X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Творчество — самый прямой путь к сердцу ребенка»

 учитель музыки педагог по вокалу

Выдающийся физик Альберт Эйнштейн не расставался со своей скрипкой, а в своих записях отмечал: «Я живу в музыке». Известный российский ученый, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская утверждает, что «музыке нужно учить всех».

В продолжение нашего знакомства со школой «Ихвис» мы заглянули в музыкальный класс, к Людмиле Владимировне Литошик, учителю музыки, педагогу по вокалу, руководителю музыкального ансамбля, и узнали, почему, по ее мнению, творчество — самый прямой путь к сердцу ребенка.

Новый путь и много шишек

— Я начала воцерковляться еще до рождения детей. Параллельно работала в театре, но было тяжело: идет Великий пост, а ты, раскрашенный, пляшешь на сцене, — делится Людмила Владимировна. — Душа металась, и я начала поиски другой работы. Но Господь милостиво поменял род деятельности — я ушла в декрет, причем в длительный: у нас родилось трое детей. Когда пришло время выходить на работу, узнала, что в школу «Ихвис» нужен педагог. Надо сказать, что именно муж вытолкал на собеседование: «Иди-иди».

В молодости я утверждала, что «никогда в жизни не буду заниматься с детьми», но Господь по капельке выводил на новый путь. К этому времени я уже длительное время руководила детско-юношеским хором при храме «Всех скорбящих Радость» в Минске. Опыт общения с ребятами в хоре, со своими детьми — всё это затем пригодилось в работе педагога.

Первые годы в школе набивала много шишек. Наверное, после 20 лет работы сможешь сказать, что что-то умеешь, но сейчас я постоянно учусь. Тем более поколение меняется. Пришел новый первый класс, и дети совсем другие. К сожалению, из-за гаджетов им не хватает собранности, и это при том, что я веду творческий предмет.

Гаджеты и мотивация детей

— Если бы я не была верующей, то, наверное, сошла бы с ума в современном мире вседозволенности от всех проблем, с которыми сталкиваешься по мере взросления детей.

Гаджеты увлекают детей настолько, что они теряют мотивацию к любому другому занятию. Вот ребенок развивался, чем-то интересовался, и вдруг получает легкий «наркотик» — ему ничего не нужно делать, игра сама подбрасывает захватывающие задания, всё такое яркое, сиди, на кнопочки нажимай. Другие занятия вдруг становятся пресными — настолько они однообразные, не такие яркие. А ежедневный труд, рутина — это единственно возможный путь к результату.

Через своих детей, через путь своих переживаний Господь помог увидеть и других детей иначе. Они тоже стали своими. Дети учат больше чувствовать и отдавать, потому что искренне хочется научить их выбирать хорошее. В этом смысле творчество, пожалуй, самый прямой и быстрый путь к сердцу ребенка.

Напряжение, успех, радость

— Сейчас, проработав семь лет в школе «Ихвис», я понимаю, что не смогла бы работать в общеобразовательной школе, потому что здесь мы можем говорить детям о Боге. От избытка сердца глаголют уста (Лк. 6: 45).

Воспитание детей, особенно начальной школы, — огромная духовная и нравственная ответственность. В этот период они как пластилин в руках учителей. Как важно заложить им понятия добра, красоты, целомудрия!

Ты смотришь в их глаза и понимаешь, что не можешь сказать что-то пустое. И даже творческий и жизненный путь композиторов стараешься осмыслить через призму веры. Например, Бетховен: как сложилась его жизнь, как он нес крест болезни… И как мудро Господь через эти страдания не дал ему возгордиться при его гениальности. Если бы он был здоровый, успешный, вероятнее всего, в его музыке мы не услышали бы той глубины, выстраданности, его борьбы и предания себя в руки Божии.

