X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Любовь покрывает всё»

преподобный Амвросий Оптинский

Чтобы преодолеть 70 километров, разделяющих Оптину и Калугу, в 40-е годы XIX века не хватало ямщиков, впрочем, как и номеров в монастырских гостиницах. А сам монастырь современники называли «духовной санаторией». Тысячи израненных душ стекались со всей России, жили при обители по нескольку дней, а иногда и недель, чтобы услышать СЛОВО. Порой обличающее, иногда строгое, часто врифмованное в незатейливый стих, но всегда исполненное Христовой любви к страждущему, заблудившемуся, однако ищущему спасения человеку. «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает, хлеб отнимает!» — шутил преподобный Макарий, указывая на окруженного приезжими ученика, которому дал такое благословение: «Будешь жить в хибарке по ту сторону скитских ворот, и смотри — вот тебе мой завет — никого из приходящих не оставляй без утешения».

 

Хибарка старца Амвросия

Хибарка прп. Амвросия у ворот Предтеченского скита Оптиной пустыни

Утешитель земли русской преподобный старец Амвросий родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье сельского пономаря Михаила Федоровича и Марии Николаевны Гренковых. Накануне рождения младенца к его деду, священнику того же села, съехалось много гостей — и в доме, и во дворе толпился народ. Впоследствии старец шутливо приговаривал: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Маленький Александр — так окрестили своего шестого сына Гренковы — был самым веселым и шаловливым из всех детей и очень смышленым. За проказы Саше нередко доставалось от строгого дедушки, но это не мешало старшим брать его по праздникам с собой в храм, где отрок читал и пел на клиросе. Учился он легко — и дома, и потом, в Тамбовском духовном училище и в семинарии. Александр любил Священное Писание, ему нравились богословские, исторические и гуманитарные науки. Товарищам казалось, что Гренков и не учится вовсе, однако он отвечал всегда лучше всех, «как по книжке читал».

 

Тамбовская духовная семинария

В последнем классе семинарии Александр опасно заболел и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. Юноша поправился, но обет выполнять не спешил. Целых четыре года он всё «жался» по его собственному выражению. В июле 1836 года Александр Гренков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники, ни в монахи. Некоторое время был домашним учителем в помещичьей семье, затем преподавал в Липецком духовном училище. Коллеги и товарищи любили его за живой и веселый характер, остроумие и доброту, и всё было хорошо, кроме одного: на душе у Александра Гренкова было тяжело, не давали покоя укоры совести, но решение он принять не мог.

Когда с товарищем он посетил в тамбовском селе Троекурове известного старца-затворника Илариона, тот ему сразу сказал: «Иди в Оптину: там есть опытные старцы, и ты там нужен». В 1839 году побывал также в Троице-Сергиевой Лавре и молился перед мощами преподобного Сергия Радонежского. Вскоре после одного из вечеров в гостях, когда Александр был особенно в ударе и беспрерывно веселил присутствующих, вернувшись домой, он вспомнил про свой обет и почувствовал искреннее раскаяние. Его решимость зрела всю ночь, и утром, тайно от всех, не поставив в известность даже епархиальное начальство, Александр ушел в Оптину пустынь.

 

Табличка на стене Липецкого духовного училища

Табличка на стене здания Липецкого духовного училища

В 28 лет Александр Гренков был зачислен в братию и год жил в монастыре на кухне. На кухне год «прималчивал», отвечал только, если спросят, нес послушание в монастырской пекарне, был помощником повара. Переменил пять келий. Затем преподобный Лев взял его в келейники.

Старец Лев любил молодого послушника, ласково называл Сашей. Но воспитывал сурово: укорял его для духовной пользы и дал прозвище «химера», подразумевая пустоцвет, который бывает на огурцах; при людях испытывал его смирение, делая вид, что гневается на него за дело. Но другим про ученика говорил: «Великий будет человек». «Для монаха укоризна и нравоучение — всё равно что для ржавого железа щеточки», — говорил старец Амвросий. «Из-за любви старец Лев так поступал и ржавчину с меня снимал усердно», — вспоминал впоследствии преподобный. После кончины старца Льва он стал келейником у преподобного Макария.

В 1842 году Александр Гренков был пострижен в мантию и наречен Амвросием в честь святителя Амвросия Медиоланского. В 1843 году последовало иеродиаконство, а через два года — рукоположение в иеромонахи. Это было время ученичества, тесного общения со старцем Макарием, который воспитывал в нем строгого подвижника, украшенного нищетой, смирением, терпением и другими иноческими добродетелями. Когда старец Макарий начал книгоиздательскую деятельность, отец Амвросий стал его незаменимым помощником, занимался переводом духовных книг. В частности, он переложил с древнеславянского и подготовил к печати знаменитую «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Предвидя свою кончину, старец Макарий постепенно знакомил отца Амвросия с посетителями обители, искавшими советов и утешения, и близким говаривал: «Отец Амвросий вас не бросит». Наблюдательный, любознательный и сметливый от природы, отец Амвросий умел удивительно легко разговаривать с людьми и занимался приемом посетителей Оптиной пустыни с большой любовью.

