«Владыка был одна сплошная любовь»
30 октября 2020 года отошел ко Господу митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) — выдающийся иерарх Сербской Православной Церкви. Своего пастыря люди называли «народным человеком», «человеком единства», «миротворцем», «богословом». Мы собрали воспоминания наших монашествующих сестер, которые лично знали митрополита Амфилохия и которые уверены: еще совсем недавно с нами рядом жил человек святой жизни.
Монахиня Елисавета (Шукович): Присутствие митрополита Амфилохия было настолько пронзительным, что ты чувствовал Бога в этом святом человеке. Когда владыка умер, для меня открылась личная связь с ним через мой род: митрополит Амфилохий родился и рос в деревне, где и мои бабушка и дедушка, рядом с монастырем Морача XIII века в Черногории. Моя бабушка венчалась с дедушкой в этом монастыре. Поэтому, когда владыка отошел ко Господу, первое, что я попросила, — помолиться за бабушку, за моих родных. Было глубокое ощущение, что мы познакомились с ним лично только после его смерти.
С этого момента я с ним общаюсь как с близким родным человеком, в чьем образе я чувствовала присутствие и бабушки, и дедушки, и всех моих родных, хотя в реальной жизни многих не увидела. И для меня это действительно чудо. Теперь, когда я молюсь и что-то рассказываю владыке, чувствую большую поддержку и защиту.
Очень многие, кто знал митрополита Амфилохия лично, говорили, что он для них был и мама, и папа… Все звали его «дьедо», то есть «дедушка». Так к нему обращались и так относились. А ему нравилось, когда общение проходило без формальностей.
У меня есть фотография, где владыку обступили детки и плетут ему косички, а он умиляется и умаляется, оставаясь при этом на высоте Христа…
Митрополит Амфилохий очень любил монахов и монашество. В фильме «Ласточки Христовы» он так и говорит: «Монахи — самые богатые и самые свободные, у них нет ничего, и всё у них есть, они как ласточки Христовы».
Одна монахиня (сейчас она игумения монастыря в Сербии) рассказывала, что у них с владыкой была такая удивительная связь, — он был настолько доступен, что она могла с ним даже спорить. Он принимал людей такими, какие они есть. Были и эмоции, и человеческое непонимание, но владыка всегда сокрушался и смирялся. В этом и была его сила — в любви. Как-то они серьезно поспорили, а потом эта матушка услышала, как владыка плачет в алтаре и молится за нее… Такие вещи на вес золота для падшего человека, который питается надеждой на спасение, видя такую Любовь к себе.
Митрополит Амфилохий очень любил музыку. Я пела в хоре в Черногории, которым руководила племянница владыки. Она говорила, что никогда службы не проходят так гармонично и красиво, как с митрополитом. Он очень любил службу, с трепетом парил, как орел, не нарушая гармонию Божественной Евхаристии.
Конечно, любил владыка и народную музыку. Его любимой композицией была песня про Косово. Только владыка Амфилохий мог вот так запросто выйти на сцену и начать петь. И еще как петь! От такого голоса, полного любви, души всех слушающих тоже поют…
Косово было его большой болью, большой раной. Они с епископом Афанасием (Евтичем) ездили в Косово и собирали останки убитых людей, отпевали погибших. Ничего не боялись, хотя могли погибнуть в любой момент.
Владыка имел такую сильную и горячую любовь к своему народу, к Сербской Православной Церкви, что народ шел за ним. Даже те, кто вначале не смог разобраться и был против Церкви и даже против владыки. Его молитва была такой пламенной, что все эти люди вышли на большой крестный ход в 2020 году. Крестный ход шел долго по всей Черногории из-за нового закона, по которому власти собирались отобрать у верующих храмы и святыни. Все шествующие пели «Мы святыни не отдадим, они славят Божье имя». Словами не передашь эту всеобщую, всенародную любовь. Это Дух Божий.
Когда тело владыки увозили из больницы, весь персонал стал на колени… В последний путь его провожали сотни тысяч людей.
Епископ Афанасий (Евтич), который был лучшим другом митрополита Амфилохия, исповедовал его перед смертью. Владыка Афанасий делился, что это была исповедь пречистого ребенка: настолько наивные грехи, настолько чистая душа… Митрополит Амфилохий тогда сказал своему другу: «Я обязательно поправлюсь, встретимся у святого Петра Цетинского на престольном празднике». Они действительно там встретились: митрополит Амфилохий упокоился накануне дня памяти любимого святого, и на отпевание его привезли в Цетинский монастырь: владыка был и на всенощной, и на праздничной литургии.
Конечно, он собирался еще многое сделать, но Бог распорядился иначе. Надеемся и ждем встречи там, где смерти уже нет!
Дьедо наш любимый, спасибо тебе за всё, молись за нас, чтобы Бог дал нам радость Его спасения. Аминь.
Монахиня Ребекка (Перейра): Впервые я увидела митрополита Амфилохия в 2000 году. Я тогда жила во Франции, и мы поехали в паломническую поездку в Черногорию. И хотя наш приезд совпал с освящением нового монастыря, на котором было много людей, владыка уделил нам внимание и очень тепло принял.
В 2004 году я уже жила в Герцеговине, а в 2011-м была образована Буэнос-Айресская епархия Сербского патриархата, включающая в себя приходы в Южной и Центральной Америке. Администратором новосозданной епархии был назначен митрополит Амфилохий. В связи с этим он часто посещал сербские приходы в Латинской Америке и освящал новые сербские храмы. Так как сама я из Бразилии, меня отправили к владыке узнать, могу ли я быть чем-то полезной. Вот тогда впервые мы говорили с ним лично. Он благословил переехать в Черногорию, пока на новом месте в Америке не налажена монашеская жизнь. Вскоре я оказалась в женском монастыре Челия-Пиперска.
Это было время, когда владыка был полон энергии. Каждый день он служил, а на престольные праздники приезжал в разные храмы и монастыри. Он любил беседовать с монахами.
Все-таки на какое-то время меня отправили в Америку. Помню его пастырский визит в Бразилию. Я сопровождала митрополита Амфилохия в его поездке. Сказать, что я была шокирована его темпом, — это ничего не сказать. Мне казалось, что он не спит совсем…
При этом владыка был очень простым и доступным человеком. Однажды я пела на клиросе в Аргентине. Монахов там немного, и поэтому каждый должен знать службу и уметь петь, даже если слуха особо нет. Началось всенощное бдение. Владыка служил так, будто находится в каком-то кафедральном соборе… Потом потихонечку приблизился ко мне и спросил: «Какой глас?» Он пел вместе с нами. Это было так трогательно…
Мне казалось, что владыка будет жить вечно. Было очень тяжело, когда митрополит Амфилохий упокоился. Он был и отец, и мама одновременно. А вслед за ним вскоре ушел к Богу и владыка Афанасий (Евтич). Я благодарна Богу, что такие духовные гиганты были в моей жизни, и их духовная кровь течет во мне…
Епископ Афанасий (Евтич) со святым преподобным Иустином (Поповичем)
Монахиня Севастиана (Ускокович): Митрополит Амфилохий — первый монах, которого я увидела. Летом 1993 года в моей родной деревне Корнет мы вдруг услышали колокольный звон, побежали к старинному храму и увидели человека невысокого роста в черной одежде с бородой и сияющими глазами.
Мы все, кроме папы, были некрещеные. Я ничего не знала о вере, как креститься и просить благословение… Но почему-то из всех детей рядом с владыкой оказалась именно я. Сегодня, по прошествии 30 лет, ту встречу я воспринимаю через слова Христа, сказанные апостолам: вы будете ловцами человеков (ср.: Мф. 4: 19).
Владыка приехал в нашу деревню из-за святого Мардария, моего дедушки, хотел познакомиться с родственниками. Мы показали ему могилку родителей дедушки. Я не помню нашего разговора с митрополитом Амфилохием, но помню ощущение благодати, которая притягивала, как магнит. Хотелось подольше побыть с ним рядом, обнять, как доброго дедушку. Владыка погладил меня по голове и сказал: «Ты будешь монахиней». О монашестве я ничего не знала, повернулась к маме и спросила: «А что такое монах?» Мама ответила, что монах — человек, который делает добрые дела.
Видимо, моего сердца коснулась молитва владыки. С того самого дня я стала думать о Боге и узнавать больше о Нем из книг. Помню, как в мою комнату вошла старшая сестра и увидела написанные на стенах стихи из посланий святых апостолов: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1: 21).
Крестил меня тоже митрополит Амфилохий. Это было в 2002 году на праздник святого Илии Пророка в церкви, освященной в его честь. Мы были на литургии, и владыка спросил, кто хочет креститься. Я подняла руку, папа кивнул в знак одобрения.
Во время миропомазания я упала в обморок. После того как очнулась, владыка еще раз повторил, что я буду монахиней. И это опять была встреча, когда мы почти не разговаривали, но которая была насыщена благодатью.
Моя сестра тоже монахиня. Ее постригли с именем Мардария, в честь нашего дедушки. Она подвизается в монастыре в Косово. Обитель Печка Патриаршия, где живет сестра, небольшая, но там настоящие монахини, идущие за Христом.
Когда я приняла решение остаться в Минске, в нашем монастыре, чувствовала, что достаточно легко проживаю отрыв от родины и родных людей. Думаю, молитвами митрополита Амфилохия такие тяжелые душевные моменты ушли.
В 2019 году я поехала в Черногорию менять паспорт. В Цетинском монастыре мне навстречу вдруг вышел владыка. Я приехала исключительно по делам и никаких встреч с митрополитом Амфилохием не планировала. Но сейчас благодарна Богу, что она состоялась, как раз незадолго до его кончины…
И это снова была встреча, где он не нравоучал, не наставлял, не давал никаких советов. Он просто смотрел на меня и молчал. Никогда в моей жизни не было такого высокого молчания. Он только спросил: «А ты как?» Я ответила: «Благодаря Вашим молитвам, Вы же вымолили…» Он снова замолчал, чувствовалось, что владыка молится. Потом достал из кармана четки, икону Святой Троицы и подарил мне. Митрополит Амфилохий пригласил меня на ужин, и снова мы провели вечер в глубоком молчании. Думаю, это было его благословение для меня быть более спокойной и сосредоточенной.
Митрополит Амфилохий был бескомпромиссным по отношению к вере. После принятия в Черногории закона, по которому храмы и монастыри Сербской Православной Церкви могли перейти в собственность государства и распродаваться на аукционах, владыка призвал людей выйти на массовый крестный ход. При численности населения Черногории 650 тысяч человек в крестном ходе принимало участие около 100 тысяч. Тогда митрополит Амфилохий предстал как настоящий Моисей, который ведет свой народ. Этот крестный ход стал печатью на его апостольстве. Люди ему верили и шли за ним.
На этом рисунке монахини держат руки митрополиту Амфилохию, как некогда пророку Моисею держали руки его соратники во время битвы против Амалик (см.: Исх. 17: 11, 12).
Ко всем людям владыка относился одинаково уважительно, не смотрел на регалии. У него не было преград, которые мы по-человечески часто ставим. Вообще, он был очень простым человеком. Любил смотреть футбол, мог пошутить. Спокойно брал в руки косу и косил траву, его архиерейство этим не смущалось.
Мой папа упокоился в 2017 году на праздник Святой Троицы. Я уже была здесь, и все вопросы по отпеванию решал брат. Можете себе представить: такой большой праздник, все священники заняты. Родные уже начали беспокоиться, найдется ли батюшка, а я не волновалась абсолютно, была уверена, что Господь всё решит. В итоге брату позвонил сельский священник, сказал, что приедет. Все собрались на отпевание, и тут приезжает… митрополит Амфилохий! Это при том, что в монастыре Острог был престольный праздник! Он сказал тогда: «У меня долг перед Милорадом, он отдал двух своих дочек Богу». Владыка был одна сплошная любовь…
Митрополит Амфилохий упокоился после принятия Святых Христовых Таин в канун праздника святого Петра Цетинского, которого очень почитал. Их судьбы схожи: оба митрополита любили Россию, страдали за людей и стойко несли свой крест. Всё имущество, что осталось после смерти владыки, — это огромная библиотека, панагия, одежда и пара обуви, дырки в которой были прикрыты картоном. Новую обувь он всегда отдавал людям.
Когда владыка заболел, я надеялась, что он все-таки победит болезнь. Но с 29 на 30 октября ему резко стало хуже. Монахи и священники, которые находились рядом, просили молитв. В ту ночь я как раз читала Псалтирь. После молитвы долго не могла уснуть. А утром мне сообщили, что владыка упокоился. У меня была такая сильная боль… Гораздо глубже, чем за родителей. Но я знаю и чувствую, что обрела еще одного защитника перед Богом.
Записала Мария Котова
30.10.2023