X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (ч. 2)

Беседа о важном с отцом Сергием Нежбортом

Как сохранить веру в жизненных испытаниях? Зачем человеку надежда? Какой шаг любви может сделать каждый из нас? В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии мы продолжаем беседу с клириком нашего монастыря, руководителем иконописной мастерской иереем Сергием Нежбортом о трех главных христианских добродетелях.

Надежда

— Вторая добродетель — это надежда. Давайте вернемся к примеру жены, которая молилась Богу о выздоровлении мужа, но всё равно его потеряла. Она надеялась на выздоровление, и эта надежда давала ей силы. А может быть, если бы надежды не было, не было бы таким болезненным разрушение иллюзий? И если отпустить надежду, может быть, было бы проще жить?

— Господь доверяет нам этот выбор: как ты хочешь? Хочешь надеяться? Тогда надежда станет для тебя определенным стержнем в жизни. Если отпустить надежду, важно при этом не отчаяться. Потому что тогда наступает тупик, всё обессмысливается, дальнейшая жизнь становится уже ненужной. А человеку нужно жить. Надежда для него — это воздух, которым он дышит. Конечно, бывает, что не всегда всё происходит так, как мы надеемся. Но сама надежда дает нам силы, возможность жить.

 

иконописец с кистью

Я читал книгу Виктора Франкла «Сказать жизни ДА!» о его опыте пребывания в нацистском концлагере. Он писал, что из людей, которые попадали в эти по-человечески невыносимые условия, выживали не самые сильные или здоровые, а те, которые хотели жить. Благодаря надежде им давалась какая-то странная сила. И достаточно было человеку вдруг отчаяться, как он тут же терял силы, здоровье и, по сути, умирал.

Наверное, надежда просто необходима человеку, и даже надежда на какое-то чудо. Есть определенный подвиг неверия земному ходу вещей, когда всё вокруг говорит, что это невозможно, так не бывает, а человек всё равно надеется. И пока эта надежда есть, человек может как-то жить, а если ее не будет, тогда наступит мрак.

Разочароваться полностью, утратить надежду совсем для меня было бы катастрофой. Я не смог бы заниматься тем, чем занимаюсь.

— В перечислении добродетелей «надежда» стоит между «верой» и «любовью». Почему этот мостик связан именно с надеждой? Надежда — это ступенька к любви?

— Я не думаю, что это ступеньки, наверное, это грани души, человеческих возможностей, без которых наша жизнь становится пустой, серой.

Есть какая-то таинственная связь между этими добродетелями. Думаю, что одно без другого и не существует. Невозможно сказать, что у меня есть любовь, а нет веры, или есть надежда, а нет любви. Наверное, все эти добродетели — проявление жизни в человеке. Как пел Владимир Высоцкий: «Я дышу, а значит, я живу. Я живу, а значит, я люблю». А если я не люблю, то и не живу. Физически моя жизнь продолжается, но на самом деле ее нет.

 

солнышко висит

— Я прихожу в больницу служить молебен о болящих. В чинопоследовании молебна есть чтение Евангелия, определенный отрывок. Но я всегда читаю другое Евангелие, которое мне очень нравится: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7: 7, 8).

Когда я читаю эти слова в больнице, кожей чувствую, как они сейчас нужны тем, кто их слушает. Это не значит, что человек после молебна зайдет в свою палату, попросит у Бога исцеления, и завтра его выпишут. Нет. Но эти слова задают другой тон нашей жизни. И мне кажется, что именно в ракурсе этих слов человек должен жить. В этих словах есть полнота всех возможных земных просьб и нужд — так лаконично, так ясно и просто.

— Думаете, эти слова относятся и к земным просьбам?

— Не думаю, что человек может четко отделить, что эта просьба у него о земном, а эта — о небесном. Часто земное и небесное переплетено. Человек — не односложное существо, в нем одновременно есть противоречие земли и неба, и поэтому наши просьбы, нужды всегда двуединой природы. Я думаю, что эти евангельские слова не только о дарах Святого Духа, но и о жизни в целом.

 

размышления иконописца

С этим отрывком из Евангелия у меня связано такое воспоминание. Я начинал ходить в храм в школьное время, был еще даже некрещеный. Это был храм святителя Николая Чудотворца в Бресте. Меня очень впечатлял один момент. Заканчивалась Божественная литургия, в храме оставалось совсем немного людей, служился молебен, и священник читал этот отрывок из Евангелия. В этом храме была такая традиция: люди подходили к священнику, наклоняли головы, и он медленно, нараспев читая эти слова, касался Евангелием всех, кто был рядом. И это было так красиво — сам образ этого священника, то, как он погружался в это чтение, свет, падающий из окна храма…

В тот момент я не понимал до конца, что происходит, но чувствовал, что сейчас Господь очень близко. Было ощущение, что происходит что-то совершенно вневременное. И прикосновение Евангелия к головам людей — это, по сути, касание Божьей руки.

 

кисти

Всякий раз, когда я читаю этот отрывок из Евангелия, в моей памяти воскресает этот образ и согревает меня. Тот пережитый мной опыт, встреча с благодатью оказались мне очень нужны. И я благодарен, что у меня был опыт постепенного воцерковления, когда я, еще ничего не зная умом, какие-то вещи переживал на душевно-сердечном уровне, и только потом они для меня открывались и осмыслялись.

Любовь

— Я совсем не знаю, что такое любовь к ближнему, и не знаю, как к этой теме подходить. Вот Вы рассказали про свою бабушку, а я понимаю, что совсем не такая, как она, и что до этого уровня любви неизвестно, дотянусь ли вообще…

— Я думаю, что человек рисует нереальную картину о  любви.

Мы можем проявить любовь в ту меру, на которую способны именно мы. Допустим, мы можем как минимум быть вежливыми: просто взять за правило быть вежливыми даже в каких-то трудных ситуациях. Иногда за рулем, например, можно оказаться в ситуации, когда водитель по оплошности совершает ошибку. Люди по-разному на это реагируют. Бывает, что человек заводится с полуоборота, в нем сразу поднимается волна негатива, ненависти, даже если ничего страшного не произошло. А можно проявить снисходительность, сказать: «Ну, ничего страшного, бывает». И в этом будет наше маленькое, незаметное проявление любви. Можно попытаться ценить личное пространство других людей, не вторгаться в него, не вламываться.

Любовь к человеку — это широкое поле для деятельности. Один человек, скажем, посещает инвалидов в интернате, а другой всегда дружелюбный. Он всегда в хорошем настроении, готов кого-то поддержать. А у меня нет такого таланта, и моя любовь будет проявляться в том, что, когда мне хочется сказать что-то обидное, я возьму и не скажу. А еще лучше, если я сделаю так, чтобы человек не заметил, что мне сейчас с ним трудно общаться, или найду корректные, вежливые слова, чтобы его не травмировать. Хотя, конечно, было бы легче и проще наговорить гадостей.

В той жизненной ситуации, в которую тебя поставил Бог, надо попытаться использовать возможность проявить любовь. Это и будет шаг к любви. И будем надеяться, что если эти шаги станут нашим постоянным внутренним усилием, то постепенно приведут нас к тому рубежу любви, к которому мы можем подойти.

— Почему бывает, что даже верующий человек не чувствует любовь Бога?

— Думаю, это вопрос чуткости. Есть люди чуткие. Они чутки во всем: к себе, к людям, к природе, к искусству, к Богу, к мельчайшим вибрациям в жизни. А есть люди менее чуткие, у них, наверное, есть какие-то другие таланты.

 

ручка с милостыней на иконе

Думаю, хорошо бы ставить перед собой такую задачу — развитие чуткости. В жизни можно себя настраивать на определенную волну. И если человек настроит себя на волну чуткости, то сам удивится, что начнет чувствовать вещи, о которых не подозревал. Он начнет замечать настроение других людей, полутона, нюансы, начнет чувствовать погоду, слышать птиц, шелест листвы, увидит луч солнца.

Хорошо бы, чтобы кто-то этому учил. Это такие базовые вещи, которые можно заложить в детстве, они привьются человеку и станут частью его натуры. Конечно, если человек огрубел, очерствел, ему тяжело, ему кажется, что это какие-то ненужные вещи, а они не такие и лишние.

Мне кажется, наше богослужение устроено так, что помогает человеку развивать чуткость. Оно длительное, не эффектное, в нем нет громких звуков, оно требует умения погружаться, чтобы в конце концов услышать для себя какое-то важное слово, пережить какую-то секунду. Если человек регулярно бывает на службе, то это для него уникальная возможность развить свою чуткость. А потом, может, эта чуткость поможет ему услышать другого человека и проникнуться его состоянием. Или через него услышать и для себя ответ на какой-то вопрос, который есть внутри.

 

тюбик с краской

У нас дочка Катя пошла в первый класс, и как-то я вез ее в школу. Утро, я нахожусь в таком состоянии, когда ты понимаешь, что тебе надо поскорее приехать на работу, где тебя ждет куча проблем, звонков, невыясненных трудных вещей, которые тебя уже заранее мучают. И я еду с Катей чисто механически. А она живет в совсем другом мире, она лишена забот и проблем. У нее есть утро, солнце, этот момент, и она спрашивает меня: «А ты бы смог меня сегодня забрать?» Я объясняю, что это будет сложно, у меня работа, день разобьется. А она говорит совершенно неменяющимся голосом: «А что тебе важнее? Я или работа?» Я говорю: «Конечно, ты, но понимаешь, это взрослая жизнь, надо зарабатывать деньги». А она говорит: «А что эти деньги? Это же пыль».

Вот так пообщаешься с семилетним человеком и можешь услышать вещи, которые не всегда прочитаешь у профессора.

Чуткость может помочь человеку, оглушенному жизненными проблемами, чуть-чуть открыть себя для другого человека, для того мира, который нас окружает, для Бога и Его любви.

Беседовала Ольга Демидюк

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (ч. 1)>>

30.09.2023

Просмотров: 231
Рейтинг: 4.9
Голосов: 31
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать