X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О нескончаемом творчестве

беседа с батюшкой-иконописцем о творчестве

— Как можно понять слова отца Софрония (Сахарова): «Молитва — это нескончаемое творчество»?

— Эти слова сказаны человеком, который имел отношение к творчеству, был художником, и, наверное, их из контекста нельзя вычеркнуть. Потому что то, как живет человек, чем он внутренне питается, то, в какой среде он существует, очень влияет, и, я думаю, это творческое преломление и коснулось в отце Софронии всей его духовной жизни, его отношений с Богом, с Церковью, его молитвенной практики. Эти слова надо понимать прежде всего в контексте самого отца Софрония, его жизни, а уже как это касается лично каждого из нас — это та мера, которой человек живет.

Я, став священником, начал близко соприкасаться с разными людьми, с их разными позициями, разными взглядами, разным мироощущением, и мне приоткрылась такая сторона жизни, о которой раньше я имел отдаленное представление. Я увидел, как люди по-разному устроены: для одного человека важны в жизни самые обычные вещи, какой-то комфорт и удобство; для другого человека его внутренняя жизнь настолько важна, что он ни о чем другом не хочет ни говорить, ни думать, как будто этого не существует. Поэтому очень важно для нас понять самих себя, найти свое место в этом мире, потому что мы, бывает, можем занять не свою позицию, не совсем свое место.

Знаете, давным-давно, когда я был пономарем, меня очень впечатлило, как поет наш монашеский хор. Это был такой слаженный, цельный организм, который состоял из совершенно разных людей: кто-то менее опытный, кто-то более опытный — у каждого своя роль. Есть регент, который задает темп и руководит хором, есть партия, которую поет один голос, есть другой, кто-то читает, кто-то подает книги, есть уставщик — это сложный организм, состоящий из большого количества людей, который очень слаженно действует, и в нем каждый человек, независимо от своей роли, находит свое место  и имеет уникальное значение.

Очень важно, чтобы мы, живя, что-то делая и участвуя в каком-то деле в широком смысле, нашли свое место, чтобы мы не мешали другому человеку, не пытались делать то, что от нас и не требуется делать, а почувствовали именно то необходимое, что от нас требуется. Может, по аналогии с этим хором, от нас требуется просто открывать книги на нужной странице и подавать людям, которые лучше нас поют, но не имеют возможности открывать книги. И мы в данном случае будем очень необходимы, хотя, может, и рта не откроем, и звука не произнесем. И если вдруг нас не станет в этом хоре, то он не сможет так слаженно петь, начнется дисгармония, станут возникать паузы. Мне кажется, что очень важно найти это место и, уже исходя из этого, пытаться понять, что именно в своей жизни я могу на самом деле, где и в чем я могу проявить свое творчество: в молитве или просто в духовной жизни. И тогда эти слова отца Софрония станут живыми и их можно будет применить. Они станут не просто поэтической метафорой, даже очень красивой и возвышенной, — они станут прилагаемыми к реальности и к тому, чем мы живем.

 

пруд

Иногда человек настолько погружен в какие-то обстоятельства, в привычную для себя схему, иногда даже внешне навязанную, что не задается вопросом: почему мне нужно то или иное, почему нужно так, а не иначе? Это бывает хорошо до поры до времени. Но вот наступает момент внутреннего взросления, кризисной ситуации внутренней, где требуется не просто повторить готовую инструкцию, а действовать по обстоятельствам, которые не прописаны в правилах. В этот момент очень важно проявить какое-то творчество, и оно должно быть не просто авантюрой или духовным экспериментом, а действительно творчеством с большой буквы, чтобы мы в какой-то нестандартной ситуации (а духовная наша жизнь — всегда нестандартная ситуация) нашли правильный шаг, правильное слово, правильное решение. Это поле нескончаемого поиска. И этот поиск должен быть не только в молитве, но в целом в жизни.

