает, что какую-то ноту он не возьмет, ее просто нет в его диапазоне, поэтому он будет петь то, что у него хорошо звучит, и не замахиваться на большее. Так же и в духовной жизни.
Надо помнить, что я — это я. У меня свой путь. Не надо мне себя выдавать за кого-то.
Поэтому дать какой-то универсальный совет здесь невозможно. Главное — помнить, что в центре всегда Христос, все свои мысли и чувства я должен направить к Нему.
— Мирской человек, у которого семья, дом, работа, во время поста хочет больше посвящать времени Богу, но из-за множества задач у него это не выходит. И он винит себя за то, что не выполнил то, что задумал. Как ему быть?
— У человека, который живет в миру, своя мера поста. Для него актуальность в том, чтобы растить детей.
Апостол Павел говорит, что женщина спасается чадородием, она поднимает детей, лучше женщины никто это сделать не может. Женщина должна какую-то часть своей жизни потрудиться как Марфа, таких моментов, когда она может сидеть у ног Иисуса, как Мария, — немного. Потому что ее работу за нее никто не сделает. Вот и хорошо, пусть она делает это всё — убирает, печет пироги, купает деток перед очами Божьими. Сейчас ее служение такое, позже оно поменяется. Не надо себя изводить, надо жить спокойно.
Самый главный Божий завет «будь» вы с благодарностью выполняете. А если вы дали жизнь другому человеку, это ставит вас в ряд самых непосредственных и верных сотрудников Господа. Когда человек дает новую жизнь — это священно и богоподобно.
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии из архива Свято-Елисаветинского монастыря
«Главный Божий завет — "Будь!"» (часть 1)>>
13.12.2023