Житие святителя Афанасия (Сахарова)
28 октября — день памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (1962)
Детство и юношество Сергея Сахарова
2 июля 1887 года в селе Царевка Тамбовской губернии в семье Григория и Матроны Сахаровых родился мальчик. Жили родители большей частью во Владимире. Отец был надворным советником в отставке, мать — по происхождению крестьянка. Ребенок сам выбрал себе имя. Родители написали на листках бумаги несколько имен почитаемых ими святых и разложили перед ним. Младенец потянулся к тому, на котором было написано имя преподобного Сергия Радонежского. Так нарекли его Сергием.
Сергей Сахаров, мать Матрона Андреевна Сахарова и племянник, 1913 г.
Отец Сережи умер, не дожив до двухлетия своего сына. Его воспитала мать, глубоко вложив в душу ребенка нравственные идеалы, веру и стремление к целомудренности. Матрона, женщина благочестивая и боголюбивая, мечтала о том, чтобы сын принял монашество.
Сережа Сахаров с архиерейским жезлом в руках, 1889 г.
Мальчик подрастал, и, когда пришло время учиться, поступил в Шуйское училище. Поначалу девятилетнему Сереже учеба давалась нелегко, как и преподобному Сергию в отрочестве. Его даже оставляли на второй год, но интерес к учению и познанию нового возрастал, проявлялись способности, и заканчивал юноша училище уже в числе первых учеников.
С раннего детства будущий епископ любил церковное богослужение. Особенно впечатляла его торжественная архиерейская служба. Ребенком у себя дома он играл «в церковь». Он отличался усидчивостью, умел вышивать и даже вышил церковное облачение. А когда его, маленького, спрашивали, кем он хотел бы стать, совсем неожиданно для ребенка отвечал: «Архиереем». Сергею близка была молитва, ее духовный язык, и еще в отрочестве, в возрасте двенадцати лет, он написал свой первый тропарь. Посвящен он был Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери.
Шуйско-Смоленская икона Божией Матери
Семинарист. Смутное время
Закончив училище, молодой человек поступил во Владимирскую духовную семинарию. Время, полное соблазнов, никак не повлияло на цельную натуру Сергия. В самой семинарии в тот период действовала подпольная ячейка Социал-демократической партии. Существовала она недолго. Один из организаторов погиб, неосторожно обращаясь со взрывчаткой, после чего ячейка распалась. Жизнь бурлила перед революцией, молодежь жаждала перемен. Летом 1905 года во Владимире проходил подпольный съезд студентов духовных семинарий. Одним из его плодов стала забастовка, объявленная владимирскими семинаристами.
Но Сергея Сахарова не увлекали интересы большинства, не занимала общественная жизнь, не тревожили политические страсти. Когда он говорил о семинарских годах, чаще всего вспоминал архиепископа Владимирского Николая (Налимова). Строгий аскет, любитель и знаток уставного богослужения, он на всю жизнь остался для Сергея учителем и одним из самых значимых людей, встреченных на жизненном пути. Всё остальное, происходящее в то время, большого значения для него не имело.
Архиепископ Владимирский Николай (Налимов)
Монах Афанасий
Выпускник семинарии Сергей Сахаров поступил в Московскую духовную академию. Здесь он и принял монашеский постриг с именем Афанасий.
Мечта матери о сыне-монахе сбылась. В 1912 году Афанасий окончил академию, получив степень кандидата богословия, осенью того же года произошло его рукоположение во диакона, а через несколько дней — во иеромонаха. Он начал преподавать в Полтавской духовной семинарии.
Иеромонах Афанасий (Сахаров), 1913 г.
В 1913 году иеромонах Афанасий вернулся в родной Владимир, где продолжил преподавать литургику и искусство проповеди во Владимирской семинарии. В 1918 году он принимал участие в работе Поместного Собора Русской Церкви, а в период с 1918 по 1920 годы был членом Владимирского епархиального управления. 20 января 1920 года отца Афанасия возводят в сан архимандрита с назначением наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
Владимирский Богородице-Рождественский монастырь
Земные мытарства епископа Афанасия
Архиереем отец Афанасий стал в 1921 году в возрасте 34 лет. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы это не обещало ничего, кроме преследований и лишений. Время, в которое святитель занял епископскую кафедру, предполагало прямое исповедничество, если человек хотел сохранить свою веру чистой.
Первый арест епископа Афанасия произошел всего через 7 месяцев после хиротонии, в марте 1922 года, по делу, связанному с изъятием церковных ценностей. Он был приговорен к году заключения, но по амнистии освободился раньше. Однако в том же году владыка вновь был арестован за борьбу с обновленческим движением и сослан в Усть-Сысольск.
Затем целым списком последовали другие тюрьмы и лагеря: онежские, каргопольские, сибирские, мариинские, темниковские, Дубравлаг. Из 42 лет своего архиерейского служения только десять епископ Афанасий был допущен до трудов в епархии, а остальные провел в ссылках и тюрьмах. Всего в них владыка провел 33 года своей жизни. Приходилось ему работать и на лесоповале, и на строительстве дорог, и плести лапти, и убирать навоз.
Церковная жизнь в заточении
Заключения владыка Афанасий не пытался просто переждать или перетерпеть. Именно в тюрьме, с его точки зрения, и совершалась настоящая церковная жизнь. В письме матери из Таганской тюрьмы он пишет: «Здесь лучше, чем на свободе, это я, не преувеличивая, говорю. Здесь истинная Православная Церковь». В сослужении находящегося в заключении духовенства владыка совершал уставные службы, писал богословские тексты, ободрял свою паству, выражал свое мнение по поводу ситуации в Церкви.
Двор Таганской тюрьмы в Москве
Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, поражаешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, оставаться монахом несмотря ни на что.
Вот как он описывает совершаемое им в уме своем и в сердце рождественское богослужение 1940 года в Беломоро-Балтийском лагере, мысленное посещение могил близких людей: «Ночью с некоторыми перерывами (засыпал… о горе мне ленивому…) совершил праздничное бдение. После него пошел славить Христа рождшагося и по родным могилкам, и по келиям здравствующих. И там и тут одно и то же пел: тропарь и кондак праздника, потом ектенью сугубую, изменяя только одно прошение, — и отпуст праздничный, после которого поздравлял и живых, и усопших. Как будто повидался со всеми и утешился молитвенным общением. И где только я не был… Начал, конечно, с могилки милой моей мамы, потом и у папы был, и у крестной, а затем пошел путешествовать по святой Руси, и первым делом в Петушки, потом Владимир, Москва, Ковров, Боголюбово, Собинка, Орехово, Питер, потом по местам ссылки — Кемь, Усть-Сысольск, Туруханск, Енисейск, Красноярск…»
Епископ Афанасий (Сахаров). Тюремное фото 1937–38 гг.
В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. В таких нереальных условиях владыке Афанасию удавалось совершать службу и во всем следовать уставу. Суточный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти. Никогда не давал себе поблажек относительно положенного поста.
Сохранился рассказ о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря в 1944 году: «Дверь открылась. Послышался стук костяшек "козла", мат и блатной жаргон. В воздухе стоял сплошной синий табачный дым. Стрелок подтолкнул о. Иеракса и указал ему на какое-то место на нарах. Дверь захлопнулась. Оглушенный, отец Иеракс стоял у порога. Кто-то сказал ему: "Вон туда проходи!" Пойдя по указанному направлению, он остановился при неожиданном зрелище. На нижних нарах, подвернув ноги калачиком, кругом обложенный книгами, сидел владыка Афанасий. Подняв глаза и увидев отца Иеракса, которого давно знал, владыка нисколько не удивился, не поздоровался, а просто сказал: "Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!" — "Да разве здесь можно?" — "Можно, можно! Читай!" И отец Иеракс стал помогать владыке продолжать начатую службу, и вместе с тем с него соскочила вся тревога, всё тяжелое, что только что давило душу».
Иеромонах Иеракс (Бочаров)
Новые испытания
Срок лагерного заключения епископа Афанасия закончился в ноябре 1951 года. Однако после этого его насильно поместили в дом инвалидов в Мордовии. Условия там были не лучше, чем в тюрьме.
За всё время, которое владыка провел в заключении, он ни разу не возроптал, не озлобился и не пришел в уныние. Каждый раз, возвращаясь с допросов после долгих избиений, первым делом он принимался благодарить Господа. Потерпеть какую-то скорбь ради Него он считал для себя честью. Он искренне думал, что людям, которые остались на свободе, в условиях борьбы с обновленцами, было гораздо тяжелее. «А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я, не преувеличивая, говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии», — писал он.
В тюрьмах и лагерях владыка получал большую помощь от знакомых — посылки с продуктами и одеждой. Своим духовным чадам святитель привил особое почитание пророка Илии, которому он молился каждый день в тюрьме, читая им самим составленный тропарь святому. Владыка считал, что именно по молитвам пророка Илии ему и его соузникам удалось избежать тогда голодной смерти.
Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова
Известно, что важный раскол в Русской Церкви произошел в 1927 году, когда возглавивший ее митрополит Сергий (Страгородский) обнародовал Декларацию, согласно которой Церковь шла на сближение с советской властью. Часть архиереев в связи с этим сразу же отошла от митрополита Сергия, перестав ему подчиняться. Отдельно стояла группа архиереев, которые, не отрицая власти митрополита, тем не менее не стали поминать его имя за богослужением, считая, что он превысил свои полномочия. К числу таких «непоминающих» принадлежал и владыка Афанасий. Однако при этом он продолжал служить и призывал своих духовных чад не отходить от Церкви. Но когда в 1946 году Церковь возглавил патриарх Алексий I, епископ Афанасий сразу же признал его канонические права и призвал всех оставить «непоминание», признав нового главу.
Его слово было веско и авторитетно еще и потому, что владыка был другом почившего к тому времени митрополита Казанского Кирилла, который негласно считался главой «непоминающих». Таким образом, в значительной степени благодаря усилиям владыки Афанасия в Русской Церкви удалось избежать еще одного раскола.
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский
После дома инвалидов
Святитель Афанасий был освобожден из дома инвалидов в марте 1955 года и смог вернуться домой, в Подмосковье. Вскоре он был назначен председателем комиссии по Церковному Уставу, однако его взгляды на Устав расходились со взглядами других членов комиссии, поэтому владыке пришлось вернуться в подмосковные Петушки.
Ему было позволено служить в местном храме, но только при закрытых дверях и без архиерейского облачения — он от этого отказался. Молился теперь владыка дома, в чем тоже было некоторое преимущество: только в собственной келье можно было молиться перед аналойной иконой, на которой были изображены Царская семья и патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка.
Трудно будет найти, наверное, в нашей Церкви человека, который с такой же любовью и трепетом относился бы к церковному богослужению, как святитель Афанасий (Сахаров). В письмах епископ Афанасий признавался, что самым большим его желанием было упорядочить, дополнить и исправить церковные службы, чтобы облегчить их понимание современными богомольцами.
Епископ Афанасий (Сахаров), 1962 г.
Большой молитвенник и автор молитв
Безусловно, более всего мы знаем епископа Афанасия как одного из авторов службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Работу над ней он начал еще в 1918 году, когда вышел первый ее вариант. Тогда ни один политический аналитик не смог бы предположить, каких масштабов достигнут гонения на Церковь. Работу над составлением службы епископ не оставлял даже в лагерях.
Кроме того, владыка составил службу Максимовской иконе Божией Матери, написал ряд величаний и песнопений, используемых в современном богослужении. В тюрьмах он также составил несколько молебных пений: «Об Отечестве», «О прекращении войн и мире всего мира», «О сущих в скорбях» и другие. Также перу епископа Афанасия принадлежит огромный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», который он посвятил памяти своей матери.
«Молитва вас всех спасет!»
Близость своей смерти владыка предчувствовал. За несколько дней до этого он неожиданно спросил у своей келейницы: «День? Час?» И после ее ответа произнес: «Воскресенье, восемь часов». Так и произошло. Епископ Афанасий тихо отошел ко Господу 28 октября 1962 года в восемь часов утра. Это было воскресенье. Известно, что последними словами, которые он произнес, были: «Молитва вас всех спасет!»
Его похоронили на Введенском кладбище города Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.
Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году.
Прощание с епископом Афанасием. 30 октября 1962 г.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
27.10.2023