Вот я живу и пытаюсь осознать, что мне нужно делать. Важно каждому человеку искать ответы в той сфере и области, в которой он существует. Ищите вдохновения, ищите творческой энергии в жизни. Потому что часто бытовуха спрессовывает, и человек начинает действовать как робот, он делает всё по заданности и вырваться сам из этого не может. Но вырваться на самом деле необходимо. «Вырваться» не в смысле бросить, а по-другому осознать.

Мне очень понравилась теория времени. В нашем представлении есть линейное время: прошлое, настоящее и будущее. И мы живем в таком иллюзорном состоянии, что движемся из прошлого в будущее. А в этой теории говорится о том, что на самом деле время многослойно. Будущее всегда есть, и оно всегда будущее, это как бы рай. Настоящее — это тоже то, что сейчас есть, то, что будет и что всегда было. Но у настоящего есть возможность стать будущим или прошлым. И есть прошлое — это то, что было, что проходит, и даже то, что будет проходить, и это ад. И вот складывается такая интересная ситуация, когда между этим адом (прошлым) и раем (будущим) существует какой-то сегмент настоящего. И всё зависит от того, чему мы это настоящее посвятим. Это настоящее может «упасть» в прошлое и стать адом. Но это же настоящее может стать будущим и стать раем. И мы сейчас, в нашей сегодняшней ситуации, можем жить не только повседневной рутиной, которая идет как школьный дневник. У нас есть возможность вырваться из этого графика, и во многом это зависит от нашего дерзновения: не поддаться сегодняшней тоске, отчаянию, упадническому настроению, которое нас очень убедительно штурмует и доказывает, что всё бесполезно, напрасно и ничего не выйдет.

Наверное, это такое творчество, которое касается всего строя жизни, особенно если человек — верующий христианин, который находится в таком движении все-таки к раю, а не к аду. У нас перспектива однозначная, у нас нет куда пойти: налево или направо. У нас однозначно есть конечная точка, и поэтому нам надо понимать, что это движение происходит не просто где-то, а происходит в сегодняшнем разговоре, в сегодняшних мыслях, в сегодняшних переживаниях, в том, как я вижу человека, как я реагирую на его поступки и слова. И хорошо было бы, чтобы мы попытались посвятить свою жизнь будущему. Чтобы мы не просто сетовали и разводили руками, как бабушки на скамейке, которые говорят, что, вот, было время раньше: и деревья были зеленые, и сахар слаще. Это не позиция христианина. Это состояние надо замечать в себе и пытаться не отдавать ему свою жизнь полностью, а отвоевывать минуты, секунды, мгновения, которые у нас есть и которые бесценны, особенно если они будут посвящены этому будущему. Тогда они не исчезают, тогда они попадают в область вечности уже сейчас и сегодня.

 

водный источник

Это очень вдохновляющая теория. Если почаще ее вспоминать, это может дать силы как-то справляться с теми сложностями и проблемами, которые на сегодняшний день существуют. В нашей жизни есть очень много вещей, которые составляют бесценный дар, бесценную сокровищницу, которая находится рядом с нами. Но мы часто обделены, и не потому, что кто-то нас обделил, а потому что мы сами теряем возможность уметь этим пользоваться, замечать и радоваться этому. В этом и есть огромное искусство — разглядеть, расслышать, распознать то дыхание вечности, которым пронизана вся наша жизнь.

Так жалко бывает, когда это вдруг становится неважным, и человек погружается в сферу земной перспективы! В ней тоже есть свои особенности, законы и закономерности, но она очень одномерная, в ней нет глубины. И, поневоле попадая в эту сферу, мы должны пытаться из нее выходить. Тогда мы начнем видеть, как поступить в том или ином «земном» случае. Вот преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский давали какие-то советы даже на житейские ситуации не потому, что они были искусны в житейских вопросах, а потому, что они большую часть своей жизни посвящали глубинной жизни, а из этой жизни прозревали и земную, обыденную жизнь.

Подготовила Ольга Александрова

Эту и другие беседы можно посмотреть на страничке иконописной мастерской нашего монастыря в Instagram

26.10.2023

Просмотров: 324
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Потрясающая статья и потрясающие мысли. Спаси Господь!
Комментировать