Повелитель ветра. Фильм о Федоре Конюхове
В русскоязычный прокат вышел фильм «Повелитель ветра», который рассказывает зрителям об одиночном полете Федора Конюхова вокруг земли на воздушном шаре за рекордные 11 дней 4 часа и 20 минут.
Федор Конюхов — знаменитый путешественник, художник, писатель, священник — с детства мечтал о путешествиях. И его мечта сбылась. Он пересек Атлантический и Тихий океаны на весельной лодке, поднялся на все семь главных вершин мира, дошел до Северного полюса на лыжах.
Что это — блажь или подвиг? Эгоизм или служение? Способ познать себя или Бога? Рассуждаем после просмотра.
Подвиг борьбы
Фильм начинается с финала путешествия Конюхова по Атлантике. Уставший человек в лодке среди бушующего моря. Его накрывает гигантская волна. На берегу — команда, которая сопровождает Федора во всех его путешествиях, в том числе и его сын Оскар, любимая жена Ирина. Но сигнал с моря пропадает…
Человек и море, человек и горы, человек и пустыня, человек и Северный полюс. Федор Конюхов не раз оставался один на один с природой, то ли испытывая, кто сильнее, то ли желая познать стихию и найти ответ на какой-то всю жизнь мучивший его вопрос. «Мне всё это хотелось посмотреть и пережить самому — ощущения человека, когда он в горах, на полюсе, в океане на яхте или когда бежит сотни километров по снежным просторам как погонщик собак… Все грани человеческие меня в этом мире интересуют, меня всё волнует», — говорит знаменитый путешественник Федор Конюхов в одном интервью*.
Его полет на воздушном шаре невероятно рискованный. Во время полета пилот может регулировать только высоту и ловить потоки ветра. В путешествии поминутно случаются какие-то неприятности. Федору приходится чистить гаснущие горелки и бороться с обледенением купола. Он то замерзает, то задыхается от нехватки кислорода, то чуть не падает с шара. Спит буквально по десять минут.
Чтобы преодолеть это, нужно быть очень сильным человеком. Чтобы вернуться домой, нужно, чтобы тебя кто-то ждал.
Там, в Атлантическом океане, когда пропал сигнал, не пропала молитва тех, кто остался на берегу. И Федор вернулся живым. Как и после полета на воздушном шаре.
Подвиг ожидания
Жена Федора Ирина Конюхова в своей книге «Моя жизнь с путешественником» пишет: «Философы древности говорили, что люди бывают трех типов: те, кто живы, те, кто мертвы, и те, кто плавают в море. Мой муж выбрал последнее. Но есть и четвертый тип людей: те, кто плавают в море и остаются живы, ибо не забывают Того, Кто может спасти их»**.
Я не знаю, чей подвиг больше — того, кто ушел в море, или тех, кто преданно ждет на берегу. И молится самозабвенно, как будто точно знает, что именно его тихая непрестанная молитва «спаси и сохрани» удержит любимого человека от гибели в страшный час.
У Ирины однажды спросили: «Я слышала, что вы вместе с Федором в плавании?» Ирина кивнула. Потому что это всегда их общее плавание, их общая борьба.
«Я убедилась, сколь сильна любовь Бога. Велико расстояние, а мы с тобой рядом. Ты гребешь, а я чувствую запах океана и вкус соли на моих устах»**, — пишет она.
В фильме вымышленный герой — инвестор, который вложил все деньги в путешествие Федора на воздушном шаре, — от напряжения и волнения то возмущается поступком Федора, то курит, то выпивает. Ирина говорит ему: «Вы соберитесь, он там всё чувствует». И это действительно так.
«Он возвращается, пока мы его ждем», — говорит она сыну Оскару, с которым Федор ссорится накануне вылета. Их конфликт понятен — сын хотел бы чаще видеть отца, быть ближе с ним, а не постоянно ждать его после подвигов, про которые действительно никто не может дать четкий ответ: зачем это ему?
Сама Ирина понимает, что Федор будет уходить в любом случае. Поэтому, прощаясь с ним перед полетом, говорит только эти простые слова: «Я тебя жду».
Может быть, и нам стоит говорить друг другу эти слова, даже если расстаемся ненадолго: «Я тебя жду». Чтобы другой всегда возвращался.
И, может быть, любовь — это не заставить другого быть таким, как хочется нам. Любовь — это позволить ему пройти свой путь, но при этом оставаться рядом.
Подвиг веры
На вопросы «зачем?», «для чего?» сам Федор отвечает так: «Это не мое — это от Бога». В фильме он говорит своему сыну Николаю: «Всё, что дано, — от Бога. Больше сделать не удастся. Но если сделал меньше, чем дано, — это уже грех».
Писатель чувствует в себе зов, который заставляет его сидеть за письменным столом и творить новые миры, музыкант — создавать музыку, священник — служить другим. А путешественник слышит зов, который не дает ему надолго оставаться дома, в кругу родных. Почему у того или иного человека именно такая судьба и призвание — тайна от Бога. Но, видимо, Ему важно, чтобы человек прошел именно свой путь. Может, только в этом пути и можно понять что-то про себя, жизнь и Бога.
«Не бери в дорогу ничего, кроме любви», — говорила мужу Ирина. В путешествие нельзя брать с собой страх. Лодка, в которой плыли с Христом апостолы, заливалась водой. А Христос спал. «Что же вы, маловерные», — сказал Он им, когда они в возмущении разбудили Его, и Он одним Своим словом укротил бурю.
Федор как никто знает силу Божьего слова. И что последнее слово остается за Ним. У него всегда с собой икона Николая Чудотворца, и он говорит, что чувствует его незримое присутствие. И знает, что если помолиться, попросить помощи, то с Богом возможно всё. И все свои подвиги и рекорды посвящает Ему.
«Только через страдания можно узреть Господа Бога. Когда моя яхта перевернулась, я понял, что нет на земном шаре более тяжелой работы, чем молиться Господу Богу, именно молиться»*, — говорит Федор и вновь и вновь идет на эти страдания.
Всё путешествие на воздушном шаре Федора преследует циклон, от которого он бежит. Он пытается его облететь сверху, но выходит так, что оказывается внутри его. Температура -40, горелки не работают, шансов выжить нет. Федор говорит своему сыну, что падает, смиряется и уже почти теряет сознание. И именно в этот момент циклон «отпускает» его к свету и жизни.
То трудное и темное, что суждено нам пройти, не выйдет обогнуть, как бы ни хотелось. Придется пройти через свой «смерч» и внутри его найти ответы, которые ищешь всю жизнь.
А любую дорогу нельзя пройти без веры, надежды, любви и тихих слов, сказанных тебе от сердца: «Я тебя жду».
12 авг. 1998 года. Атлантический океан (из дневника Федора Конюхова): «Утро. Скоро взойдет солнце. По Гринвичу — 8 утра. Там меня в Москве ждут на телефоне, а я не могу дозвониться, нет питания, все батареи сели… Дела плохие, но надо выкарабкиваться. Сколько ты, Федор, попадал в сложные передряги, и Господь тебе помогал, как будет сейчас?
Моя плоть пропитана морем. И вот тому доказательство: стоит мне провести хотя бы несколько дней в Океане, и я становлюсь крепче духом и телом. Здесь, в одиночестве, я живу в согласии с ритмом Океана. Я ставлю и убираю паруса, ловлю рыбу и любуюсь восходами, а на закате читаю молитву "Отче наш".
Я, как и многие до меня мореплаватели, видел цель своей жизни — находиться один на один с Океаном, и это приносит мне радость, какую ничто другое на земле не могло бы дать. Я никогда не рассматривал участие в гонке вокруг света как спортивное достижение. Истинное удовлетворение дает не само участие в гонке, а преодоление препятствий на пути к ней…
Ночь. Уже темно. У меня на яхте нет света. Зажег свечу. Она дает таинственный свет, живой. При свече не хочется читать книги. Сейчас буду читать Евангелие».
Подготовила Ольга Демидюк
Фотографии из интернета
---------------
* Федор Конюхов: Исповедь путешественника — Православный журнал «Фома» (foma.ru)
** Моя жизнь с путешественником. Ирина Конюхова
20.10.2023