X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Земли Полесской милость: Купятицкая икона Богородицы

Купятицкая икона Богородицы

«Невесто Неневестная, Мати Избавителя, Купятицкий образ в Кресте Полесскому краю явившая и по всему лицу Земли Русския чудеса точащая, в Киеве и Москве поклонение от верных приявшая, Могилевския, Черниговския, Брянския и Орловския пределы освятившая и в хладней Сибири почитаемая, призри ныне на усердие наше, ускори на молитву и потщися на умоление Сына Твоего Христа Бога, о всех любовию Тя почитающих».

(Стихира на стиховне, глас 3)

В 1182 году в окрестностях села Купятичи у реки Ясельда на Пинском Полесье, в то время бывшем независимым удельным княжеством в составе Великой Руси, произошло чудесное явление. Шестилетняя крестьянская девочка Анна пасла скот на месте, заросшем «купинами» или «купятами» (терновником). В зарослях Анна увидела необычайно яркий свет. Приблизившись, девочка нашла на дереве небольшой крест с Распятием на одной стороне и Богоматерью с Младенцем Христом — на другой.

Свою находку пастушка отнесла домой и спрятала в сундук. Однако, вернувшись к стаду, снова обнаружила крест висящим на дереве, и, решив, что это иной, подобный первому, положила его за пазуху. Придя домой, Анна не обнаружила крест ни у себя, ни в сундуке. В сопровождении отца девочка отправилась тогда на пастбище, и уже издали они увидели сияние вокруг дерева, на котором явился крест. Отец Анны рассказал о чуде соседям. Вскоре о бронзовом крестике, возвращающемся на дерево, узнали все жители села Купятичи.

Верующие восприняли чудо как желание Богоматери пребывать в этом месте. Крестьяне расчистили место явления иконы и построили храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, куда на почетное место перенесли крест. Святыню стали почитать и молиться Матери Божией. В ответ на молитвы Пречистая подавала болящим исцеления и являла другие милости просящим Ее помощи и заступления.

 

Место явления иконы Божией Матери

Место явления иконы Божией Матери Купятицкая

Литой бронзовый складной крест-энколпион (мощевик) около 12 сантиметров длиной и такой же ширины был двусторонним. На одной стороне креста находилось рельефное ростовое изображение Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне креста — Распятие. Крест стал почитаться как икона Пресвятой Богородицы, празднование которой было внесено в церковный календарь под 28 ноября. Став чтимой православной святыней, образ прошел в истории непростой путь.

 

Купятицкая икона Божией Матери

Купятицкая икона Божией Матери с киотом, с. Купятичи, XII–XVII вв.

Первые князья Пинского княжества — Ярослав и Ярополк, сыновья туровского князя Юрия Ярославича, были миролюбивы и стремились «к тихому житию». Но иногда всё же приходилось брать в руки оружие, чтобы защитить общий дом от набегов. Так, в 1183 году (через год после обретения Купятицкой иконы) дружина Пинского княжества участвовала в общем походе удельных князей на половцев — настолько успешном, что с тех пор их варварские грабежи прекратились. Когда же наступили тяжелые времена татаро-монгольского лихолетья, Пинщина не избежала страшной участи. В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село Купятичи, а с ним и Купятицкую церковь Пресвятой Богородицы. Но святая Купятицкая икона сохранилась в пепле неповрежденной, хотя оставшиеся в живых поселяне об этом долгое время не знали.

Второе обретение Купятицкой иконы Божией Матери произошло в конце XV века на месте сгоревшего храма. Странник-богомолец по имени Иоаким возвращался на родину из паломничества в Иерусалим. Путь пилигрима волей судьбы пролегал через Полесье. На старом пожарище открылась Иоакиму чудотворная Купятицкая икона. Богомолец, привлеченный «светлостью великой», понял, что это, должно быть, здешняя старинная, но утраченная когда-то святыня. Он не дерзнул взять с собой обретенный образ, вернулся в село и рассказал о находке жителям.

Крестьяне помнили о «своей» иконе, предания о ней передавались из уст в уста, из поколения в поколение. С великой радостью они приняли весть об обретении чудотворной иконы. В сопровождении священника крестным ходом перенесли святыню в церковь, отстроенную вскоре после набега татар. А Иоаким остался при церкви пономарем.

Изображена Богоматерь на иконе Ее Купятицкой как Одигитрия, «Путеводительница». О ней говорят: «Одигитрия Купятицкая — Заступница земли Полесской; во все времена подавала ее народу Свою благодатную помощь: укрепляла в вере, защищала от врагов, врачевала все недуги душ и телес, помогала при родах, спасала погибающих на суше и воде, вразумляла гордых, наказывала дерзких».

 

Храм святителя Николая в деревне Купятицы

Храм святителя Николая в деревне Купятицы Пинского района

В 1495 году княгиня Мария пожаловала церкви в Купятичах дворище. А в 1630 году при Купятицком храме был основан православный Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь. Вдохновительницей благочестивой идеи была набожная пожилая берестейская каштелянша Полония, вдова Григория Войны. Претворил замысел в жизнь ее сын, Новогрудский каштелян Василий Копец.

В стенах этой обители с первых лет ее существования подвизались белорусские святые преподобномученик игумен Афанасий Брестский (Филиппович) и игумен Макарий Пинский, настоятель Купятицкого монастыря в 1656–1659 годах. Первым игуменом Купятицкой обители с 1629 года был Иларион Денисович. Он известен тем, что оставил потомкам обширный труд: «Описание чудес Купятицкой иконы Божией Матери», в издании которого участвовал также Афанасий Кальнофойский, иеромонах Киево-Печерской лавры, который дополнил его своими толкованиями. Книга была издана в Киеве в 1638 году.

Монастырский храм обветшал, о чем доносил монах купятицкой обители Макарий Токаревский киевскому митрополиту Петру Могиле. Игумен сбор денег поручил своему наместнику Афанасию Филипповичу и послушнику Онисиму Волковицкому. Составленная Афанасием Филипповичем история его путешествия с этой целью в Москву была вместе с изображающей Купятицкую икону гравюрой в марте 1638 года поднесена царю Михаилу Федоровичу.

 

Купятицкая икона

Купятицкая икона — путеводительница преподобномученика Афанасия Брестского

Купятицкая икона Божией Матери вела святого Афанасия по дороге его жизни, была его Путеводительницей, а преподобномученик был верным Ее слугой. То, что страшило по-человечески на крестном пути, святой превозмогал верой в Ее чудеса. И Она вознесла его, привела к царю московскому, королю польскому. Первый с благодарностью и благоговением принял образ Купятицкой Божией Матери, второй — фактически отверг это благословение.

Святой Афанасий называет «образ, в кресте изображенный Пречистое Богородицы "трубою", "знаком, упережаючим страшный суд Божий"». «Образ Богородици и тое справует, абы все и гретици узнали, же есть правдиве Кролевою Небесною и Добродейкою великою всему народу людскому», а «Крест знаменует (як хоругов гербовая) пристье Христово на суд справедливый барзо-барзо прудко». Преподобномученик видел в Купятицком образе Богоматери призыв к покаянию, возвращению к миру, правоверию.

Чудотворная икона укрепила святого Афанасия и дала силы подъять мученический подвиг: общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист XVII века, композитор, замечательный сын своей Отчизны в 1648 году был зверски замучен. Польские солдаты по приказу польских властей издевались, мучили, тайно убили и закопали в лесу святого Афанасия за то, что преподобномученик, повсюду нося с собой и прославляя Купятицкую икону Богородицы, выступал против Брестской унии, уничтожавшей Православие в Беларуси.

Во время войны с Речью Посполитой православный Купятицкий монастырь был захвачен католиками, а потом униатами. В 1655 году монахи с архимандритом Лазарем решили уйти в Киев, а святыню забрали с собой. Так чудотворный образ появился в Киевском Софийском соборе (в южном приделе апостола Андрея Первозванного). На новом месте чудотворная икона не осталась незамеченной. Верующие молились Богоматери, в ответ на молитвы совершались чудеса.

Митрополит Варлаам Ясинский (1690–1707) употребил большие усилия на устройство в 1700 году серебряной позолоченной «шаты» на икону (оклада-обрамления). В 1870 году для иконы был заказан в Петербурге деревянный резной киот в человеческий рост, который и сейчас находится на своем прежнем месте в приделе Андрея Первозванного Киевской Софии.