 

Преподобный Амвросий и Достоевский

Преподобный Амвросий и Федор Михайлович Достоевский, коллаж

В Оптину шли за утешением, исцелением, за советом. Шли те, кто запутался в своих житейских обстоятельствах или в философских исканиях, туда стремились те, кто жаждал высшей правды, и в этом «источнике живой воды» всякий утолял свою жажду. Выдающиеся мыслители эпохи, философы, писатели не единожды были там: Гоголь, А.К. Толстой, Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьев, Леонтьев… — всех не перечесть. С чем был связан такой наплыв народа, причем не одной «лапотной Руси», готовой слушать всё, что скажет старец, но и вольной, независимо мыслящей интеллигенции — Василия Розанова и Владимира Соловьева, композитора Петра Чайковского и цвета русского писательства?

 «Все, видевшие отца Амвросия, отмечали необыкновенную любовь, которая могла объять человека, пришедшего к нему. Эта любовь была главным чудом святого. Ни исцеления больных, ни чтение писем в запечатанных конвертах, ни прозревание прошлого и будущего, ни даже молитвы, изменяющие реальность, нет, нет, именно любовь», — писал один из духовных сыновей старца.

 

В келье преподобного Амвросия

В келье преподобного Амвросия в Оптиной пустыни, коллаж

В 40-летнем возрасте по состоянию здоровья старец был отправлен за штат. Вскоре состояние его здоровья стало угрожающим, ждали конца, и по древнерусскому обычаю отец Амвросий был пострижен в схиму с сохранением имени. Но неисповедимы пути Господни: через два года неожиданно для многих больной стал поправляться. Как говорил впоследствии он сам, «В монастыре болеющие скоро не умирают, пока болезнь не принесет им настоящую пользу». Вот в таком — хронически больном, не способном ни на сугубый пост, ни на другую яркую аскетику, — проявилась сила Божия и в немощи физической свершилась.

Известные врачи, проведя обследование, сказали: «Страдает батюшка так, что, будь он человеком обычным, и недели бы не прожил». Постоянно находясь между жизнью и смертью, страдая от хронических болезней более 40 лет, о. Амвросий сострадал, понимал, миловал, утешал народ Божий.

Заштатного отца Амвросия назначили духовником для братии и благословили принимать народ, что он и делал по 12 часов в день, в остальное время молясь келейно и в храме. Начинался день в крошечной хибарке у старца в 4 утра с молитвы. В 9 утра он принимал паломников. С 2-х до 3-х — отдыхал, кушал. Затем вечерня и снова прием до полуночи. И так — 30 лет. Старец первым в Оптиной пустыни стал принимать посетительниц женского пола и для этого переселился к скитским воротам, чтобы с внешней стороны скита в специально пристроенных к его домику сенцах окормлять духовных чад.

Еще одним благодеянием народу Божию и подвигом старца Амвросия стало основание им уже на закате земной жизни Казанской Шамординской пустыни. По своей великой любви и состраданию ко множеству приходивших к нему немощных девиц, вдов и сирот, желающих посвятить свою жизнь Богу, но не имеющих достаточных материальных средств или физического здоровья, чтобы поступить в женские монастыри, преподобный Амвросий задумал создать для таковых особую обитель. Он решился, уповая на помощь и покров Царицы Небесной, взять на себя всё попечение об их устройстве и содержании, желая уберечь насельниц от мирских соблазнов и искушений.

 

Шамордино

Шамордино — основанная прп. Амвросием женская обитель

Для Шамордино батюшка Амвросий был родным отцом. Особенность его обители заключалась и в том, что многочисленное сестричество (около восьмисот человек) состояло из лиц самых разных сословий, званий и образования, и все они старались жить между собой в мире и единодушии, взаимно помогая и нося тяготы друг друга. Здесь же и прошли последние дни земной жизни старца Амвросия. Духовник его, белый священник отец Феодор, видя, что старец слабеет, спросил его:

— Батюшка, вот вы умираете. На кого обитель свою оставляете?

— Обитель оставляю Царице Небесной, а я свой крест позолотил, — был ответ преподобного.

Старец Амвросий отошел ко Господу 23 октября 1891 года в Шамордино, откуда он из-за резко ухудшившегося здоровья не смог выехать. 28 октября тело старца было предано земле в Оптиной пустыни с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем иеросхимонахом Макарием.

 

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского в Введенском соборе Оптиной пустыни

6 июня 1988 года преподобный Амвросий Оптинский стал первым из оптинских старцев, кто был причислен к лику святых. Сегодня в Оптину пустынь поклониться мощам преподобного приезжает множество людей. Ежедневно в 5.30 утра в приделе Введенского собора, освященном в его честь, служатся молебны, и по вере просящих молитвами святого Господь творит чудеса. Сбываются слова святого, когда на вопрос: «Батюшка, что же нам без тебя-то делать?» старец Амвросий шутя ответил: «Уж если я с вами тут всё возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь».

В родном селе святого 6 декабря 2012 года, в день празднования 200-летия со дня его рождения, был освящен посвященный ему храм. Построен он на месте взорванного богоборцами в 1930-е годы храма 1812 года, где служили дед и отец преподобного Амвросия и который он сам посещал в детстве.

 

Храм преподобного Амвросия Оптинского

Храм преподобного Амвросия Оптинского в Большой Липовице

Письма старца Амвросия к духовным чадам появились в печати сразу после кончины преподобного старца и неоднократно переиздавались. В них собраны советы, поучения и ответы на самые разнообразные вопросы: нравственные, богословские, житейские. В общении с людьми, искавшими духовного слова, святой часто пользовался пословицами, лечил людские горести и печали присказками и притчами:

  • Старинные люди давно решили, что без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой иначе; один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения.
  • Не хвались, горох, что ты лучше бобов: размокнешь — сам лопнешь.
  • Боже-то поможи , да и сам мужик не лежи.
  • Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные: Не живи как хочется, а как Бог приведет.

Чтобы помочь душе понять немощь человеческую, яснее разглядеть духовный недуг, старец приводил живые аналогии из окружающей действительности:

  • Научить человека жизни духовной очень трудно. Это всё равно… что выучить мужика сказать слово «секретарь». Он всё будет говорить: «Слекатарь». Ты говоришь ему: «Вот тебе рубль, скажи только — секретарь», а он выговаривает по-своему: «Слекатарь». Ну, повторяй за мной: се. И тот говорит: се; кре — кре — тарь — тарь. — Ну, говори теперь один раздельней: се-кре-тарь. — Говорит не спеша: сле-ка-тарь.
  • Свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей — тщеславия и гордости. Тщеславный если имеет красивую и благовидную наружность, то охорашивается, как селезень, и величается своею красивостью, как селезень, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для уловления похвал человекоугодничает и, как утка, кричит: «Так! Так!», когда на самом деле и в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренно бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
    Гусь, когда бывает что не по нем, поднимает крылья и кричит: «кага! каго!» Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает.

 

старец Амвросий Оптинский

Из наставлений преподобного Амвросия Оптинского:

…Будем мирны и смирны, паче же смиренны. — Тогда всё будет на пользу нам, по слову Писания: чистым всё чисто (Тит. 1, 15). — Да будет и у нас всё чисто-начисто.

Книги читай поутру, с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку.

Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Встречающиеся неприятности, неизбежные в жизни, старайся принимать благодушнее, и умудряйся не только во спасение, но и во успокоение.

Дом души — терпение, пища души — смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон (выходит из терпения).

Сама не юли и другим не вели.

Что взглаголю творящему свою волю?

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна, и будешь мирна!

Есть… которые сплошь да рядом сомневаются в доброжелательстве от меньших до старших. Будь для них кто добр, как Ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какие-нибудь малозначащие причины. Продолжая сомневаться во всех и во всем, они, наконец, доходят до сомнения и неверия относительно и будущей жизни, и таким образом сами делают жизнь свою жалкою и безотрадною.

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу (исповедоваться — Прим. ред.) и творить посильную милостыню.

Чтобы исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянут барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай-отдай! — Не всё вдруг, а понемногу.

Пищу вкушай, смотря по голоду, а не по тому, как смотреть будут.

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, а если не забывают, то ленятся, унывают. И наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия и неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, <…> отжени от мене <…> уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…

Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы.

Раздражительность постом не укрощается, а смирением, и самоукорением, и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения.

Начинать должно… с благодарения за всё. Начало радости — быть довольным своим положением.

Покаяние не оканчивается до гроба и имеет три части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей и молитву, т.е. призывание помощи Божией против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там не тверды бывают.

Кто уступает, тот получает три осьмушки с половиной, а кто мнится и право настаивать, тот получает только одну осьмушку. А иногда и одной не получает, когда сам расстроится и другого расстроит.

Смотри на всех просто.

Любовь покрывает всё. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим.

***

Любовь преподобного Амвросия была не «отношением» к кому-либо, это было состояние, в котором он жил. Пусть его святые молитвы помогут и нам стяжать мирное и любящее сердце.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из Интернета

При подготовке статьи использовались книги и материалы:

  1. Сердечная деятельность Амвросия Оптинского — Милосердие.ru (miloserdie.ru)
  2. Старец Амвросий и интеллигенция второй половины XIX века — Шамордино — официальный сайт (shamordino-m.ru)
  3. Оптина пустынь — уникальное средоточие духовности (monastery.ru)
  4. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 2002

23.10.2023

Просмотров: 409
Рейтинг: 4.6
Голосов: 23
Оценка:
Комментировать