Преподобный Нестор Летописец
«Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на Небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя».
(Тропарь, глас 4)
«Се Повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжити и как возникла Русская земля» — начертала девять столетий назад рука печерского инока первые строки труда, который лег в основу отечественной истории. Вслед за Нестором эстафету летописания русской истории приняли другие монахи. Подлинник Несторовой летописи давно утерян, однако остались ее списки: Лаврентьевский 1377 года, Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивилловский и другие. Хронисты были и до и после Нестора Печерского, но особо Господь вознаградил именно его в лике преподобных.
Преподобный Нестор был и остается нашим первым историком — и не только по счету. Обращаясь к послепотопным событиям, он гениально выводит национальную историю из истории Всемирной. Он словно бы поднимается вверх к Небесному престолу и преодолевает пространственно-временные границы, наполняя смыслом прошлое и настоящее, пытается заглянуть в ведомое одному Богу будущее. Летопись святого Нестора — это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения, и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора. Это основа наших знаний о «Русской земле», летопись утверждения в нашем Отечестве православной веры. И хотя преподобный Нестор Летописец завершил свой главный труд девять столетий назад, «Повесть временных лет» сегодня звучит как набат и в свете происходящих событий приобретает чрезвычайную важность. Это сверхактуальный документ, «исторический паспорт», который необходимо знать каждому православному во всех концах триединой Святой Руси.
Нестор Летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве), 1885–1896 гг., В.М. Васнецов
По словам протоиерея О. Давыденкова, «…Исследование человеческой истории с целью выявления в ней непрестанно действующего Божественного Промыcлa может… рассматриваться как… способ естественного богопознания». Бог, управляющий историческим процессом, открывает Себя миру в Своих деяниях. В изучении событий истории познается воля Господня, Его отцовская любовь к людям и странам. И для народа забыть свое прошлое — всё равно что для христианина выбросить Евангелие. История — один из главных элементов формирования нации и народа, удостоверяющий его легитимность. Народ, не знающий и не помнящий собственную историю, неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Украсть историю — значит лишить духовной памяти. Именно поэтому битва за историю приобретает такой накал с каждым днем.
Полымя междоусобных браней вспыхивало, а братская кровь лилась и при Несторе, о чем он сугубо скорбел. Когда в разгаре усобиц из-за Киева в конце 40-х годов XII века между могущественными княжескими кланами Мстиславичей, Мономашичей, Давидовичей и Ольговичей была предпринята попытка положить конец княжеским ссорам и заключить мир, летописец продолжения «Повести временных лет» с горькой иронией вкладывает в княжеские уста саморазоблачительные слова: «То есть было прежде дед наших и при отцих наших, мир стоить до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать». А далее враждующие князья «на том целоваша крест у Святем Спасе, ворожду… отложити, а Русской земли блюсти и быти всим за один брат». Этот завет «быти всим за один брат» нам сегодня крайне необходим. Как и его «глаголы живота», которыми изобилует «Повесть временных лет».
Хромолитография «Нестор Летописец», 1885–1896 гг., В.М. Васнецов
Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Даже иностранцы отдали честь Нестору, выписывая из его летописи в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. Труд преподобного является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории.
«Дух повествования в Несторовой летописи, — пишет святитель Филарет (Дроздов), — близок к библейским повествованиям; Нестор — благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».
Печерский инок описал не только внешнюю историю становления великой державы, но ее внутреннюю, духовную жизнь, зарождение и утверждение русского монашества и Русской Церкви. Нестор запечатлел в духе и слове, как в горниле православной веры сгорало и обугливалось славянское язычество и разрозненные славянские племена Божией благодатью были переплавлены в единый русский народ, в великую Святую Русь.
Преподобный Нестор Летописец. Рисунок И.С. Ижакевича (ж. «Нива». 1914 г. № 18)
Смиренный инок нигде не обмолвился о своем отечестве и роде, и до нас дошли минимальные личные сведения о нем. Родился святой в 1056 году, вероятно, в Киеве. Во всяком случае, присутствует его упоминание в летописи 1064 года, когда святой еще жил в миру. Семейство Нестора, очевидно, принадлежало к людям родовитым и состоятельным — об этом свидетельствует образование, которое получил будущий святой. Нестор не просто знал грамоту и умел писать — он принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени и был щедро одарен Богом: знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое Писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. В Печерский монастырь он пришел в совсем юном, 17-летнем возрасте, когда еще был жив один из его основателей — преподобный Феодосий. Трехгодичный искус для блаженного Нестора окончился уже при преподобном Стефане, при котором он был удостоен диаконского сана. Произошло это не раньше 1081 года, ибо посвящаемому в диаконы следует быть не меньше 25 лет.
Орден преподобного Нестора Летописца — награда Украинской Православной Церкви. Орден установлен для награждения за личный взнос в издательскую, церковно-литературную и писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия
В летописании Нестор начал трудиться вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. К букве и духу истории у летописца почти такое же отношение, как к букве и духу Священного Писания. Назидания истории спасительны для народов и стран, как спасительны для человека слова Писания. Сохранить в памяти потомков исторические события в их последовательности, точности и назидательности значило для летописца стать переписчиком Книги, которую пишет от создания мира Творец. Это прикосновение к святыне — только так понимает он свой труд. Для него немыслимо искажение этого Откровения истории своими субъективными оценками. Основным принципом изложения исторических событий в «Повести временных лет» является проведение Божие — когда всё, что происходит с нами, оценивается с точки зрения Промысла Божьего для спасения человека и реакции человека на волю Божию. Нестор не только рассказывает прошлое. Он участвует в созидании того, что станет историей позднее. Своим проникновением в минувшее он на основе его очерчивал контуры русского будущего.
В 1091 году святому было поручено с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». В летописи преподобный Нестор упоминает о себе еще при описании событий 1096 и 1106 годов.
Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского», до нас дошли «Жития святых Бориса и Глеба», «Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь». О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты Затворника (впоследствии Новгородского святителя), «прельщенного в иудейское мудрствование».
В ХХ веке даже во время гонений на Церковь имя преподобного Нестора было почитаемо, его произведения изучались, изображения святого размещали, например, на почтовых марках
Преподобный Нестор был подвижником веры, истинным монахом и глубоко ценил истинное знание. В его лице мы имеем личность, которая сумела объединить труды аскета с трудами ученого. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в этом других. «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
«Неприятна Богу душа, в ней же истины нет», — пишет преподобный. О себе он говорит только тогда, когда нужно сказать об истории — как свидетель того или иного события. Глубина его собственного смирения заметна всякий раз, когда он упоминает о себе. Святой называет себя не иначе как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.
В трудах и молитвах летописец провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Вместо цензурной печати об истинности его писаний свидетельствуют нетленные мощи.
Мощи прп. Нестора Летописца в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры
День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. С середины XVII века имя преподобного Нестора Летописца включено в церковные службы. По мнению церковных историков, память преподобного установлена 9 ноября ввиду дня его тезоименитства: преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем пострадавшего с великомучеником Димитрием Солунским мученика Нестора, празднование которому Церковь совершает 9 ноября. Мощи преподобного Нестора Летописца почивают нетленными в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Писатели и журналисты, историки и ученые, студенты и учителя почитают преподобного как своего небесного покровителя.
О жизни преподобного в «Патерике Печерском» сказано, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к Нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».
Святый отче Несторе со всеми преподобными Киево-Печерскими, моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христовых.
«Пророческое речение исполнил еси, Несторе преподобне, возвещая нам писанием дела Божия, глаголя с Давидом в псалме: помянух дела Господня и от начала чудеса Твоя, Боже, яже в начале обители Твоея Матере видев, почудихся, познанну творю последнему род в преподобных силу Твою: сию мы от твоих писаний, преблаженне, увидевше, лобызаем труды твоя, ублажаем песньми память твою, и в Вышних Сущему псаломское пение приносим: Ты еси Бог, творяй чудеса».
(Стихира на стиховне, глас 5)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- История историка / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец | Православный портал Покров (pokrov.pro)
- Святой преподобный Нестор Летописец, «отец русской истории» | Первое Борисовское благочиние Борисовская епархия Белорусская Православная Церковь (blagobor.by)
- НЕСТОР (pravenc.ru)
- Преподобный Нестор Летописец (+1114) — Православный благовест Нью-Йорка (nyblago.org)
- Первый летописец земли Русской (eparhia-saratov.ru)
- «Повесть временных лет». Большая российская энциклопедия (bigenc.ru)
09.11.2023