Дивны дела Твои, Господи! (Часть 1)
Более десяти лет несет послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы сестра милосердия Ксения Шабан. Монастырь и сестричество Ксения называет своей семьей и с теплотой вспоминает о годах, проведенных на послушании, о людях, которых посылал Господь на ее непростом пути, и о маленьких чудесах, из которых соткана жизнь каждого христианина.
Внутренний перелом
— Росла я в нецерковной семье, — рассказывает сестра Ксения. — Папа был коммунистом, он исповедовал советскую идеологию. И хотя на Пасху мы ходили в храм освящать снедь, это, скорее, была лишь дань традиции.
Православная жизнь начиналась незаметно. После распределения я попала работать в магазин в городе Молодечно. Напротив магазина находился старинный храм. Я же в церковь не ходила, Бога не признавала, была комсомолкой, но Господь действовал через людей, незаметно. В храме служил старенький священник Григорий Попов, а его супруга, матушка Зинаида (Царствие ей Небесное), частенько заходила в магазин и приносила мне какие-нибудь подарочки: то иконку, то просфорку. Сестрички из храма тоже оказывали знаки внимания: то с праздником поздравят, то водички святой принесут.
А самая первая встреча с Богом, с храмом, произошла, как это нередко бывает, при печальных обстоятельствах. Мой супруг Сергей долгое время не хотел признаваться, что у него есть мама. Когда мы решили пожениться, оказалось, что его мама находится в психиатрической больнице. Мы отправились ее навестить. Когда я увидела эту больницу, во мне произошел внутренний перелом. Я не могу это объяснить словами, но вдруг на предложение моей четырехлетней дочки «Давай зайдем в храм» я, не задумываясь, согласилась. Вот так мы с мужем стали ходить в храм.
Первая исповедь
— Внезапно сестра мужа заболела шизофренией. Наступили тяжелые времена: у меня на руках был маленький ребенок, супруг очень переживал за родных.
Сестру положили в больницу в Новинках. Муж навещал ее, потом рассказал про батюшку (отца Андрея Лемешонка, духовника нашего монастыря. — Прим. ред.): «Там есть такой батюшка! Он как посмотрит — мне страшно становится: кажется, что всего тебя насквозь видит…».
Строительство монастыря только-только начиналось, вокруг было голое поле, разруха… Сейчас, оглядываясь назад, не верится, что буквально за 20 лет на пустыре возникла такая невиданная красота.
А потом сестра мужа ушла в монастырь в Боголюбово. Было это так. Мы поехали с ней в деревню Красное недалеко от Молодечно, где служил тогда отец Павел Ходаковский, тоже опытный батюшка, к которому много людей съезжалось. Он всё делал бесплатно: крестил, венчал, отпевал. Доверял Богу — и Господь возвращал ему сторицей. После проповеди отца Павла каждый выходил из храма со словами: «Так это же всё было про меня!» И вот мы съездили к отцу Павлу на службу всего один раз, и после этого сестра мужа собрала вещи и уехала в монастырь.
Нам казалось, что она приняла необдуманное решение. Муж поехал за ней, но из Боголюбово вернулся один, да еще и таким, что я боялась к нему подойти — такая благодать исходила… Тогда он впервые готовил меня к исповеди, уже осознанной, глубокой (мы в храм то ходили, но еще до конца не всё понимали). Долго супруг со мной мучился, но утром состоялась моя первая запоминающаяся исповедь, когда действительно хотелось очистить душу, вычистить всю грязь, накопившуюся за долгие годы. Конечно, период очищения длился еще долго, но стало понятно, что жить, как раньше, уже не сможешь.
Жизнь с нуля
— В 30 лет супруг заболел и внезапно умер. Остались мы вдвоем с доченькой. Его тетя выставила нас из дома вообще без ничего: мы ушли в храм, а за это время замок на двери поменяли. Мы остались на улице. «Ничего, — думаю, — прорвемся». Переночевали одну ночь у подруги. По объявлению нашли недорогую комнату, где жила лежачая бабушка.
Вот так постепенно мы начинали свою жизнь с нуля. Зато потом, когда покупали какую-то вещь, вместе с дочкой становились на колени и благодарили Бога.
Я действительно благодарна Богу за тот период, потому что хотя он и был тяжелый, но самый благодатный — молитва лилась бесконечной рекой, чувствовалась благодать Божия, Господь помогал во всем.
В семье у мамы таких перемен не понимали: «Приехала "монашка", наводит порядки тут свои». Только бабушка Анна не укоряла меня, а поддерживала. Она прожила 97 лет, была очень верующей, но веру никогда никому не навязывала. Я сейчас стараюсь брать с нее пример, понимая, что веру человеку нельзя навязать — за него можно помолиться или максимум мягко направить, но только если он сам открыт к диалогу.
Подарок от святой Ксении Петербургской
— Я работала на двух-трех работах, чтобы можно было прожить, выучить и воспитать дочку. Но без помощи святых мы не справились бы. Божии угодники всегда помогали. Остались без жилья — поехали к святой Евфросиньюшке Полоцкой. И помощь не заставила себя ждать: вскоре нам дали общежитие, сначала маленькую, а потом большую комнату.
Потом мы решили съездить к святой блаженной Ксении Петербургской — помолиться о собственном жилье. Прошло две недели, мне позвонили из райисполкома и предложили строить квартиру. «Нет-нет, у меня денег нет, дочку надо учить». Но я все-таки пошла за советом к местному батюшке, у которого исповедовалась: «Батюшка, предлагают строить жилье, а у меня денег нет, как на это решиться?» — «Ты про кого думаешь? У тебя же дочка подрастает. Это же не грех — жилье строить».
Дело в том, что в тот период у меня было понимание, что должна быть одна одежда и больше ничего. Мне было страшно даже диван купить, вроде как это уже роскошь (смеется). Но раз батюшка благословил — надо строиться. И тут случилось настоящее чудо: совершенно неожиданно нам выдали льготный кредит под 5%. Вот таким чудесным образом у нас появилось свое жилье.
Господь посылал прекрасных людей, которые помогли нам сделать ремонт в новой квартире, переехать из общежития. Вот как всё сложилось по воле Божией. Мы только ходили и заказывали благодарственные молебны.
Дивны дела Твои, Господи!
— Отдельно хочется сказать о людях и поблагодарить каждого, кто встречался на моем пути. Всех не перечислишь, но Господь постоянно показывает настоящих подвижников, через которых укрепляешься в вере и на чьих молитвах пока держится этот мир.
Недавно познакомилась с одним братом, который знает наизусть Псалтирь, Евангелие. Он два года ходил вокруг белорусской границы, чтобы в Беларуси не было войны, питался, чем Бог пошлет — и никто не знает об этом.
Или наш крестоходец Михаил — участник всех крестных ходов. С ним такие удивительные события произошли! Врачи хотели ампутировать ему ногу, а он окунулся в источнике святой Параскевы Пятницы — и исцелился! В память о таком чуде у него на ноге остался след в виде православного креста.
Не единожды Господь спасал Михаила. Как-то он попал в аварию, где пострадали мусульмане. Тогда ему сказали: «Лучше бы ты сразу умер, потому что тебя всё равно убьют». Через какое-то время Михаила избили железным прутом, проломили голову. Он попал в больницу с тяжелейшими травмами. Вскоре закончилась страховка, его выписали недолеченным. Михаил снова поехал к источнику святой Параскевы Пятницы. По его словам, после окунания двое суток проспал беспробудным сном, а когда проснулся, ничего уже не болело. Михаил прибежал в храм: «Батюшка, ребра были сломаны, голова проломлена, а ничего не болит. Снова меня Господь исцелил!» Дивны дела Твои, Господи!
Благодарна Господу за каждого человека на моем пути: сестре Светлане Лис, которая всегда помогала нашей семье; сестре Людмиле Корнеевой — моему ангелу-хранителю, которая меня всё время поддерживает. Дай Бог ей здоровья, душевного и телесного. Раньше я у нее часто ночевала. В ее доме чувствуется такая молитва… Ложимся отдыхать, а я говорю: «Сестра Людмила, я посплю, а Вы молитесь». Она вслух читает молитвы, а я могу поспать (смеется).
Продолжение следует…
Беседовала Мария Котова
Фотографии Игоря Клевко
17.10.2023