— А что сегодня предлагается детям? Вот возьмем Новый год. Детей же только развлекают: аниматоры, дискотеки… Своих детей в начальной школе на такие мероприятия я не пускала, потому что таким образом ребенка втягивают в индустрию развлечений. Не ты сам творишь, не ты сам потрудился и кого-то порадовал, а только развлечение. Для меня этот вопрос первостепенный.

К сожалению, современное поколение не научено трудиться. Известный педагог Константин Ушинский в свое время вывел такую формулу: «Напряжение, успех и радость». То есть надо сначала потрудиться, напрячься, потом получить успех и испытать радость. А сейчас хотят напряжение вычеркнуть, оставив только успех и радость…

Особенная школа

— В этом смысле школа «Ихвис» — действительно особенное место. Здесь крепкий костяк педагогов, небезразличных в стремлении воспитывать детей на прекрасном, вечном, а не идти в ногу со временем. За это время у нас сложилась хорошая творческая команда: театральный педагог, хореограф, педагог-организатор, учитель по изобразительному искусству — все они горят идеей духовно-патриотического воспитания.

За семь лет мы сделали уже столько спектаклей и концертов, но всё время находится что-то новое, мы постоянно собираем новый музыкальный материал. У меня есть внутренняя уверенность, что ты как педагог должен из всего многообразия произведений выбирать всё самое красивое — то, что глубоко наполнено смыслом. И дети настолько откликаются! Помню, на одном из концертов второй и третий класс пели песню «Под небом голубым есть город золотой…» Знаете, они с таким восторгом восприняли эту песню, хотя, казалось бы, совсем еще юные.

— Или, например, песня «За тихой рекою в березовой роще…» группы «Калина красная» — это же песня в фольклорном стиле, которую пели взрослые люди. Но в исполнении детей она зазвучала по-новому. Тем более, что ее исполнили на концерте, посвященном празднику Покрова. Для меня этот праздник особый, ведь в нем сочетаются сразу три важных акцента: Богородица-Мама, родная мама и мать-земля, наша Родина. И через музыку, через слово, через участие в общем концерте эти понятия входят в сердце ребенка.

Когда дети растут на таком репертуаре, на стихах и песнях, в которых такая простота, чистота, искренность, у них вырабатывается умение чувствовать красоту. Вот недавно стали подбирать музыкальное произведение уже взрослому мальчишке. «Какие у тебя идеи, пожелания?» — спрашиваю. «А вот "Родина" Трофима, я всё время ее пою». Когда душа — христианка, когда в семье во главе — Бог и есть фундамент веры, дети всем сердцем откликаются на такой музыкальный материал. Это всё складывается в душевную копилочку детей.

— В наши концертные программы мы стараемся привлечь и родителей, особенно на праздник 9 Мая. Хочется, чтобы это был семейный праздник, чтобы эти песни знали и любили. Ведь одно дело — сидеть в зале, а другое — вместе с детьми участвовать и самому петь. Один папа после выступления именно это и подчеркнул: «Как же я был рад участвовать в таком патриотическом концерте! Я не думал, что в школе сейчас такое возможно».

С нашей концертной программой, созданной к 9 Мая, мы с ребятами ездили в Пинск и Барановичи. Правда, не обошлось без соблазнов и искушений. В одной школе директор не пустил в зал школьников… Мы приехали по договоренности, четыре часа в дороге, готовились, репетировали, а в зале сидели буквально 30 человек. Вместе с нами ездила наша завуч, она сама родом из Пинска, так переживала за нас, что тут же обзвонила своих коллег, и мы выступили в другой школе, где ребят аплодисментами встретил полный зал.

— Наш педагог-организатор написала серьезный, глубокий сценарий с цитатами архимандрита Кирилла (Павлова), митрополита Филарета (Вахромеева), псково-печерского старца Алипия. И представьте, когда выходят старшие школьники, красивые мальчишки и девчонки, и проникновенно рассказывают о Великой Отечественной войне, о любви к Родине, о вере… Это такой хороший пример для остальных школьников. Плюс видеоряд, стихи, песни. Мне кажется, так или иначе это оставляет след в сердцах детей.

«Главное — не оставаться равнодушным»

— Работа в школе — это служение, иногда тяжелое. От учителя нужны и сила, и мудрость, и любовь. Духовный стержень педагога — основа всего. Конечно, всего этого не хватает, поэтому обращаешься к Богу. Иногда кажется, что занимаешь чье-то место… Но однажды я услышала такую фразу: «С креста не сходят, с креста снимают». Я верю, что Господь поставил каждого там, где он должен быть.

С другой стороны, это очень благодарная работа. Не всегда сразу, но ты чувствуешь обмен позитивной энергией: если ты ее отдаешь, она к тебе возвращается.

Педагоги делают многое, чтобы школа «Ихвис» стала для ребят домом дружбы и любви. По крайней мере, мы пытаемся. Я всегда стремилась, чтобы мои дети объединялись возле церкви. А здесь школа и храм — единое целое. Школа «Ихвис» — это продолжение монастыря, вот что самое ценное.

— Душа болит за наших детей, но пока вера жива, есть надежда. У меня и хор так начинался: я всё время думала, как сделать, чтобы мои дети воцерковлялись. А что это значит? Чтобы они чувствовали, что храм — самое надежное место на земле, куда ты можешь прийти в любой момент, встретить добрых людей, помолиться.

Когда человек в храме, поет на литургии, он приобщается к этой святости, невидимо соприкасается с ней душой. И детские души напитываются благодатью. Вот почему я всегда говорю родителям: «Наши церковные мероприятия должны быть превыше всего». Музыкальные школы, тренировки, кружки могут подождать, а вот воскресный день необходимо посвятить Богу.

Я вижу это по своему старшему сыну, по другим ребятам, которые выросли в нашем хоре, у некоторых уже свои дети. Если изначально они приходили в храм, потому что там были друзья, то сейчас приходят ради литургии. Они чувствуют красоту богослужения.

Я всегда повторяю родителям, что если до 12 лет ты упустил ребенка, то потом его за ручку в храм уже не приведешь. Вот почему так важно, чтобы дети становились соучастниками церковной, приходской жизни. После литургии мне всегда хотелось агапы: как это так, литургия закончилась, и мы разойдемся… Хочется разделить ощущение радости Причастия, что мы с Богом. Для меня это всегда было важно.

Если хотя бы раз в месяц кто-то из родителей организует совместный досуг для детей — это уже будет большой вклад. Я понимаю, что не у всех есть кипучая энергия, но раз в год можно… 12 месяцев, 12 мероприятий, всего 12 родителей. Просто предложить: «Кто хочет сходить в музей, пойдемте с нами». Или найти какой-то хороший спектакль, или устроить футбольный матч, велосипедный пробег, съездить в паломничество на каникулах… Чтобы дети ходили не только на современные фильмы, но и в театр, на хорошие спектакли, концерты, выставки. Любой коллектив слепливается только совместными трудами, когда в свободном формате дети контактируют, радуют друг друга. Это моя боль и переживания: как важно быть небезразличными, как важно желание родителей участвовать в жизни ребенка.

Вот так мы и плывем. Иногда кажется, что делаешь всё неправильно, непоследовательно, унываешь частенько, сверхэмоционально воспринимаешь. Но, с другой стороны, главное — не оставаться равнодушным. Лишь бы не остановиться и не замереть: «Ай, всё нормально».

Тяжело нести себя, но приходит покаяние, а за ним и вера, что Господь всё равно тебя ведет, как такого безмозглого баранчика, который бьется в ворота… А Господь берет тебя, вытягивает и подталкивает к выходу.

Беседовала Мария Котова

Фотографии Максима Черноголова

«Вместе с детьми мы учимся настоящему»>>

30.11.2023

Просмотров: 405
Рейтинг: 5
Голосов: 26
Оценка:
Комментарии 0
2 месяца назад
Прочитал материал и сердце радуется за наших детей и педагогов! Слава Богу, что мы все есть друг у друга!
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать