«Если на то есть воля Божия, то будет и чудо»
Сестра Мария Рассафонова родилась в семье, где в Господа верили все поколения. В красном углу в доме висели иконы (некоторые из них передаются по наследству). Каждый вечер в доме молились, а к церковным праздникам семья всегда серьезно готовилась и почитала их. В ее родном доме родители вместе с соседями даже читали акафист святителю Николаю Чудотворцу. Возможно, поэтому путь Марии в сестричество в чем-то был предопределен и стал естественным продолжением ее православной веры.
— «Смотрите, как радуется солнце!» Этими словами в день Пасхи нас, детей, рано-рано утром будила мама. Окна наши выходили на восток, и действительно, видеть этот удивительный восход было чудом каждый раз.
Моя мама 1932 года рождения, слава Богу, она жива и сегодня. Папы уже нет. Мама глубоко верующая, это ей передалось от бабушки. Тогда не было никаких молитвословов, никаких церковных книг. Молитвы записывали и передавали записи друг другу. Мой папа для мамы своим каллиграфическим почерком переписывал молитвы в тетрадочку. Так мы, дети, потом по этой тетрадочке и молились.
Я родилась 21 ноября в Ветковском районе Гомельской области. В этот день Церковь чтит память архангела Михаила. И могу сказать, что его покровительство я чувствую с детства.
Помню такой случай. Мне лет 9, я пасла гусей и одного потеряла. Родители ругали меня за то, что недосмотрела. Пошли его искать. А у нас река рядом, ну, думаю, всё, дело пропащее. Сижу и молюсь Господу, чтобы помог. И вижу, идут родители с этим гусенком.
Как ребенок мог молиться? Но от всего сердца. Уже тогда я почувствовала, что Господь помогает мне.
А еще на меня сильно повлияло, когда я увидела, как моя старшая сестра молилась перед иконами накануне экзамена. После этого я тоже стала всегда молиться перед значимыми событиями в своей жизни.
У моих родителей было шестеро детей. Я — младшая. До меня у них родились двойняшки-девочки, но они умерли. Мама потом рассказывала о таком своем сне: словно с иконы, что висела в нашем доме, сходит Богородица и говорит: «Сейчас все люди грешные, очень». И на просьбу моей мамы помочь хоть как-то исправиться Богородица берет белый платочек и с обеих сторон заворачивает внутрь по уголочку. Этот сон мама видела незадолго до появления на свет двойняшек. Когда мама их родила, каким-то чудом смогла покрестить. В то время это было очень сложно. После этого малышки прожили всего несколько недель и отошли ко Господу. Мама видела в этом Промысл: Господь дал возможность покрестить малышек, а уже только потом забрал их к Себе.
«А что дальше там, за человеческой жизнью на земле?»
Сегодня сестра Мария несет послушание во 2-й городской клинической больнице Минска. Вместе с другими сестрами несколько раз в неделю уже много лет посещает больных, рассказывает им о православной вере, вдохновляет, вселяет надежду.
Самое важное в любом послушании — любовь. Без нее в сестричестве ничего не получится. Ведь полюбить и принять здорового человека несложно, а вот болящего, да еще и чужого, не всякому дано.
— Это Господь действует: и слова нужные вовремя сказать, и промолчать вовремя, — говорит сестра Мария. — Порой сама удивляюсь, откуда во мне такие мысли, такое понимание человека, сострадание ему.
С самого юного возраста у меня появились вопросы: а что дальше там, за человеческой жизнью на земле? Для чего мы здесь?
Служить — это значит отдавать любовь, добро, время. Отдавать, ничего не ожидая взамен. И не важно, кто перед тобой. Служить — это передавать свою веру, говорить с благодарностью о таких таинствах, как исповедь и Причастие.
— Мое первое осознанное глубокое Причастие случилось, когда у меня уже были свои дети. Я тогда пришла в храм св. Александра Невского в Минске. До сих помню этого батюшку. Подхожу к исповеди, а он, улыбаясь, так тепло посмотрел на меня и спросил: «Каетесь?» Я ответила, что, конечно, да. И он отправил меня причащаться. Ну чудо, просто!
Второй раз — мне уже было примерно 30 лет — я попала на исповедь к нашему отцу Андрею Лемешонку. Тогда он еще служил в Петро-Павловском соборе. Спросил у меня, когда я причащалась последний раз. Ответила, что давно. Он сказал, что надо хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. И я стала приходить всё чаще и чаще. А на тот момент у меня еще и дочь заболела — заболевание крови. Врачи не могли понять причину и назначить лечение. Сложный был период. Батюшка тогда сказал причащать ее каждую неделю — такое лекарство назначил. Мы последовали этому «назначению», ходили с дочкой в храм каждую неделю — и всё нормализовалось! Сегодня моей дочери 32 года.
«Подобное притягивает подобное»
В одном доме с сестрой Марией жили отец Сергий Храпицкий с матушкой Анной.
— На тот момент (это 90-е годы) нынешний батюшка с матушкой только воцерковлялись, были мирскими людьми. Они позвали меня ходить с ними на беседы к отцу Андрею. И вот так тоже действовал через них Господь на моем духовном пути.
Через отца Андрея мне открылась полнота Божией любви. Он смог передать это и нам. До конца понять это было трудно на тот момент, но почувствовать удалось.
В своей собственной семье сестра Мария с мужем родили троих детей. Все они воцерковлены. Но у каждого — свой путь в церкви, его надо понять и принять.
— Дочка моя даже была в сестричестве при Свято-Воскресенском храме, это был ее осознанный выбор. Потом в 16 лет она перестала ходить на служение, но храм, к счастью, не оставила. А со старшим сыном, помню, была такая история. Как-то были мы на службе. Ему было года три, наверное, или четыре. Служба закончилась, и все как-то быстро стали расходиться. Ну и мы второпях вышли из храма, крест не поцеловали, а направились к остановке. Идем, а сын упирается: не пойду и всё. А возле храма Петра и Павла, если помните, стоит поклонный крест. И вот пока мы не вернулись и не поцеловали крест, сын не хотел уходить. Наш младший сын посещал православную группу в садике. Но у него такой аналитический подход к вере, ему важно всё обдумать, осознать, понять — всё через ум.
Муж мой тоже из верующей семьи, мы с ним из одной деревни. Но путь к вере у моего супруга, в отличие от меня, проходил через кризисы. Он никогда не препятствовал мне ни в чем, но в храме, правда, бывал реже меня. Но Господь дал нам силы. Мы вместе и с Богом. Причащаемся. Нашему браку уже 34 года.
«Слово — не воробей, за каждое будем держать ответ»
Жизненный этап в монастыре начался у сестры Марии в 2011 году. Тогда она пришла сюда на работу бухгалтером, как говорят, «по протекции». Ее подруга — теперь тоже сестра милосердия — Екатерина Муратова позвонила и рассказала, что ее пригласили в монастырь трудиться бухгалтером в иконописную мастерскую.
— Я обрадовалась за нее, — вспоминает сестра Мария, — и сказала, чтобы она шла, пробовала, и добавила почему-то: — И я потом приду. Вот сказала — и сбылось. Через некоторое я оставила работу «в миру» и пришла в монастырь трудиться бухгалтером. Вот так Господь призвал меня отвечать за свои слова.
«Если на то есть воля Божия, то будет и чудо»
— С самого начала моего пребывания в монастыре Господь показывал мне всю красоту этого места и людей в нем. Все матушки, с которыми я трудилась рядом, необыкновенные. Обо всех я всегда вспоминаю с любовью: их смирение, скромность, то, как они относятся к послушанию, к своим обязанностям.
Трудилась я в выставочном отделе, на «точке» (в церковной лавочке. — Прим. ред.), в швейной мастерской. Везде работа с людьми — и как же Господь раскрывает каждого, как к месту применяет талант каждого!
Теперь я тружусь администратором в доме паломника и выполняю обязанности бухгалтера в паломническом отделе. И, конечно, служение в больнице. Вот мы приходим в отделение вдвоем с сестричкой. 14 палат. В основном люди очень рады нам, но иногда — совсем не рады, хотя это бывает очень редко. И то, и другое нужно принимать ровно, просто с любовью делать свое дело.
Есть люди, которые сразу идут на контакт, интересуются историей Церкви, задают глубокие вопросы. С ними порой беседуем очень долго. Наша задача — подготовить болящих к исповеди и Причастию, к приходу батюшки.
Чем дальше, тем больше понимаешь свою греховность. Хочется, чтобы Господь дал больше возможности и времени послужить Ему через ближнего.
Я мечтаю о том, чтобы мои дети всегда были в храме, душу свою спасали — не просто жили на земле, чтобы понимали, что душа — бесценна, за нее идет борьба. Это очень важно помнить.
Я мечтаю возрастать духовно, стяжать смирение, научиться любить ближнего, искренне, по-настоящему, в любом его проявлении. Я мечтаю научиться принимать человека. Господь принял нас всех такими, какие мы есть. А мы ближнего своего часто не можем даже немного потерпеть.
Беседовала Ирина Кругликова
Фото Игоря Клевко
12.10.2023