X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Блаженный адамант Христов Стефан Дечанский

о святом царе Стефане Дечанском

«Днесь честное торжество небесная празднуют мысленно, земная к веселию созывающе в память добляго подвижника, Стефана терпеливодушнаго. Сей бо всеизрядный Христовых заповедей хранитель бысть известнейший, не помилова тлеющих царствия ради вечныя и блаженныя воистинну жизни, но расточи и даде убогим и мученическим венцем венчася: Святей Троице предстоя непосредственно, смирение просит мирови и грехов оставление, иже верою того совершающим торжество».

(Стихира на Господи, воззвах, глас 8)

Святой царь Стефан Дечанский вошел в историю как царь-страстотерпец, принявший страдания и мученический венец от рук своих самых близких сродников. В тропаре святому Церковь поет: «От родителей твоих очию зеницы лишен был еси, и в заточении пребыл еси, и от своих удавлен еси»...

Об обстоятельствах, в которых судьбами Божиими жил и действовал избранник Божий, можно сказать словами святителя Тихона Задонского: «О, лютое время! О, как возмогла дьявольская хитрость, как усилился грех, как исчезла любовь!» С детства воспитанный в христианском благочестии, Стефан пережил и был очевидцем многих тяжких бедствий: смут, междоусобиц в царском роде, восстаний и крамол вельмож, почти непрекращающихся войн с соседними народами — болгарами, греками, татарами...

Особенно опасны для славянских государств в те времена были притязания со стороны крымского хана Ногая: его войска опустошили Болгарию и Македонию, вторглись в Сербию, в связи с чем возникла угроза потери независимости страны. Отец Стефана, сербский король Милутин, был не в состоянии сопротивляться татарскому нашествию и вступил в переговоры с татарским ханом. Царь предотвратил разорение страны, но был вынужден отправить к татарам в качестве заложника своего десятилетнего сына вместе с другими знатными сербскими боярами. Около семи лет Стефан пребывал в заложниках и только милостью Божией смог бежать, воспользовавшись смутой, которая возникла в стане татар в 1299 году после гибели Ногая.

Вернувшись на родину, двадцатитрехлетний царевич Стефан взял в супруги дочь болгарского царя Феодору и был поставлен царем Милутином правителем Зеты (современная Черногория). По традиции эти земли отдавались в управление наследнику сербского престола. В Зете у Стефана родились двое сыновей, Душан и Душиц, и дочь Елена.

 

Икона святого Стефана Дечанского с житием

Икона святого Стефана Дечанского с житием

В это время по политическим причинам сербский царь расторг брак с матерью Стефана и женился на дочери византийского императора Андроника II, принцессе Симониде Палеолог. Под влиянием свекрови, императрицы Ирины, на роль наследника сербского престола начали претендовать византийские принцы — братья Симониды. Стефан, не потерпев вопиющей несправедливости, подстрекаемый недовольной Милутином знатью, восстал против отца. Не собираясь причинять вреда родителю, он намеревался защитить свои права и положение. Стефан и Милутин собирали войска, царь с большой армией вторгся в Зету, и часть ранее поддерживавших Стефана феодалов перебежала вместе со своими отрядами к Милутину. Войска встретились на реке Бояне, однако до битвы не дошло. Милутин предложил своему сыну переговоры, на которые Стефан сразу прибыл и просил у отца прощения.

Тем не менее по окончании переговоров Стефан был схвачен, отвезен в Скопье (столица современной Республики Македонии), там ослеплен. Произошло это в месте, именуемом Овче-поле. Там находился храм во имя святителя и чудотворца Николая. Ослепленный Стефан, подкрепляемый в страшных муках только молитвой, в тонком сне увидел пред собой величественного святого мужа в святительской одежде с сияющим лицом, который держал в правой ладони глаза Стефана. «Не скорби, Стефане! — сказал святой. — Вот на длани моей твои очи. Я Николай, епископ Мирликийский». Пробудившись от сна, страдалец почувствовал некоторое облегчение от болезни и возблагодарил Бога.

 

Чудо святителя Николая

Чудо святителя Николая возвращение зрения царю Стефану Дечанскому

Под стражей вместе с женой Феодорой и тремя детьми Стефан был сослан в Константинополь к тестю царя Милутина, императору Андронику II, который заточил его в монастырь Пантократора. В изгнании Бог не оставлял терпеливого Стефана. Своей молитвенной жизнью, кротостью и милосердием он стяжал уважение братии, знати и самого императора — Андроника II. Однажды во время продолжительного богослужения Стефан задремал, и ему снова явился Николай Чудотворец и со словами «обещание мое пришел я исполнить» осенил крестным знамением его глаза. Стефан понял, что ему вернулось зрение. Однако он сохранил в тайне совершившееся над ним чудо и продолжал ходить с повязкой на глазах. После семилетнего заточения в монастыре, благодаря участию сербских и византийских епископов, произошло примирение царя Милутина и царевича Стефана, отец разрешил ему вернуться с семьей в Сербию. После преставления царя Стефан был венчан на царство под именем Стефан Урош III. Перед восшествием на престол он снял покрывавшую глаза повязку и открыл всем, что милость Божия по молитвам святителя Николая вернула ему зрение.

 

Образ святителя Николая Чудотворца в Бари

Образ святителя Николая Чудотворца в Бари, подаренный царем Стефаном Дечанским

В благодарность святителю Николаю царь Стефан богато одарил базилику города Бари, в которой почивают мощи святого угодника. В дар он также преподнес икону, которая до сих пор находится над ракой святителя. Это большой образ святителя Николая с предстоящими Стефаном Урошем III, его женой Феодорой и сыном Душаном.

Стефан Урош III правил унаследованной от отца державой мудро, богоугодно, человеколюбиво и боголюбиво. Благочестивый царь занимался благотворительностью, строительством и благоукрашением храмов Божиих в своем Отечестве и за его пределами — в Иерусалиме, на Святой Земле, в Александрии, на Синае, в Фессалии, Константинополе и особенно на Святой Горе Афон, в Хиландарском монастыре. Вершиной его ктиторской деятельности стало строительство монастыря Высокие Дечаны, по которому он позже был назван Дечанским. Исполненный благодарности Богу за все Его благодеяния, особенно за великую победу над болгарами у Вельбужда в 1330 году, царь Стефан Урош III в том же году, по благословению архиепископа Сербского, выдает первую грамоту об основании монастыря, в которой указаны все его вклады в монастырь, включающие и земельные угодья.

 

Битва при Вельбужде

Битва при Вельбужде, фрагмент иконы XVI в. монастыря Высокие Дечаны

Монастырь построен на правом берегу реки Дечанская Бистрица, в плодородной Метохийской равнине, в месте, поросшем каштановыми рощами и сосновым бором, которое указал для постройки монастыря еще святой Сава, архиепископ сербский. Очевидцы строительства монастыря с восхищением пишут об умении мастеров, обтесывавших «много раз личный камень», воздвигая стены храма так, что «чудно было и преславно зрящим».

 

Ктиторская грамота святого Стефана Дечанского

Ктиторская грамота святого Стефана Дечанского

Величественной архитектуре собора соответствовала красота внутреннего убранства храма, полностью отделанного золотом, тесаным камнем и другими драгоценными материалами. Ктитор пожертвовал храму драгоценную церковную утварь, шелковые ткани, украшенные золотой вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями. Сам основатель скажет в своей грамоте: «Начах здати дом Господеви Богу моему Пантократору, и создав, украсих всеми красотами, внутренними и внешними».

 

Строительство монастыря Дечаны

Строительство монастыря Дечаны, фрагмент иконы

Святому царю Стефану не довелось увидеть красоту завершенного храма. Ему был дарован мученический венец: в 1331 году произошел заговор в среде знати из окружения молодого короля Душана, и с его ведома заговорщики внезапно напали на королевский двор в Неродимле. Святой Стефан был заключен в крепость Звечан. Через два месяца, 24 ноября, царь был убит сторонниками Душана. Многострадальное честное тело святого мученика было перенесено в Дечаны и, как только храм был завершен, его торжественно похоронили в заранее уготованном месте.

Мощи святого царя Стефана Дечанского были обретены через девять лет после его мученической кончины и пребывают в построенном им соборе. Впоследствии от них произошло много исцелений и других чудес. Святой Стефан всегда приходит на помощь притекающим с верой к его заступлению и всегда охранял свою обитель от врагов, покушавшихся на ее достояние.

 

Мощи святого Стефана Дечанского

Мощи святого Стефана Дечанского в монастыре Высокие Дечаны, Сербия

Благоукрашение храма завершил сын святого Стефана — царь Душан. Храм Вознесения Господня украшает около тысячи фресок, занимающих площадь около 4000 квадратных метров. Это самое большое сохранившееся собрание фресок византийского стиля в мире. Фрески рассказывают о событиях Ветхого и Нового Заветов и об истории Церкви. Это, пожалуй, единственный христианский храм на Балканах, который всегда оставался таким, каким был построен: он выглядит так же, как и в XIV веке.

 

Монастырь Высокие Дечаны

Монастырь Высокие Дечаны Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

С 2008 года обитель святого Стефана Дечанского находится на территории самопровозглашенной Республики Косово. Албанское окружение недружелюбно, поэтому безопасность монастыря обеспечивают международные силы KFOR. В основном это итальянские солдаты, из которых двадцать воинов погибло, защищая Дечаны от албанцев. Более двенадцати солдат приняли православную веру. Современных случаев, когда в монастыре Высокие Дечаны принимают Православие люди разных званий и наций, много: итальянцы, немцы, американцы, албанцы… Чувствуя здесь присутствие Бога, благодатную помощь, которая исходит от мощей святого Стефана Дечанского, они поступают так, как им велит образумившееся сердце: приходят ко Христу. К мощам святого Стефана приходят и албанцы-мусульмане, зная, что могут получить от него помощь, движимые пусть и потаенным, но искренним желанием быть ближе к Истинному Богу.

 

Фрески монастыря Высокие Дечаны

Фрески монастыря Высокие Дечаны, Сербия

Каждую неделю, по четвергам, братия монастыря служит молебен святому Стефану. На него приходят солдаты KFOR, местные жители, паломники, и происходит тихое, многими невидимое, торжество Православия. Красота православного богослужения, средневековая архитектура, монастырское пение помогают человеку глубже заглянуть в собственное сердце, и многие по молитвам святого царя Стефана Дечанского открывают здесь для себя Христа.

«Яко тверда адаманта, всеблаженне Стефане, сошедшеся днесь, восхваляем тя: яко напасти претерпев, и смерть подъял еси неправедную, яко да двоим даром сподобит тя Христос, Егоже возлюбил еси: царской диадиме и венцу мученическому».

(Стихира на стиховне, глас 4)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. СТЕФАН ДЕЧАНСКИЙ - Древо (drevo-info.ru)
  2. Святой король Дечанский | История | Русский (decani.org)
  3. Святой Стефан Дечанский и его обитель (1gb.ru)
  4. Бденије уочи ктиторске славе Св. краља Стефана Дечанског у манастиру Високи Дечани • Радио ~ Светигора ~ (svetigora.com)
  5. Баччи М. Иконография святителя Николая. Итоги и перспективы исследований // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М.: Скиния, 2011.

24.11.2023

Просмотров: 839
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать