Великая княгиня Елисавета в произведениях искусства
1 ноября исполняется 159 лет со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Красота немецкой принцессы, Великой княгини и русской святой соответствовала ее духовным качествам. Образ Елисаветы Феодоровны восхищал многих художников, писавших ее портреты. Вдохновляет он живописцев и иконописцев и в наше время. Но передать всю красоту и грацию Великой княгини не удавалось ни одному художнику. Не раз сами мастера признавались, что не способны перенести на холст эту Богом данную красоту.
Каждый из живописцев по-своему стремился запечатлеть черты Великой княгини. Детский образ предстает перед нами на одной из миниатюр, где принцессе Элле исполнилось 4 года. Этот портрет был написан по заказу бабушки — английской королевы Виктории.
Принцесса Елисавета Гессенская. Реджинальд Истон, июль 1868 г. Акварель на слоновой кости, 8,3х7,2 см. Британская королевская коллекция
Королева Виктория и сама рисовала своих детей и внуков. Среди ее акварелей есть портреты одиннадцатилетней Эллы. Зарисовки сделаны летом, когда внуки обычно приезжали к королеве в Шотландию в замок Бальморал.
Портрет Эллы. Акварель королевы Виктории. Бумага, карандаш, акварель. 26.7x20.0 см. Июнь 1875 г. Британская королевская коллекция. В низу рисунка надпись: «Ella. Элла». Справа надпись «Balmoral. June 1875. Балморал. Июнь 1875 г.»
Кисти австрийского художника Генриха фон Ангели, много работавшего в качестве придворного живописца при германском императорском дворе, принадлежит семейный портрет великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV. Элле исполнилось 15 лет, она стоит позади отца. Слева изображена Аликс, будущая русская императрица Александра Феодоровна, справа стоят супруга герцога Алиса и сын Эрнест.
Семья великого герцога Людвига IV. Генрих Ангели. 1879 г. Британская королевская коллекция. Холст, масло, 168х149,6 см. Осборн-хаус, Лондон
Талантливый немецкий живописец Фридрих Август фон Каульбах, знаменитый своими портретами, в основном женскими, написанными в стиле французского романтизма XIX века, создал целый ряд портретов Великой княгини. Среди его работ — портрет совсем юной Елисаветы Феодоровны.
Портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Фридрих Август фон Каульбах
Каульбах написал один из наиболее поэтических образов Великой княгини. Голову украшает диадема в виде средневековой короны, надетая на прозрачную и ниспадающую на плечи вуаль. Первоначально портрет украшал кленовый кабинет императрицы Александры Феодоровны. В настоящее время он находится в дворцово-парковом музее-заповеднике «Павловск».
В центре — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Портрет. Фридрих Август фон Каульбах. Картон, пастель. ГМЗ «Павловск»
Слева — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Портрет. Фридрих Август фон Каульбах. Картон, пастель
Справа — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Портрет. Фридрих Август фон Каульбах. 1903 г.
В одном из писем бабушке — королеве Виктории — Елисавета Феодоровна писала: «Мой портрет начали писать, и я думаю, что он будет очень удачным. Сергей и я надеемся, что он Вам понравится, и мы пришлем его Вам как подарок к Рождеству и ко Дню рождения. Возможно, Вам будет интересно знать, как меня пишут — платье из бледно-розового газа, много кружев, немного открытое <…>. Я держу зонтик в одной руке и в другой — большую белую соломенную шляпу с цветами, перевязанную розовой лентой. Всё выглядит так, как будто я гуляла по саду…» 13 июня 1884 г.
Слева — портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Александровский Степан Федорович (1842–1906). 1887 г. Бумага на доске; акварель, графитный карандаш, гуашь, белила, 35,5х27,5. Собрание А.Г. Егорова, Москва
Справа — портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Соколов Александр Петрович (1829–1913). 1886 г. Акварель, карандаш. Британская королевская коллекция
Лицо Елисаветы Феодоровны было необычайно одухотворенным. Как ни пытались современники описать ее красоту — ослепительную в реальности — она ускользала. Может быть, потому что она уловима в самом духе образа и неотделима от прекрасной души, которая отражалась в утонченной внешности Великой княгини.
К 10-летию свадьбы Великий князь Сергий Александрович заказал портрет своей супруги французскому художнику Франсуа Фламенгу. Фламенг приезжал в Россию в июне 1894 года по приглашению княжеской семьи Юсуповых — соседей великокняжеской четы в подмосковном имении Ильинское.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Ильинском. Франсуа Фламенг. 1894 г. ГМЗ «Царское Село»
В Государственном историческом музее находится портрет Елисаветы Феодоровны кисти Ф.И. Рерберга, выполненный в 1898 году. Выпускник Императорской академии художеств Рерберг был виртуозным рисовальщиком, мастером живописного и акварельного портрета. Великую княгиню художник изобразил с белыми лилиями в руках в театральном костюме Марии Антуанетты, в котором она участвовала в любительском спектакле, поставленном в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьеса «Лилия» А. Доде).
Портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Рерберг Феодор Иванович (1865–1938). 1898 г. Холст, масло, 105х80 см (овал). Государственный исторический музей, Россия
Из дневника Великого князя Сергия Александровича: «27 мая 1901 г. Ильинское. <…> в 10 часов ездил с женой к Олсуфьевым, где жена позирует живописцу Штембергу — замечательно похожий и хороший портрет…» Елисавета Феодоровна изображена в платье, украшенном каменьями, с розой, приколотой на корсет. В черновике завещания Елисаветы Феодоровны местонахождение портрета упоминается как «музей Сергея», т.е. Исторический музей в Москве, почетным председателем которого в 1881 году был назначен Сергий Александрович. Великий князь также патронировал «Общество художников исторической живописи». В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 году из Гатчинского дворца.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Штемберг Виктор Карлович. 1901 г. Холст, масло 152х101 см. Государственная Третьяковская галерея
Василий Михайлович Нестеров познакомился с Елисаветой Феодоровной в начале ХХ века в Царском Селе. «Великая княгиня с первых слов очаровала меня своим прекрасным, ясным лицом, простотой, оживленностью», — пишет художник в своих воспоминаниях. По его словам, «понимание искусства у Великой княгини было широкое. Она внимательно всматривалась в новые течения. Видела она многое, знала музеи Европы, любила старых мастеров, из современных — Берн-Джонса. Много читала, знала нашу и западную литературу, в последние же годы читала исключительно богословские книги — Святоотеческие предания, Жития святых. Многие места из Библии и Евангелия знала на память. К моему художеству она относилась с давних пор с симпатией, и так было до конца.
Ни одним из написанных с нее портретов не была она довольна. Большой каульбаховский был слишком официален, тот, что написал с нее когда-то гремевший в Европе Каролюс-Дюран, — нарядный, в меховой ротонде, с бриллиантовой диадемой на голове, с жемчугами на шее, — был особенно неприятен Великой княгине. И, говоря о нем, она с горечью сказала: "Может быть, я была очень дурная и грешная, но такой, как написал меня Каролюс-Дюран, я никогда не была"».
Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Портрет. Фридрих Август фон Каульбах. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Каролюс-Дюран, наст. имя Шарль Эмиль Огюст Дюран. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
Последние девять лет жизни Великая княгиня Елисавета посвятила устроению Марфо-Мариинской обители в Москве. Служение княгини находило отклик в сердцах современников. Дурново П.Н. писал: «Ежели придут дни для династии последние, лишь в одном я уверен. Одна только Елизавета Федоровна явит миру ни с чем не сравнимый пример подлинно русской жертвенности и православного самоотречения». В «Чистом понедельнике» И.А. Бунин так описывает Елисавету Феодоровну во время крестного хода: «…из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня…»
В 1910 году для проведения художественных работ в обители Елисавета Феодоровна пригласила М.В. Нестерова. Об этом периоде своей жизни художник писал: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Марфо-Мариинской обители на Ордынке была окончена, освящена. За четыре года, что я проработал там, мне часто приходилось встречаться, говорить с настоятельницей Обители Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Мои отношения с Обителью и после освящения церкви не кончились… Время от времени меня вызывали для советов по художественным вопросам. Я проходил Денежным переулком через сад. Идешь, бывало, тихим летним вечером и видишь — около церкви сидит Великая княгиня, с ней рядом на скамье и около на траве сидят, стоят сестры, старые и молодые, тут же и девочки-сироты из обительской школы-приюта. Идет беседа. Лица оживленные, ничего натянутого тут не было: Великая княгиня хорошая, добрая, подчас веселая, старшая сестра. Увидит меня, встанет, поздоровается, начнет говорить о деле… Такой не раз хотелось мне написать ее, и казалось, что она не откажет мне попозировать. Таким тихим вечером на лавочке, среди цветов, в ее сером обительском одеянии, в серой монашеской скуфье, прекрасная, стройная, как средневековая готическая скульптура в каком-нибудь старом, старом соборе ее прежней родины… И мне чудилось, что такой портрет мог бы удасться…»
После мученической кончины Великой княгини Елисаветы, задолго до того, как была написана ее первая икона, М.В. Нестеров в 1926 году написал ее портрет с пальмовой ветвью в руках и нимбом над головой. Возможно, это отклик художника на спасение мощей Елисаветы Феодоровны и преподобномученицы Варвары (Яковлевой) в 1921 году.
Слева — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. М.В. Нестеров. 1926 г. Бумага, цветные карандаши. Частное собрание
Справа — Великая княгиня Елисавета Феодоровна. М.В. Нестеров. 1919 г.
Михаил Нестеров сделал несколько этюдов к картине «Невеста Христова», которые поражают своей иконографичностью. Настоятельница изображена у апсиды Покровского храма обители в белом одеянии, с букетиком цветов в правой руке. На обороте паспарту дарственный автограф художника супруге: «Дарю на память о лучших днях…» — и приписка: «Этюд к картине "Невеста Христова"»).
Слева этюд к картине «Невеста Христова» (фрагмент). На картине: Великая княгиня Елисавета Феодоровна. М.В. Нестеров. 1920 г. Картон, акварель. Размер листа с рисунком: 469х240 см. ИЗО фонд ЦАКа
В центре — портрет кисти К.Ф. Юона, 1912 г.
Справа — этюд М.В. Нестерова «Великая княгиня Елизавета Федоровна», ок. 1920 г. (Церковно-Археологический Кабинет МДА, датирован 1910–1912). Картон, грунт, гуашь. 47,5х24,5 см
В 1912 году К.Ф. Юон исполнил портрет Елисаветы Феодоровны для Елизаветинской женской гимназии в Большом Казенном переулке, где существовала стипендия Великой княгини. Елисавета Феодоровна представлена в белом одеянии, в рост на фоне сада, наполненного цветущими лилиями, вверху зеленая гирлянда из растений, закрепленных на ротонде. В 1917 году портрет был изъят из гимназии и передан в мастерскую Юона. В настоящее время его местонахождение неизвестно.
В произведениях художников-современников раскрывается путь преподобномученицы, ее одухотворенная натура, подвиг и образ святости. К ее образу живописцы, иконописцы, скульпторы обращаются и сегодня.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Портреты великой княгини Елизаветы Федоровны (ros-vos.net)
- Великая княгиня Елизавета Федоровна: «Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии…» Е.А. Ржевская (ros-vos.net)
- Образ Великой княгини Елизаветы Федоровны в воспоминаниях М.В. Нестерова: marfo_ma_obitel — ЖЖ (livejournal.com)
01.11.2023