X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святой Григорий Палама. Проповедник благодати

Святой Григорий Палама

27 ноября память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (1357)

 

«Радуйся, отцев похвало, богословов уста, безмолвия селение, премудрости доме, учителей крайность, пучино слова. Радуйся, деяния органе, видения крайность, и исцелителю недугов человеческих. Радуйся, Духа храме, и умерый и живый отче».

(Светилен триоди (свт. Григория)

Без малого 700 лет назад в Константинополе встретились калабрийский философ, побывавший на Афоне, принявший там пострижение в монашество, и афонский подвижник-исихаст, чтобы после диспута, увенчавшегося победой подвижника-исихаста, разойтись: философ перешел в католичество, стал кардиналом, основал школу, стал идейным вдохновителем Ренессанса, в жизни Западной Церкви родившем реформацию со всеми современными последствиями, а монах-аскет отстоял истину о нетварности Фаворского Света и в Православной Церкви, для которой это время стало эпохой Преображения, определил ход ее истории. Один из зримых плодов этой победы — русская икона Пресвятой Троицы и, конечно, сотни, тысячи великих молитвенников и святых, достигших личного преображения и спасения в Боге. Для Православной Церкви эпоха Преображения не закончилась, и сегодня христианину открыт путь к богообщению в таинствах Церкви, в молитве и личном подвиге исполнения заповедей Христа.

 

Собор Софии Премудрости Божией

Собор Софии, Премудрости Божией, в Константинополе, реконструкция

Сокровища верующего православного сердца — Фаворский Свет, составляющий суть праздника Преображения; огонь, в котором пребывала неопалимая купина на Синае; сияние лица Моисея после сорокадневного пребывания в общении с Богом; Свет, осиявший фарисея Савла на пути в Дамаск и сделавший его апостолом Павлом; светоносные явления, описанные в житиях преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Сергия Радонежского (причащение святого из Чаши огнем, например), данное Мотовилову по молитвам преподобного Серафима Саровского видение Божественного Света во время их беседы на лесной поляне; ежегодно сходящий на Гроб Господень в Великую Субботу Благодатный огонь и другие известные благодатные явления милости Божией к человеку — камень преткновения для непросвещенного Святым Духом ума, пытающегося всё постичь своими силами, не благоговеющего перед тайной и Непостижимым.

В XIV‒XV веках два направления мысли волновали Европу: западноевропейский Ренессанс, поставивший в центр мироздания человека, и восточноевропейское Православное Возрождение, точнее, Преображение.

Прот. Иоанн (Мейендорф): «Вся история византийской мысли начиная с IX века отмечена более или менее открытым противоборством между сторонниками светского гуманизма и монахами. В XIV в. это противоборство становится тем более ощутимым, что оба течения византийской мысли начинают развиваться с новой силой: дух Ренессанса и традиционная монашеская аскетика становятся двумя полюсами, к которым тяготеют лучшие умственные силы и самые деятельные личности христианского Востока».

Каждое из течений дало свой ответ на вопрос о богопознании. Ренессанс, сделавший своим мерилом человеческий ум, по сути, закрыл для человека богообщение, остановившись на непостижимости Бога в Его Сущности для творения и определив для человека то, что человеческий ум своими силами может постичь и есть предельно доступное ему знание, в том числе и о Боге. Знание светских наук считалось необходимым для спасения. Восточнохристианская, православная, картина мира и соответственно культура в центр ставит Богочеловека Иисуса Христа, принесшего человеку спасение через обожение: если для меня недоступно познание Кого-то, это не значит, что Он не может мне открыться. Учение Православной Церкви о Боге основывается на Откровении, которое Бог дал о Самом Себе человеческому роду.

Подвижника, победившего в диспуте, звали Григорий Палама. Эту яркую личность Господь воздвиг в тот период, когда Церкви необходимо было теоретически обосновать и на уровне диспутов утвердить исихастское учение.

 

фреска святой григорий на горе

В 1337 году святой Исидор Вухирас, ставший впоследствии Константинопольским Патриархом, прислал из Фессалоник в Афонскую пустынь святого Саввы к Григорию Паламе трактаты калабрийского монаха Варлаама, в которых содержались неверные с богословской точки зрения положения об исхождении Духа Святого и от Сына. В Константинополе и Фессалониках Варлаам обвинял исихастов, называя их заблудшими и омфалоскопами. Предвидя, что Церковь потрясет новая ересь, святой Исидор приглашал Григория Паламу прийти к нему на помощь. Во время Пятидесятницы Григорий Палама прочел рукопись, покинул Афон и прибыл в Фессалоники, где продолжил изучать варлаамитские сочинения и начал полемическую борьбу, защищая и философски определяя мистический опыт православного монашества.

 

Фессалоники кафедральный собор

Фессалоники, кафедральный собор

Вся дальнейшая жизнь святого Григория Паламы оказалась сопряженной с полемической борьбой против сторонников Варлаама. Варлаамитская ересь угрожала самому сердцу веры — общению человека с Богом, соединению с Ним, обожению. Выполняя роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, Палама блестяще смог показать, как возможно познание Бога, которое не уничтожает Тайны, как возможно реальное, личное общение с Творцом. Святой Григорий Палама стоит в самом центре православной философии. Святость всегда возможна: присутствие Бога здесь и сейчас, а не где-нибудь в прошлом или будущем или в философских абстракциях — главная тема святителя.

В июне 1341 г. на Константинопольском соборе, заседавшем в храме св. Софии, состоялся публичный диспут Паламы и Варлаама. Цель диспута заключалась в выяснении вопроса, не являются ли монахи-исихасты еретиками. На обсуждение была выдвинута проблема Фаворского света как Божественной энергии.

 

Богословские труды святителя Григория

Богословские труды святителя Григория, переведенные на русский язык

Палама опроверг аргументацию стороны обвинения, последовательно развивая теоретический анализ понятия Божественной энергии — вечного по своей природе действия Сущности, животворящей мир. Впоследствии понятие вечной всепронизывающей Божественной энергии было закреплено в православном вероучении. Учение Григория Паламы, раскрывающее соотношение сущности и энергии, отчетливо прослеживается в его труде «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Мыслитель исходит в своих рассуждениях из утвердившегося в византийской философской культуре основоположения — всякая сущность познается не сама по себе, а опосредованно, то есть через ее деятельность. Соответственно Богомыслие может осуществляться лишь путем приобщения человека к действию Божественной сущности, то есть к Божественной энергии.

Святость, как утверждал Палама, есть форма сопричастности несотворенному, но не Божественной Сущности, а неотделимой от Нее нетварной энергии. Человек, согласно Паламе, единосущ с Иисусом Христом, ибо Христос как Богочеловек обладает единством двух природ — Божественной и человеческой. Святость и спасение становятся возможны для человека благодаря взаимодействию его свободной личной воли и помятующего о Боге сознания с нисходящей Божественной благодатью. Палама на основе христоцентризма реабилитировал плоть: по своей природе человеческое тело не может быть источником греха, так как в противном случае плоть увлекла бы на путь греха и Богочеловека. За прегрешение ответственны душа и сознательная человеческая воля. Сотрудничая в подвиге исихии — покаянии, посте и умной молитве, тело и душа целостно преображаются, что доказывается нетленностью святых мощей. Церковные таинства, в первую очередь крещение и регулярное причастие — Евхаристия, служат абсолютно необходимым для спасения источником Божественной благодати.

 

Мощи святителя Григория Паламы

Мощи святителя Григория Паламы в кафедральном соборе города Фессалоники

Архимандрит Киприан (Керн) выводит заключения об учении Паламы: «… мистическое восприятие Фаворского света, напряженность внутреннего делания (умной молитвы), приведенное в связь с тем же учением о сущности и энергии …дают особое направление православной аскетике; антропология Паламы, верная святоотеческой традиции в аскетике, дает нам возвышенное понятие о человеке, веру в его высокое творческое назначение…». Обожение — это преображение, просветление личности, которое достигается путем духовных усилий, подвижничества: такое преображение доступно монаху и мирянину, таким образом антропология из теоретической сферы превращается в сферу реального жизнестроительства.

В 1341 году Константинопольский Собор по результатам публичного диспута определил ортодоксальность позиции Паламы и правомерность исихастской практики как пути иноческого подвига. Варлаам, в свою очередь, признал собственное поражение и правоту определения Собора. Но едва ли это признание было искренним, так как Варлаам вскоре тайно покинул столицу Византии и перебрался на родину, в Италию, где принял католичество и стал епископом Неаполитанского королевства. Он преподавал греческий язык первым итальянским гуманистам XIV века — Петрарке и Боккаччо.

Святой Григорий был одним из образованнейших людей своего времени и происходил из семьи константинопольских аристократов. Рано потеряв отца, знатного сановника, воспитывался при дворе императора Андроника II Палеолога. С ранних лет он проявил большие способности в учебе. Талантливый, богатый, приближенный ко двору императора, юноша должен был сделать блестящую карьеру в столице, но выбрал другой путь. В возрасте двадцати лет Григорий уехал на Афон, где принял монашество и в трудах и лишениях провел одиннадцать лет. Большую часть времени святой Григорий прожил в лавре преподобного Афанасия Афонского.

 

Лавра преподобного Афанасия Афон

Лавра преподобного Афанасия, Афон

Во время турецкого нашествия Григорий вынужден был покинуть Святую Гору, приехать в Фессалоники. Там он был рукоположен в сан священника и подвизался в безмолвии в пещере в окрестностях Верии, где основал монашескую общину. Святой пребывал пять дней в неделю в безмолвии и посте, а в субботние и воскресные дни выходил к братии, совершал Божественную литургию, проповедовал и разделял трапезу. До сих пор сохранилась келья, в которой подвизался святой Григорий.

 

Пещера святителя Григория Паламы

Пещера святителя Григория Паламы в монастыре Иоанна Предтечи в окрестностях Верии, Греция

За свои богословские взгляды святой Григорий подвергался гонениям, заключению в тюрьму и даже отлучению от Церкви. Но в конце концов истина восторжествовала, и святой Григорий стал епископом Фессалоникийским. Он примирял враждующих, утешал малодушных, имел дар прозорливости и исцелений. Почил святитель в возрасте шестидесяти трех лет 27 ноября 1359 года. Нетварный Свет над телом святого стоял более суток видимым образом. Мощи святителя Григория пребывают в Салониках в посвященном ему храме, построенном в 1914 году как главный храм митрополии.

Развитие Русской Церкви и Северо-Восточной Руси связано с паламитами — почитателями святителя Григория Паламы. Патриарх Константинопольский Филофей (1353‒1376), канонизировавший святителя Григория Паламу и написавший его житие, принимал деятельное участие в делах Русской митрополии. Он поддерживал святого митрополита Алексия I в борьбе за объединение Руси вокруг Москвы, высоко ценил преподобного Сергия Радонежского и прислал ему схимническое облачение и благословение устроить общежительный монастырь. Можно предполагать, что и святитель Алексий, и преподобный Сергий Радонежский, находившиеся в духовном общении с патриархом Филофеем, были знакомы с учением святителя Григория Паламы. Богословие исихазма было воспринято Русской Церковью в момент становления Северо-Восточной Руси и дало ей духовные силы, импульс к тому, чтобы духовно сплотиться, стать народом, окончательно свергнуть татарское иго и построить свою державу.

 

святитель Григорий Палама

Молитвами святителя Григория Паламы, Господи, укрепи и помилуй нас и сегодня.

«Премудрости священный и божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче, но, яко ум, Уму Первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати».

(Кондак, глас 8)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Свт. Григорий Палама. «Триады в защиту священнобезмолвствующих».
  2. Протопресвитер Иоанн Мейендорф «Жизнь и труды свт. Григория Паламы». СПб., 1997. «Византинороссика».
  3. «Если бы победили противники Паламы...» / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
  4. Бернацкий М.М. и др. Григорий Палама, свт. // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 38.
  5. Триодь Постная. Ч. 1. М., 2002. Л. 185.
  6. Православный Апологет Церковь как причастие обожения (эккезиология свт. Григория Паламы) (apologet.spb.ru)
  7. Истоки «русского исихазма» (monahovapolyana.ru)

27.11.2023

Просмотров: 233
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментировать