Тоже Наталия
1 год назадСпасибо Наталье за искренность, талант, веру.
Наталья Навоенко — художник-постановщик Национальной киностудии «Беларусьфильм». Многие ее киноленты, снятые в том числе с киностудиями «Мосфильм», «Третий Рим» и другими, стали номинантами премии «Ника», лауреатами и участниками международных фестивалей. Через месяц на ее родине, в Гомеле, в картинной галерее Г.Х. Ващенко пройдет цикл тематических встреч и выставочных экспозиций о тайнах киноиндустрии «Наталья Навоенко — художник и кино». А сегодня Наталья — гостья нашего монастыря и делится духовной стороной своей жизни.
— Если говорить о соотношении творчества и труда, как Вы находите баланс, где ищете поддержку?
— Я художник. Пишу и живописные полотна, но в основном занимаюсь киноиндустрией, кинопроизводством. Много произведений снимала в Москве. Один из таких значимых фильмов снимали с Евгением Мироновым. Это «Синдром Петрушки» по одноименному произведению Дины Рубиной.
Вообще, у меня около 30 фильмов и мультфильмов. Я глубоко в профессии. Профессия тяжелая. Часто прихожу за советом на исповедь. Спрашиваю: «Что же, батюшка, делать? Я и руководить должна, и творить должна, и как-то управляться со своими душевными историями». Я всегда нахожу поддержку, какой-то совет услышу, который меня прямо ведет, и дальше могу становиться в строй. Тяжелая работа. Сокрушаюсь часто и сетую, но монастырь и другие храмы дают мне силы жить и творить. Как говорил Клод Дебюсси, «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал». Думаю, мое творчество кому-то нужно.
— Чем Вы занимались в последнее время?
— Снимали фильм «Черный замок» по произведению Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский». Я много ездила по республике, смотрела старинные сохранившиеся памятники зодчества. Всегда хочется как можно точнее передать дух времени. Замковая архитектура XVII века уже на достаточно высоком уровне: в залах были и гобелены, и росписи. Я попыталась сделать акцент на каменную историю, потому что она по драматургии более значима.
— Какие фильмы считаете самыми удачными?
— Очень интересный проект «Эффект Богарне» был в Москве в 2010 году. Фильм основан на реальных событиях. Сюжет такой: один французский генерал, остановившись в Савва-Сторожевском монастыре, ночью увидел старика, который ему то ли во сне, то ли наяву наказал не разграблять монастырь, и тогда он останется в живых. Всё награбленное уже было сложено в обозы. Стража уверяла военачальника, что никто к нему не приходил, но всё же генерал не разграбил монастырь. Он оставил всё в целости и сохранности, а старика потом узнал на иконе. Эжен Багарне действительно вернулся живым домой, а перед смертью поведал эту историю своим близким. Впоследствии его сын Максимилиан приехал в Россию, вступил в брак с княжной из царской фамилии, прокладывал железные дороги…
Еще одной яркой работой был проект совместно с «Узбеккино». Тоже очень трагичная история и в то же время достаточно одухотворенная: про узбекскую мать, которая отправила на Великую Отечественную войну пятерых сыновей, и ни один из них не вернулся. Фильм про подвиг женщины-матери, которая при этом выстояла, выжила. После войны с ней остались невестки и внуки. Она прожила долгую жизнь. Это фильм про подвиг материнской любви и силы. В Ташкенте есть памятник и парк, посвященные этой женщине. Фильм занял первое место на фестивале «Лістапад» в прошлом году. Я готовила съемочную площадку всех военных действий, как все пятеро сыновей проходили военный путь, как они сложили головы во время этой войны.
— Наталья, что Вас вдохновляет, дает силы творить?
— Меня вдохновляет и пылинка, и травинка. Иду по лесу или по пустому берегу и вижу красивое в любом моменте. Меня вдохновляет природа, свет — я наблюдаю за течением света. Это киношный инструмент, но освещение может придать любому событию, месту, действию совершенно разную окраску. Меня вдохновляют шедевры моих коллег, произведения искусства.
— Когда Вы поняли, что Бог есть?
— Этого я не помню, но мама рассказывала, что в детстве я то ли рисовала Боженьку, то ли вышивала. В родительской семье дед был военным-коммунистом. Дома у нас не было каких-то религиозных отправных точек, кроме Пасхи, когда мы ходили к бабушкиной подруге и ели куличи. Потом папина сестра подарила мне икону бронзового литья. Эта икона у меня сохранилась даже во время пожара. Всё сгорело, и на пепелище я нашла эту иконку, на которой даже голубая эмаль не пострадала. Я храню ее как реликвию.
Я начала читать Евангелие и Библию еще когда училась в художественном училище. В 90-х годах появились баптисты. Они пришли к нам, и мы, молодые художники, стали ходить на собрания, где изучали Библию (я ее держала в руках впервые в жизни). Я по природе человек пытливый и доверчивый: если на улице куда-то зовут, то могу «прилипнуть», начать слушать. Когда тетя узнала про эти собрания, то сказала: «Ты уже сама взрослая, можешь всё понимать». Она привела меня и мою маму в храм, и нас покрестили в один день. Мне было лет 17–18.
О том, что Бог или Кто-то там наверху есть, я знала с самого детства.
— Когда Вы просите помощи Божией, о чем молитесь?
— У меня есть ежедневное молитвенное правило, есть и молитва, чтобы Бог управил и направил, что мне делать, куда двигаться. В молитвенном состоянии я чаще пребываю, когда нахожусь одна. Тогда стараюсь держаться за молитву и дышать. Иногда это просто короткая Иисусова молитва, которую я повторяю.
Долго я не понимала, что значит мало молиться. Однажды увидела разницу. Оказывается, если я прошу, прошу, прошу — не всегда это молитва.
— Как Вы думаете, чего современному человеку не хватает больше всего? Вроде бы всё есть: и одежда, и еда, и удобства?..
— Мне кажется, что не хватает вот этого вопроса. Когда в голове не возникает вопрос: «А Кто еще есть? Откуда я? Кто я?» Пока эти вопросы не возникают, существует какая-то пустота. Может твориться жизнь, а может твориться пустота.
Если такие вопросы у меня не возникают, я считаю, что это тяжелое состояние, просто пребывание. Даже в себе иногда за какой-то усталостью бытовой или производственным бегом вдруг замечаю, что я ничего не слышу, что нет у меня вопроса, и понимаю, что надо остановиться и услышать, что происходит. Кто-то внутри должен постоянно задавать вопросы: «Что я сегодня? Кто сегодня во мне? Какой дух сейчас мной руководит? Кому я сейчас служу? Кому сейчас нужна моя жизнь, мое творчество?»
Меня кто-то направил в этот мир. Если я не задам себе важные вопросы, то не знаю, зачем я живу. Если вопросы есть — значит, есть жизнь, если нет — тогда некому служить.
Беседовала Елена Романенкова
Фотографии из личного архива Натальи Навоенко
Вопросы, которые нужно задавать себе (часть 1)>>
19.10.2023