 

 Печатные изображения Купятицкой иконы

Печатные изображения Купятицкой иконы Божией Матери

Начиная с 1638 года изображение Богоматери Купятицкой по временам воспроизводится в гравюре различных изданий. Особенно показательным является его помещение в напечатанном в Киеве в 1659 году «Постановлении от его Царского величества з Войском Запорозким року 1659», где оно представлено уже как киевская святыня. Выбор Купятицкой иконы для исторического документа государственной важности — присяги вновь избранного гетмана войска запорожского Юрия Хмельницкого (1657–1662) —   свидетельствовал об особом почитании недавно прибывшего в Киев чудотворного образа.

Иной вариант иконографической схемы, с Богоматерью в короне и с князьями Борисом и Глебом по сторонам креста, можно обнаружить в напечатанном в 1674 году в Новгороде-Северском «Слове на Благовещение Пресвятой Богородицы» черниговского архиепископа Лазаря Барановича, стилистически отличающийся от предыдущего.

 

Воздухи и элементы иерейского облачения

Воздухи и элементы иерейского облачения с вышитым образом Божией Матери Купятицкой

В Киев Купятицкая икона прибыла как широко почитаемая реликвия. Здесь начинается период художественной интерпретации образа, преимущественно в гравюре и золотном шитье. Очевидно, мастера как бы игнорируют материал оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией.

В Купятичи икона больше не возвратилась. Когда спустя 200 лет, в 1852 году, прихожане Купятицкого храма написали в Синод прошение о возвращении древнего образа Богоматери, им было отказано. Пробыв более 250 лет в Киеве, икона исчезла во время лихолетья ХХ века. Известно, что во время гонений на Церковь чудотворный образ перенесли из Софийского собора в созданный советской властью Киево-Печерский заповедник. В годы Великой Отечественной войны собрания заповедника сильно пострадали, а след древней Купятицкой иконы был утерян. Но образ Богоматери Купятицкой сохранился в крестах-энколпионах, гравюрах, шитье. Благодаря этому он дошел до современных поколений православных христиан и сегодня широко распространен в виде писаных икон и резных копий.

 

Современная икона Божией Матери Купятицкая

Современная икона Божией Матери Купятицкая

Сегодня на Белорусской земле, в Купятичах, сохраняется почитаемый рельефный крест XVII века. Считается, что эту копию сняли с явленной иконы, когда святыню уносили в Киев, сберегли в годы лихолетья и установили для поклонения во вновь построенной в XIX веке Никольской приходской церкви. Письменных исторических подтверждений этим данным, к сожалению, не оставлено. Но известны свидетельства помощи Божией Матери по молитвам перед этой иконой. В 2003 году произошло чудесное обновление образа. И, как и прежде, Купятицкая икона Божией Матери охраняет Белую Русь.

 

Копия Купятицкой иконы Божией Матери

Копия Купятицкой иконы Божией Матери ХVII века, храм святителя Николая, д. Купятицы Пинского района

«Егда прииде испытание Православной вере, от насилия злочестивых отступник и еретиков, тогда благоволила есть, Пречистая Богородица, основати в Купятицех иноческую обитель, да в ней чудотворный образ пребывает, правоверныя на защиту Церкви подвизающи, от нихже преподобномученицы Макарий Пинский и Афанасий Брестский во исповедничестве просияша. Егда же и сей оплот веры 12 мучители истребиша, праотцы наша изнесоша Купятицкий образ во град преславный Киев, в соборную церковь Святыя Софии, вопиюще со слезами: О Мати и Дево! Не остави Землю Русскую на расхищение супостатом, но яви, яко присно, заступление Твое, и да процветет в ней Православие, а всяка неправда потребится. И ныне мы о сем усердно молящеся и за многая милости Бога благодаряще, Заступницу рода христианского в песнех величаем».

(Стихира, глас 6)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Собрание гравированных изображений Божией Матери и сказания о них. СПб., 1878. С. 8 (с двумя таблицами).
  2. О Купятицкой иконе Божией Матери (obitel-brest.by)
  3. Икона Купятицкая (pravicon.com)
  4. Гiстарычная брама № 1 (25) 2010 г. (brestregion.com)
  5. Образ Богоматери Купятицкой | SmolBattle
  6. Купятицкая икона: древнейший из всех богородичных образов Беларуси (xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai)

28.11.2023

Просмотров: 873
Рейтинг: 5
Голосов: 17
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать