X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Нестор Летописец

святой нестор летописец

«Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на Небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя».

(Тропарь, глас 4)

«Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля» — начертала девять столетий назад рука печерского инока первые строки труда, который лег в основу отечественной истории. Вслед за Нестором эстафету летописания русской истории приняли другие монахи. Подлинник Несторовой летописи давно утерян, однако остались ее списки: Лаврентьевский 1377 года, Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивилловский и другие. Хронисты были и до и после Нестора Печерского, но особо Господь вознаградил именно его в лике преподобных.

Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком — и не только по счету. Обращаясь к послепотопным событиям, он гениально выводит национальную историю из истории Всемирной. Он словно бы поднимается вверх к Небесному престолу и преодолевает пространственно-временные границы, наполняя смыслом прошлое и настоящее, пытается заглянуть в ведомое одному Богу будущее. Летопись святого Нестора — это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения, и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора. Это основа наших знаний о «Русской земле», летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры. И хотя преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд девять столетий назад, «Повесть временных лет» сегодня звучит как набат и в свете происходящих событий приобретает чрезвычайную важность. Это сверхактуальный документ, «исторический паспорт», который необходимо знать каждому православному во всех концах триединой Святой Руси.

 

Нестор Летописец

Нестор Летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве), 1885–1896 гг., В.М. Васнецов

По словам протоиерея О. Давыденкова, «…Исследование человеческой истории с целью выявления в ней непрестанно действующего Божественного Промыcлa может… рассматриваться как… способ естественного богопознания». Бог, управляющий историческим процессом, открывает Себя миру в Своих деяниях. В изучении событий истории познается воля Господня, Его отцовская любовь к людям и странам. И для народа забыть свое прошлое — всё равно что для христианина выбросить Евангелие. История — один из главных элементов формирования нации и народа, удостоверяющий его легитимность. Народ, не знающий и не помнящий собственную историю, неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Украсть историю — значит лишить духовной памяти. Именно поэтому битва за историю приобретает такой накал с каждым днем.

Полымя междоусобных браней вспыхивало, а братская кровь лилась и при Несторе, о чем он сугубо скорбел. Когда в разгаре усобиц из-за Киева в конце 40-х годов XII века между могущественными княжескими кланами Мстиславичей, Мономашичей, Давидовичей и Ольговичей была предпринята попытка положить конец княжеским ссорам и заключить мир, летописец продолжения «Повести временных лет» с горькой иронией вкладывает в княжеские уста саморазоблачительные слова: «То есть было прежде дед наших и при отцих наших, мир стоить до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать». А далее враждующие князья «на том целоваша крест у Святем Спасе, ворожду… отложити, а Русской земли блюсти и быти всим за один брат». Этот завет «быти всим за один брат» нам сегодня крайне необходим. Как и его «глаголы живота», которыми изобилует «Повесть временных лет».

 

Хромолитография

Хромолитография «Нестор Летописец», 1885–1896 гг., В.М. Васнецов

Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Даже иностранцы отдали честь Нестору, выписывая из его летописи в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. Труд преподобного является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории.

«Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».

Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Нестор запечатлел в духе и слове, как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество и разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.

 

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец. Рисунок И.С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. № 18)

Смиренный инок нигде не обмолвился о своем отечестве и роде, и до нас дошли минимальные личные сведения о нем. Родился святой в 1056 году, вероятно, в Киеве. Во всяком случае, присутствует его упоминание в летописи 1064 года, когда святой еще жил в миру. Семейство Нестора, очевидно, принадлежало к людям родовитым и состоятельным — об этом свидетельствует образование, которое получил будущий святой. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом: знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. В Печерский монастырь он пришел в совсем юном, 17-летнем возрасте, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий. Трехгодичный искус для блаженного Нестора окончился уже при преподобном Стефане, при котором он был удостоен диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.

 

Орден преподобного Нестора Летописца

Орден преподобного Нестора Летописца — награда Украинской Православной Церкви. Орден установлен для награждения за личный взнос в издательскую, церковно-литературную и писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия

В летописании Нестор начал трудиться вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. К букве и духу истории у летописца почти такое же отношение, как к букве и духу Священного Писания. Назидания истории спасительны для народов и стран, как спасительны для человека слова Писания. Сохранить в памяти потомков исторические события в их последовательности, точности и назидательности значило для летописца стать переписчиком Книги, которую пишет от создания мира Творец. Это прикосновение к святыне — только так понимает он свой труд. Для него немыслимо искажение этого Откровения истории своими субъективными оценками. Основным принципом изложения исторических событий в «Повести временных лет» является проведение Божие — когда всё, что происходит с нами, оценивается с точки зрения Промысла Божьего для спасения человека и реакции человека на волю Божию. Нестор не только рассказывает прошлое. Он участвует в созидании того, что станет историей позднее. Своим проникновением в минувшее он на основе его очерчивал контуры русского будущего.

В 1091 году святому было поручено с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи преподобный Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 годов.

Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского», до нас дошли «Жития святых Бориса и Глеба», «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь». О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя), «прельщенного в иудейское мудрствование».

 

марка

В ХХ веке даже во время гонений на Церковь имя преподобного Нестора было почитаемо, его произведения изучались, изображения святого размещали, например, на почтовых марках

Преподобный Нестор был подвижником веры, истинным монахом и глубоко ценил истинное знание. В его лице мы имеем личность, которая сумела объединить труды аскета с трудами ученого. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в этом других. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

«Неприятна Богу душа, в ней же истины нет», — пишет преподобный. О себе он говорит только тогда, когда нужно сказать об истории — как свидетель того или иного события. Глубина его собственного смирения заметна всякий раз, когда он упоминает о себе. Святой называет себя не иначе как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.

В трудах и молитвах летописец провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Вместо цензурной печати об истинности его писаний свидетельствуют нетленные мощи.

 

рака с мощами

Мощи прп. Нестора Летописца в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры

День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. С середины XVII века имя преподобного Нестора Летописца включено в церковные службы. По мнению церковных историков, память преподобного установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства: преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем пострадавшего с великомучеником Димитрием Солунским мученика Нестора, празднование которому Церковь совершает 9 ноября. Мощи преподобного Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Писатели и журналисты, историки и ученые, студенты и учителя почитают преподобного как своего небесного покровителя.

О жизни преподобного в «Патерике Печерском» сказано, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».

Святый отче Несторе со всеми преподобными Киево-Печерскими, моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христовых.

«Пророческое речение исполнил еси, Несторе преподобне, возвещая нам писанием дела Божия, глаголя с Давидом в псалме: помянух дела Господня и от начала чудеса Твоя, Боже, яже в начале обители Твоея Матере видев, почудихся, познанну творю последнему род в преподобных силу Твою: сию мы от твоих писаний, преблаженне, увидевше, лобызаем труды твоя, ублажаем песньми память твою, и в Вышних Сущему псаломское пение приносим: Ты еси Бог, творяй чудеса».

(Стихира на стиховне, глас 5)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. История историка / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
  2. Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец | Православный портал Покров (pokrov.pro)
  3. Святой преподобный Нестор Летописец, «отец русской истории» | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь (blagobor.by)
  4. НЕСТОР (pravenc.ru)
  5. Преподобный Нестор Летописец (+1114) — Православный благовест Нью-Йорка (nyblago.org)
  6. Первый летописец земли Русской (eparhia-saratov.ru)
  7. «Повесть временных лет». Большая российская энциклопедия (bigenc.ru)

09.11.2023

Просмотров: 82
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментировать