X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Божья обитель (часть 2)

занятия с детьми в воскресной школе

Светлана Леонидовна Нарейко — педагог и миссионер. Мы говорим о ее пути в Православие, о трудностях и радостях христианской жизни, а еще о том, кому нужно говорить о Христе.

Как Вы узнали о Боге?

— Мой путь в христианство начался в детстве. У меня была русская православная бабушка родом из Псковской губернии. Она выросла в крепкой православной семье, где было восемь детей. Они соблюдали все посты, каждое утро и каждый вечер молились, ходили на все богослужения, причащались, исповедовались. У них было большое хозяйство, много земли и много работы.

Бабушка научила меня первым молитвам, закрепила желание ежедневного общения с Богом. У нас дома были иконы, меня тайно крестили, потому что моя мама была в партии.

Возобновился интерес к вере уже в студенческом возрасте. У меня были православные педагоги в БГУ, и они помогли определиться с окончательным выбором религиозного пути в жизни.

— То есть педагогам разрешено было говорить о вере?

—У нас даже проходили конференции, и я готовила сообщение об иконе, были Рождественские чтения. Но это уже 1998 год, как раз стало модно. У нас было несколько педагогов и учеников, которые изучали христианство. Была большая библиотека. Книги стали нашими миссионерами. Большое влияние оказал преподаватель по международной журналистике Анатолий Иванович Соловьев. Он и сейчас работает доцентом на факультете журналистики. Его семья стала для меня примером православной семьи. Они рассказали, как воцерковляют своих детей, как ходят в воскресную школу, а позже крестили моих детей.

 

игрушечные цветы

— Как получилось, что Вы стали миссионером?

— Еще в старших классах после окончания школы я хотела пойти учиться в духовное учебное заведение, но мои родители были против. Мама сказала: «Получи это образование, а потом делай, что хочешь». Я получила гуманитарное образование, поработала в Витебском университете и главным редактором частной радиостанции. Потом мне стало чего-то не хватать, просто посещения храма стало мало. Хотелось иметь духовное образование.

Однажды я пришла в маленький храм, а там под стеклом лежало объявление, написанное карандашом неровным почерком, о том, что Витебское духовное училище приглашает на миссионерское отделение (позже училище приобрело статус семинарии). Сначала я удивилась и подумала: «Для кого это написано? Может, для меня?» Я пошла и подала документы.

Это был невероятный уровень образования. Когда преподает священник, ты получаешь совсем другой результат. Я стала читать много духовной литературы: сначала столпов Церкви, потом современных авторов. Началась жизнь с Церковью, с паломничествами. Потом появилось служение.

Всё это, конечно, не случайно. Я рада, что сделала такой выбор в свое время. Вообще, когда человек имеет веру, это просто в корне меняет его жизнь. Если человек не имеет веры, а просто прочитал про веру, общался с верующими людьми, выполняет какие-то действия, то жизнь не играет полными красками. Ты видишь только кусочек света в замочной скважине, но дверь не открывал. Когда ты открыл дверь, то закрывать ее просто не захочется: ты поймешь, что всё, что было до этого, такой долгосрочной радости не принесет. Вера позволяет всё время углубляться и узнавать что-то новое. Тебе не скучно, ты получаешь духовные радости, и суррогат уже неинтересен.

 

вместе с детьми

— Если говорить о православном факультативе, насколько он нужен и как дети реагируют на Православие?

— У меня есть опыт ведения православных уроков в воскресной школе для детей из воцерковленного круга или тех, чьи родители захотели, чтобы их дети изучали основы православной культуры. И есть опыт работы в общеобразовательной школе, где открыт факультатив, который называется «Основы православной культуры», и недавно появился еще один, для детей постарше, который называется «Основы православной культуры и патриотизма». Как это организовано в воскресной школе, мне нравится: туда приходят дети, которые услышали о вере, обладают какими-то знаниями, и семья поддерживает их в этом. В обычной светской школе получается, что верующих и воцерковленных людей очень немного, и они не понимают назначение кружка. Были такие случаи, когда родители говорили: «Не смейте подходить и трогать моего ребенка!» Православие, конечно, получило возможность заявить о себе в общеобразовательных учреждениях, это благословенная возможность. Но есть люди разных религий, есть атеисты, агностики. Тяжело, когда нет приятия, понимания и подготовленной почвы.

Тем не менее дети приходят, и некоторым интересно, они для себя открывают, что такое грех, что такое крест, что такое храм, узнают самые простые понятия.

Детей на факультативы ходит немного, из каждого класса положено пять человек. Многие школы не знают пути, по которому такие факультативы развивать. Нет большого количества специалистов. В некоторых школах такой факультатив ведет учитель истории или русского языка. Проведя год-другой, они начинают отказываться. Я общаюсь со многими коллегами, которые говорят, что полноценно вести у них не получается. В России тоже озаботились вопросом духовно-нравственного образования и пошли по пути обязательного ведения такого предмета. Он оценивается, но родители могут выбрать один из шести модулей, что изучать ребенку — одну из основных религий или просто светскую этику. У нас по этому пути не пошли. Посмотрим, что будет дальше. Хотелось бы, чтобы это было либо серьезнее, либо по-другому.

А идея о том, что вдруг кто-то услышит слово о Христе и поверит?..

— Когда ты бросаешь информацию в неподготовленную почву, бывает отторжение и, скорее, непонимание. Это общее ощущение меня не покидает уже четыре года. За 70 лет советской власти в сознании людей произошло отторжение христианских идей, и через поколение люди предпочитают светский вариант — этику, законодательство, но не религиозность.

Почему Вы советовали бы родителям делать выбор в пользу Православия?

— У меня был духовный наставник епископ Феодосий (Бильченко), он уже почетный епископ и служит как священник в храме в Новополоцке. Когда я его встречала, вместо «здравствуй» он всегда вдохновлял меня такими словами: «Что ты делаешь для спасения?» Нужно было дать ответ. Сейчас мир очень нестабильный, и духовное состояние человека тоже неспокойное. Православие — это какой-то остров, где ты получаешь ответы на все свои вопросы. Это такое место, где ты глубоко начинаешь воспринимать всё, что происходит вокруг тебя. Это некий анестетик, который помогает, несмотря на все новости дня, сохранять доброе расположение духа, внутреннее спокойствие. И, идя этим путем сама, я могу предложить этот путь другим людям. Я увидела эффективность этого пути и уже не сомневаюсь, что он рабочий.

Я не хочу сравнивать Православие с другими религиями и религиозными путями. Мой наставник Александр Лесовой, сейчас настоятель в витебском храме, говорил так: «Когда будете миссионерами, в вашей жизни будут люди, которые уже выбрали какую-то религию, и им проповедовать Православие не нужно. Есть люди, которые не выбрали никакой религии, но находятся в поисках, вот с ними можно поговорить ненавязчиво, предложить такой путь». Для людей, которые еще ничего не выбрали, я с радостью предложила бы Православие.

А что происходит в воскресной школе?

— В 90-е годы у людей был большой интерес к изучению Божественных истин, Библии. Дети приходили вместе с родителями. Помню момент, когда в школе было по 200 учеников. Сейчас поток уменьшился.

К сожалению, у нас закрылась взрослая воскресная школа. Это был интересный путь развития храма. Мое мнение — это нужно вернуть во все приходы, потому что сначала надо образовывать взрослых. У детей в воскресной школе интерес, желание есть. Ученики бегут на уроки, радостно ждут этих занятий. Туда приятно приходить, потому что тебя там ждут.

 

общее фото воскресной школы

Во что верят современные студенты?

— Современные студенты — достаточно целенаправленные люди. У меня занимается 4-й курс. Они уже выпускники и практически все имеют рабочие места, приходят дополучить знания и диплом. Многие уже определились, и их задачи — в первую очередь карьера, показать себя в профессии. Как говорит один священник в нашем храме: «Женщины к нам всё равно приходят, когда рожают ребенка: появляется семья, проблемы. Ну а парни приходят в разных обстоятельствах и гораздо реже».

— По Вашему мнению, как лучше воцерковлять детей — личным примером или вдохновлять?

— В последнее время я просто больше за них молюсь, потому что они уже вошли в подростковый возраст, и нельзя сделать ребенка православным, он сам должен сделать этот выбор. Так что я показываю путь. Они закончили воскресную школу, сейчас иногда помогают мне на уроках — ведут со мной занятия в первом классе, иногда делают задания с детьми. Им уже хочется попробовать себя в качестве учителя.

 

молодые люди в аудитории

— Где Вы черпаете силы, чтобы и там работать, и там, и при этом уделять внимание семье?

— В первую очередь раз в неделю я обязательно хожу в храм. Это основной источник сил на целую неделю. Посещаю монастыри. Это тоже большой энергетический источник. Ты видишь какие-то вещи, которые трогают до глубины души, и сохраняешь воспоминания на целый год. Еще сила в молитве, в чтении литературы, в общении с интересными людьми. Иногда Бог посылает такие встречи, и ты получаешь такой заряд, что этой энергией можешь поделиться с другими людьми.

Женщина и руководитель — это как-то сочетается или ей лучше быть у плиты?

— Не скажу, что часто у плиты сейчас. Я подхожу к ней ненадолго (смеется). Не знаю, как женщины проводят день у плиты, возможно, в этом тоже есть радость бытия. Когда я была руководителем (а это было 5 или 6 лет моей жизни), могу сказать, что ты на себя берешь какой-то камень и несешь. И понимаешь, что возложить-то рядом не на кого. Такой уровень ответственности не все потянут и не все смогут этим долго заниматься. Ощущалось давление. Когда в силу обстоятельств мое руководство в жизни закончилось и я стала просто человеком, который где-то работает, стало легче. Я никогда не стремилась к роли руководителя, просто так сложилось. Повторить такой опыт мне бы не очень хотелось.

Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?

— Хотелось бы, чтобы люди начали духовный поиск. Не просто привели своих детей на факультатив, а сами начали поиск правды и поиск Бога и в этом поиске нашли правильный выход. Чтобы люди не останавливались на каких-то светских радостях, карьерных успехах, денежных результатах, а взбодрились и попытались искать духовную жизнь. Чтобы человек не оседал в уютном теплом месте и не засыпал. Я хочу пожелать всем, чтобы люди искали Бога.

 

свято-елисаветинский монастырь

Беседовала Елена Романенкова

Фотографии из личного архива Светланы Леонидовны Нарейко

Божья обитель (часть 1)>>

02.11.2023

Просмотров: 79
Рейтинг: 5
Голосов: 4
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать